ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.01.2025
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Частота дискретизации яркостного сигнала (13.5МГц) в два раза выше частоты дискретизации цветоразностных сигналов (6.75МРц). В иерархии цифровых стандартов в качестве базовой частоты дискретизации принята частота 3.375МГц, и по сравнению с ней частоты дискретизации яр- костного и двух цветоразностных сигналов соответственно в четыре и в два раза выше, т.е. находятся в соотношении: 4:2:2. Соотношение частот дискретизации трех сигналов называют «формат дискретизации». Формат дискретизации 4:2:2 принят в качестве базового для оценки других вариантов дискретизации компонентных сигналов.
В качестве характеристики цифровых сигналов используют параметр «скорость цифрового потока» - V. Величина параметра V указывает количество импульсов, передаваемых в единицу времени, и определяется соотношением: V = n fд бит\сек. Здесь n - разрядность кодирования. Определим общую скорость Vобщ для всех трех составляющих компонентного цифрового сигнала: Vобщ = n fду + 2n д цв.
В случае восьмиразрядного кодирования получим: Vобщ = 216Мбит\с, а для десятиразрядного кодирования Vобщ = 270Мбит\с.
3.4. Параметры дискретизации и квантования для базового цифрового формата 4:2:2 13.5мГц
На рис.3.8. показано: в течение длительности строки укладывается 864 отсчета яркостного сигнала (через интервал дискретизации Тд = 74нс). К активной части цифровой строки отнесено 720 отсчетов, но только 702
* I*
взяты в активной части аналоговой строки, а 10 отсчетов слева и 8 отсчетов справа берут из двух соседних интервалов гашения аналоговой строки. Расширение активной части цифровой строки обеспечивает защитные интервалы, которые предотвращают проникновение нежелательных цифровых краевых эффектов в видимую зрителем часть строки изображения. В течение передачи сигнала по всему цифровому тракту эти отсчеты передаются как сигналы прямого хода строки, но они подлежат гашению в процессе цифро-аналогового преобразования.
Расположение временных интервалов цифрового сигнала определяется тем, что генератор дискретизирующих импульсов синхронизируется фронтами строчных синхроимпульсов аналогового сигнала. Фронт импульса Тд совпадает с фронтом строчного .синхроимпульса (точка Oh на рис. 3.8), и псе точки цифровых отсчетов определяются по целому числу интервалов Тд о тточки Oh.
Положение точки Oh стандартизовано относительно фронта строчного гасящего аналогового импульса : фронт синхроимпульса задержан на 1.5мкс или отстоит на 20 интервалов Тду. Также стандартизована длительность строчного гасящего импульса Тг стр = 12мкс = 162Тду. Отсюда можно подсчитать, сколько интервалов дискретизации отделяют точку Oh от начала активной части цифровой строки (132Тду) и от конца предыдущей цифровой строки (12Тду)-см.рис. 3.8.
По вертикали ТВ изображения цифровая активная часть кадра на одну строку больше аналоговой активной части кадра : каждое цифровое ноле содержит целое и одинаковое число строк - 288 , в отличие от аналогового растра, где каждое поле сформировано из 287.5 строк. Половину строки (23) добавляют в начале нечетного цифрового ноля и половину строки (623) в конце четного поля. В результате оба цифровых поля содержат целое число строк (288), а интервал гашения после четного ноля сокращается на одну строку и содержит 24Тстр ( Тстр = H = 64 мкс - длительность строки).
На рис.3.9 показаны шкалы 8-битового и 10 -битового квантования яркостного и цветоразностных сигналов цветных полос. Шкалы квантования получены в результате компромисса между относительным уровнем ошибок квантования (шумом квантования) и величиной запаса по динамическому диапазону величин сигналов.
Строго говоря, ошибки квантования не являются случайными и к ним не применимы методы статистического анализа. Но среднеквадратичное значение уровня шума квантования составляет около 35% от величины шага квантования. Отсюда вычисляют: 8-битовое кодирование 100% (по размаху) сигнала посредством 220 шагов квантования дает значение отношения сигнал\шум около 56.8 дБ. Однако реальный мешающий эффект ошибок квантования намного больше из-за повышенной заметности ложных контуров, возникающих на плавных переходах яркости изображения.
Сигнал яркости, изменяющийся в диапазоне 0...700 мВ, квантуется уровнями 16...235, т.е. занимает 220 уровней шкалы. Установлен запас: выше номинального уровня «белого» (235) можно использовать 19 уровней (8.6% размаха номинального сигнала или 61мВ) и ниже номинального уровня «черного» (16) используют 1'1 уровней (6.3% размаха номинального сигнала или 48 мВ). Указанный запас достаточен для передачи точно отрегулированных студийных сигналов, однако во внестудийных условиях нужно обеспечивать защитное ограничение уровней аналогового сигнала перед подачей его на АЦП.
Динамический диапазон аналоговых цветоразностных сигналов (от -350мВ до + 350мВ ) , принятый за «1», квантуют уровнями от 16-го до 240-го , т.е. число используемых отсчетов шкалы - 225. Запас в каналах цветоразностных цифровых сигналов составляет 14 уровнен и в сторону увеличения положительных значений аналоговых сигналов, и в сторону увеличения отрицательных значений, а это соответствует увеличению квантуемых сигналов на 6.3% (44мВ). Важно отмстить, что нулевой уровень аналогового двуполярного цветоразностного сигнала (уровень «черного») при 8-ми разрядной дискретизации кодируют уровнем 128 (в отличие от уровня «черною» яркостного сигнала, принятого равным 16). Но в шкале восьмибитового кодирования и яркостного и цветоразностного сигналов уровни «О» и «255» зарезервированы для передачи сигнала синхронизации.
10-битовое квантование видеосигналов существенно снижает (в 4 раза или па 12 дБ ) заметность ошибок квантования, но не влияет на относительную величину запаса по динамическому диапазону. В 10-битовых кодах уровни 0...3 и 1020... 1023 резервируют для передачи цифровых синхросигналов. Единичный яркостный сигнал (от 0 до 700мВ) занимает 877 уровней квантования, начиная от уровня 64 (уровень «черного») и до уровня 940 (уровень «белого»). 80 уровней квантования, расположенные выше уровня «белого», и 60 уровней квантования, расположенные ниже уровня «черного», дают тот же (в %) запас для квантования выбросов аналоговых видеосигналов, что и в случае 8-битного кодирования.
Номинальный динамический диапазон аналоговых' цветоразностных видеосигналов (от - 350мВ до + 350мВ) квантуют уровнями от 64 до 960 (диапазон 897 уровней). Нулевое значение аналогового видеосигнала в этом случае (уровень «черного») кодируют уровнем 512. Запас квантованных уровней для отрицательных и положительных максимальных значений аналоговых видеосигналов составляет по 60 уровней (см. рис. 3.9).
3.5. Форматы дискретизации компонентных видеосигналов
Принцип расположения отсчетов в активной части кадра базового формата дискретизации трехкомпонентных видеосигналов (4:2:2) изображен на рис. 3.7. Там же показаны два других формата с уменьшенным (на 25%) цифровым потоком - это форматы 4:2:0 и 4:1:1. Формат 4:2:0 предлагает изображение, в котором яркостная компонента Y содержит столько же отсчетов в кадре (720*576), как и в формате 4:2:2, а отсчеты компонентов Сц и С r не взяты во всех четных строках кадра. Уменьшение числа «цветных» строк в два раза снижает четкость по. вертикали цветного изображения в этом формате (по сравнению с базовым форматом). Однако частота дискретизации цветоразностных сигпалов,. верхняя граничная частота канала цветности и цветовая четкость по горизонтали сохранены в изображении формата 4:2:0 те же, что и в изображении базового формата.
В формате 4:1:1 используется двукратное уменьшение частоты дискретизации для цветоразностных сигналов(в сравнении с форматом 4:2:2), т.е. берут частоту 3.375МГц, а это требует ограничения верхней граничной частоты канала цветности ( до величины 1.35 МГц ) и снижает цветовую четкость по горизонтали в два раза ( но сравнению с базовым форматом). Но число «цветных» строк в формате 4:1:1 то же ,что и в формате 4:2:2, поэтому четкость цветного изображения по вертикали - совпадает для форматов 4:2:2 и 4:1:1.
Цифровые сигналы форматов 4:2:0 и 4:1:1 можно получить из сигналов формата 4:2:2 путем предварительной обработки и децимации (прореживания отсчетов). В результате скорость передачи данных снижается и составляет 162Мбит\с для 8-разрядного кодирования и 202 Мбит\с для 10 - разрядного кодирования. Формат 4:1:1 удобнее для систем со стандартом разложения 525\60, где меньше число строк в кадре и не желательно дополнительно уменьшать четкость по вертикали. Формат 4:2:0 применяют для систем со стандартом разложения 625\50, в которых достаточно большое число строк в кадре и допустимо снижение четкости но вертикали.
Значительное сокращение скорости цифрового потока достигают пу- тем понижения детальности изображения в 2 раза по горизонтали и в 2 раза но вер тикали (гю сравнению с форматом 4:2:2). Такой формат назван Common Interchange Format (CIF), он применяется для записи на CD-ROM. Формируя цифровой сигнал формата CIF, дискретизируют сигналы одного поля изображения -это половина строк (288).На каждой строке берут 352 отсчета сигнала яркостного канала и по 176 отсчетов для цветоразностных компонентов. Величина цифрового потока в этом случае сокращается до 30Мбит\с (для 8-разрядпого кодирования).