Файл: МЕТУК.Инф и Прогр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.01.2025

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15

Мгоу Кафедра управления и информатики в технических системах

ИНФРМАТИКА

Рабочая программа, методические указания и задания на

курсовую работу для студентов специальности

(151001) – Технология машиностроения

Вечернее отделение

проф., к.т.н. В.П. Зинкевич

Москва 2010

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания, рабочая программа и задания на курсовую работу по дисциплине «Информатика» составлены в соответствии с учебным планом и программой, утвержденными для студентов специальности (151001) «Технология машиностроения» вечернего отделения.

На изучение данной дисциплины по учебному плану очно-заочной (вечерней) системы обучения отводится: лекций – 34 ч., практических и лабораторных занятий – 51 ч. В процессе изучения дисциплины студенты сдают зачет в первом семестре, выполняют курсовую работу, по которой сдают зачет с оценкой во втором семестре и сдают экзамен во втором семестре по всей дисциплине.

Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с основными понятиями информационных процессов, принципами организации аппаратного и программного обеспечения компьютеров, как основного средства обработки информации, принципами и основными характеристиками работы периферийных устройств и их взаимодействие в составе вычислительной системы; ознакомление и освоение методов работы с прикладным программным обеспечением; освоение принципов программирования типовых инженерных задач на алгоритмическом языке высокого уровня.

Основные задачи изучения данного курса заключаются в приобретении студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим направлениям:

- понятие информации и дисциплины информатики;

- история развития вычислительной техники как основного средства обработки информации;

- системы счисления и их влияние на параметры компьютера;

- структурная схема компьютера и классификация компьютеров:


- программное обеспечение компьютера;

- алгоритмы и программирование инженерных задач:

- биотехнологии и перспективы развития вычислительной техники.

Полученные знания позволят студенту :

  • разрабатывать, внедрять и эксплуатировать автоматические и автоматизированные устройства и системы радиотехники, использующие вычислительные машины и устройства:

  • использовать современные компьютеры и вычислительные системы для выполнения проектных работ и научно-технических расчетов.

Усвоение курса_”Информатикa” основано на знаниях, полученных при изучении курсов «Математика», «Физика», «Информационные технологии и средства дистанционного обучения».

В то же время данная дисциплина является основой для изучения других дисциплин, например такой как, «Основы новых компьютерных технологий в машиностроении».

.

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины.

Понятие информации и информатики. Кодирование. Сигналы и информация. Краткая история развития вычислительной техники. Современное состояние и тенденции развития. Аналоговые и цифровые вычислительные машины. Особенности цифровых вычислений. Поколения вычислительных машин.

Методические указания.

Информацией называются сведения, сообщения или данные независимо от их поиска, хранения, обработки, представления или распространения. А под информатикой понимается наука об обработке информации, т.е. о ее преобразовании, передаче, запоминании и воспроизведении. По восприятию органами чувств информация бывает визуальная (оптическая), звуковая, обонятельная , вкусовая, тактильная. Чтобы сохранить информацию , ее нужно закодировать. Любая информация хранится в виде кодов. Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию. Все виды информации представлены в компьютере в двоичном коде. Эффективное развитие всех областей деятельности человека в настоящее время чаще всего опирается на широкое применение вычислительных машин и математических методов. Поколение вычислительных машин характеризуется некоторыми особенностями, чаще всего используемой элементной базой (электронные лампы, транзисторы, интегральные схемы, большие интегральные схемы). Различие аналоговых и цифровых вычислительных машин заключается в способе представления математических величин, которые участвуют в вычислениях.


[1 стр. 7-24; 2 стр. 4-7; ]

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое информация и информатика?

  2. С какими видами информации вам приходится сталкиваться?

  3. Перечислите поколения вычислительных машин и дайте их краткую характеристику.

  4. Чем отличаются аналоговые вычислительные устройства от цифровых?

  5. Каковы особенности компьютеров 5-го поколения?


Тема 2. Арифметические основы построения компьютеров

Системы счисления. Позиционная и непозиционная системы счисления. Основание системы счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выбор системы счисления для компьютера. Физическое представление информации в вычислительных машинах.

Методические указания

Система счисления – это набор правил и знаков, с помощью которых можно представить любое число. Система счисления проектируемого компьютера выбирается чаще всего по минимальным затратам активных компонентов (в настоящее время транзисторов). В подавляющем большинстве вычислительных машин применяется двоичная система счисления. Эта система использует для представления чисел, знаков и команд два знака– «0» и «1».

Кроме двоичной системы применяются двоично-десятичная, четверичная, восьмеричная и шестнадцатиричная системы. Наименьшая единица измерения информации 1 бит, т.е. это количество информации, которое несет один разряд двоичного числа. Байт – восьмиразрядное двоичное число, содержащее 8 бит информации.

[1 стр. 18-41; 2 стр. 8-13]

Вопросы для самопроверки

  1. Сформулируйте правило перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Переведите десятичное число 13,2 : а) в двоичную систему счисления; б) в восьмеричную систему.

  3. Что такое бит?

  4. Что такое байт?

  5. Какой объем информации содержится в стандартной странице текста?

Тема 3. Принцип действия и структурная схема компьютера

Принцип действия компьютера. Основные аппаратные составляющие компьютера и их роль в его работе. Структурная схема аппаратной части компьютера. Структурная схема вычислительной системы. Классификация компьютеров. Принцип работы процессора, структурная схема, выполняемые функции, классификация. Задачи управления компьютером Кэш память

Методические указания

Современный компьютер в общих чертах действует так, как действовал человек при решении какой-то задачи в до компьютерные времена. Тогда для проведения чисто математических расчетов использовалось какое-то вспомогательное устройство (счеты, логарифмическая линейка, калькулятор). Для регистрации исходных данных, промежуточных и конечных результатов применялась, например, бумага и пишущий инструмент (карандаш, ручка). А человек управлял процессом вычислений, беря исходные данные и формулы из таблицы, перенося их в арифметическое устройство. Результат же переносился человеком в таблицу. Если в этой системе – калькулятор, человек, бумага-карандаш – калькулятор заменить автоматическим электронным вычислительным устройством, человека заменить устройством управления, а бумагу-карандаш электронной памятью, то мы получим ядро современного компьютера. Если сюда добавить устройство ввода информации и устройство вывода информации, то фактически все основные блоки компьютера будут в сборе. По областям использования и особенностям к5онструкции компьютеры можно разделить на группы: 1) персональные компьютеры; 2) мэйнфреймы; 3) управляющие; 4) переносные; 5) серверы; 6) суперкомпьютеры.


[1 стр. 86-93; 2 стр. 14-23 ]

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные структурные блоки современного компьютера.

  2. Какие функции выполняет процессор компьютера?

  3. Какие функции выполняют мейнфреймы?

  4. Назовите основные функции оперативного запоминающего устройства.

  5. Какие программы и информация хранятся во внешнем запоминающем устройстве?