ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.01.2025
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Мгоу Кафедра управления и информатики в технических системах
Рабочая программа, методические указания и задания на
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины.
Тема 2. Арифметические основы построения компьютеров
Тема 3. Принцип действия и структурная схема компьютера
Тема 4. Оперативные и внешние запоминающие устройства
Тема 5. Устройства ввода и устройства вывода
Тема 6. Программное обеспечение компьютера
Мгоу Кафедра управления и информатики в технических системах
ИНФРМАТИКА
Рабочая программа, методические указания и задания на
курсовую работу для студентов специальности
(151001) – Технология машиностроения
Вечернее отделение
проф., к.т.н. В.П. Зинкевич
Москва 2010
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания, рабочая программа и задания на курсовую работу по дисциплине «Информатика» составлены в соответствии с учебным планом и программой, утвержденными для студентов специальности (151001) «Технология машиностроения» вечернего отделения.
На изучение данной дисциплины по учебному плану очно-заочной (вечерней) системы обучения отводится: лекций – 34 ч., практических и лабораторных занятий – 51 ч. В процессе изучения дисциплины студенты сдают зачет в первом семестре, выполняют курсовую работу, по которой сдают зачет с оценкой во втором семестре и сдают экзамен во втором семестре по всей дисциплине.
Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с основными понятиями информационных процессов, принципами организации аппаратного и программного обеспечения компьютеров, как основного средства обработки информации, принципами и основными характеристиками работы периферийных устройств и их взаимодействие в составе вычислительной системы; ознакомление и освоение методов работы с прикладным программным обеспечением; освоение принципов программирования типовых инженерных задач на алгоритмическом языке высокого уровня.
Основные задачи изучения данного курса заключаются в приобретении студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим направлениям:
- понятие информации и дисциплины информатики;
- история развития вычислительной техники как основного средства обработки информации;
- системы счисления и их влияние на параметры компьютера;
- структурная схема компьютера и классификация компьютеров:
- программное обеспечение компьютера;
- алгоритмы и программирование инженерных задач:
- биотехнологии и перспективы развития вычислительной техники.
Полученные знания позволят студенту :
разрабатывать, внедрять и эксплуатировать автоматические и автоматизированные устройства и системы радиотехники, использующие вычислительные машины и устройства:
использовать современные компьютеры и вычислительные системы для выполнения проектных работ и научно-технических расчетов.
Усвоение курса_”Информатикa” основано на знаниях, полученных при изучении курсов «Математика», «Физика», «Информационные технологии и средства дистанционного обучения».
В то же время данная дисциплина является основой для изучения других дисциплин, например такой как, «Основы новых компьютерных технологий в машиностроении».
.
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины.
Понятие информации и информатики. Кодирование. Сигналы и информация. Краткая история развития вычислительной техники. Современное состояние и тенденции развития. Аналоговые и цифровые вычислительные машины. Особенности цифровых вычислений. Поколения вычислительных машин.
Методические указания.
Информацией называются сведения, сообщения или данные независимо от их поиска, хранения, обработки, представления или распространения. А под информатикой понимается наука об обработке информации, т.е. о ее преобразовании, передаче, запоминании и воспроизведении. По восприятию органами чувств информация бывает визуальная (оптическая), звуковая, обонятельная , вкусовая, тактильная. Чтобы сохранить информацию , ее нужно закодировать. Любая информация хранится в виде кодов. Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию. Все виды информации представлены в компьютере в двоичном коде. Эффективное развитие всех областей деятельности человека в настоящее время чаще всего опирается на широкое применение вычислительных машин и математических методов. Поколение вычислительных машин характеризуется некоторыми особенностями, чаще всего используемой элементной базой (электронные лампы, транзисторы, интегральные схемы, большие интегральные схемы). Различие аналоговых и цифровых вычислительных машин заключается в способе представления математических величин, которые участвуют в вычислениях.
[1 стр. 7-24; 2 стр. 4-7; ]
Вопросы для самопроверки
Что такое информация и информатика?
С какими видами информации вам приходится сталкиваться?
Перечислите поколения вычислительных машин и дайте их краткую характеристику.
Чем отличаются аналоговые вычислительные устройства от цифровых?
Каковы особенности компьютеров 5-го поколения?
Тема 2. Арифметические основы построения компьютеров
Системы счисления. Позиционная и непозиционная системы счисления. Основание системы счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выбор системы счисления для компьютера. Физическое представление информации в вычислительных машинах.
Методические указания
Система счисления – это набор правил и знаков, с помощью которых можно представить любое число. Система счисления проектируемого компьютера выбирается чаще всего по минимальным затратам активных компонентов (в настоящее время транзисторов). В подавляющем большинстве вычислительных машин применяется двоичная система счисления. Эта система использует для представления чисел, знаков и команд два знака– «0» и «1».
Кроме двоичной системы применяются двоично-десятичная, четверичная, восьмеричная и шестнадцатиричная системы. Наименьшая единица измерения информации 1 бит, т.е. это количество информации, которое несет один разряд двоичного числа. Байт – восьмиразрядное двоичное число, содержащее 8 бит информации.
[1 стр. 18-41; 2 стр. 8-13]
Вопросы для самопроверки
Сформулируйте правило перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Переведите десятичное число 13,2 : а) в двоичную систему счисления; б) в восьмеричную систему.
Что такое бит?
Что такое байт?
Какой объем информации содержится в стандартной странице текста?
Тема 3. Принцип действия и структурная схема компьютера
Принцип действия компьютера. Основные аппаратные составляющие компьютера и их роль в его работе. Структурная схема аппаратной части компьютера. Структурная схема вычислительной системы. Классификация компьютеров. Принцип работы процессора, структурная схема, выполняемые функции, классификация. Задачи управления компьютером Кэш память
Методические указания
Современный компьютер в общих чертах действует так, как действовал человек при решении какой-то задачи в до компьютерные времена. Тогда для проведения чисто математических расчетов использовалось какое-то вспомогательное устройство (счеты, логарифмическая линейка, калькулятор). Для регистрации исходных данных, промежуточных и конечных результатов применялась, например, бумага и пишущий инструмент (карандаш, ручка). А человек управлял процессом вычислений, беря исходные данные и формулы из таблицы, перенося их в арифметическое устройство. Результат же переносился человеком в таблицу. Если в этой системе – калькулятор, человек, бумага-карандаш – калькулятор заменить автоматическим электронным вычислительным устройством, человека заменить устройством управления, а бумагу-карандаш электронной памятью, то мы получим ядро современного компьютера. Если сюда добавить устройство ввода информации и устройство вывода информации, то фактически все основные блоки компьютера будут в сборе. По областям использования и особенностям к5онструкции компьютеры можно разделить на группы: 1) персональные компьютеры; 2) мэйнфреймы; 3) управляющие; 4) переносные; 5) серверы; 6) суперкомпьютеры.
[1 стр. 86-93; 2 стр. 14-23 ]
Вопросы для самопроверки
Назовите основные структурные блоки современного компьютера.
Какие функции выполняет процессор компьютера?
Какие функции выполняют мейнфреймы?
Назовите основные функции оперативного запоминающего устройства.
Какие программы и информация хранятся во внешнем запоминающем устройстве?