Добавлен: 16.02.2019
Просмотров: 3877
Скачиваний: 13
Исходя из кратко описанных выше теоретических представлений, одна из задач супружеской психотерапии — помочь клиентам разобраться в том, как в их взрослой семейной жизни проявляются паттерны и модели взаимодействия, усвоенные ими в детстве и теперь осложняющие и затрудняющие построение зрелых, взрослых отношений как с супругом, так и со своими собственными детьми. Анализ этих неосознаваемых потребностей и стремлений позволяет избавиться от них, "расчищая" дорогу более зрелым и адекватным отношениям, которые также выстраиваются в процессе психотерапии.
Тесно связан с вышеизложенными представлениями еще один конструкт, который нередко самостоятельно используется для анализа супружеского взаимодействия. Это представление о том, что большинство проблем и конфликтов, связанных с отношениями, являются следствием бессознательной борьбы супругов за власть и влияние, их конкуренции друг с другом. Для торжества над партнером используются любые средства: отказ от участия в сексуальных отношениях — чтобы продемонстрировать другому низменность его стремлений, унизить и наказать за что-либо; поздние приходы как доказательство собственной независимости и самостоятельности; обвинения и претензии по мелочам — для того чтобы убедить партнера в том, что он (она) ни на что не способен /-на/ и т.д. Интерпретируя и анализируя такие конкурентные отношения между супругами, консультант может опираться на те модели взаимодействия, а соответственно, и на те паттерны конкуренции, которые существовали в родительских семьях каждого из них. Другой (и, с моей точки зрения, менее удачный) "источник" интерпретации возникновения конкуренции — борьба за власть между мужчинами и женщинами как представителями двух противоположных полов. Такой взгляд непродуктивен, в частности, потому, что здесь не прослеживаются какие-либо перспективы для "примирения" между борющимися сторонами. Супруги, сколько с ними ни работай, так и останутся мужчиной и женщиной, а жесткое приписывание каждому из них каких-либо прав и обязанностей противоречит не только психотерапевтическим нормам, но и просто здравому смыслу.
К проблемам распределения власти в отношениях можно подходить и непосредственно, как это делают многие авторы, считая, что борьба за власть, признание и влияние — это естественная реальность любых отношений. При этом результатом психотерапии является не решение этой проблемы в принципе, что вообще невозможно, а установление между супругами некоторого баланса, когда, условно говоря, все выигрыши и проигрыши одного компенсируются или уравновешиваются выигрышами или проигрышами другого. Подобное представление о супружеских взаимоотношениях, связанное лишь с распределением власти, является более простым, а следовательно, и более доступным для использования при работе с супружескими парами, обращающимися в консультацию.
Таким образом, истинные причины прихода клиента в консультацию — стремление добиться от партнера той любви, власти и пр., которых ему не хватает в отношениях с ним и которых он не может добиться собственными силами. Однако, утверждая это, необходимо учитывать принципиальное отличие краткосрочной консультативной работы, о которой здесь идет речь, и более длительной глубинной психотерапии. У психолога, работающего в консультации, обычно нет ни навыков, ни времени на "выстраивание" психической реальности клиентов, да и сами клиенты, как мы уже не раз упоминали об этом, обычно не готовы к длительному, глубинному воздействию. Понимание более глубинных или "истинных" причин прихода клиента в рамках консультирования обычно остается лишь способом структурирования консультантом своей работы, и это понимание чаще всего никак не вербализуется в ходе приема (естественно, из любого правила существуют исключения). Иначе говоря, в рамках консультирования в качестве причин прихода клиента обычно рассматриваются и обсуждаются лишь те, который предлагаются клиентом, тем более, что именно это является реальностью супружеских отношений, которая осознается как нечто тревожащее и проблемное.
В ходе консультационных мероприятиях по проблемам детско-родительских отношений решаются следующие важные задачи:
1) формирование адекватной родительской позиции:
- формирование теплого эмоционального отношения к своему ребенку;
- оптимизация восприятия родителями ребенка, его личности, закономерностей развития, особенностей поведения;
- обучение родителей
а) разнообразным способам взаимодействия с ребенком в учебных и игровых ситуациях;
б) оказанию различных видов помощи при выполнении учебных и игровых заданий;
в) использованию разнообразных педагогических тактик (в том числе положительного и отрицательного подкрепления, разумной требовательности, адекватных форм контроля во взаимоотношениях с ребенком)
2) формирование навыков конструктивного взаимодействия с родителями, другими взрослыми.
Терапевту процессе консультирования, необходимо достаточно точно осознавать модель семьи, в которой он вырос, и в работе дистанцироваться от этой модели, исходя из того, что на свете нет двух одинаковых семей. Психолог помогает семье самой прийти к уникальному решению собственной судьбы.
Терапевт выполняет функцию переводчика, ибо помогает членам семьи научиться говорить на языке, понятном каждому из участников. Семейная терапия может протекать как в групповой форме, так и в форме индивидуальных консультаций каждого из членов семьи. При индивидуальных консультациях, сколь бы индивидуальны они ни были, всегда учитывается общесемейный контекст и цель позитивного влияния на семью в целом.
В ряде случаев, когда по мере работы становится очевидным, что семья исчерпала свои ресурсы и неизбежно движется к распаду, психотерапевт ставит своей целью нейтрализовать возможные травматичные и деструктивные тенденции.
Тема психотерапии детско-родительских отношений весьма обширна и глобальна, поэтому рассмотрим ряд наиболее важных моментов. Идеальные отношения родитель- ребенок можно представить таким образом. Родитель видит в ребенке самоценное существо с уникальным набором особенностей и талантов, которые он помогает развивать. И даже в маленьком ребенке видит личность, а не собственность или объект исполнения своих нереализованных амбиций. Ребенок, в свою очередь, чувствует, что он принят, любим, ему понятны эмоциональные реакции родителей, он чувствует безопасность в том отношении, что ни при каких обстоятельствах не будет ими оставлен. В своих воспитательных тенденциях родители не противоречат друг другу, на примере их конструктивных отношений ребенок формирует и моделирует собственное отношение к людям, к себе и к миру в целом. В отношениях родитель-ребенок нет места эксплуатации, отыгрыванию своих невротических конфликтов, неразрешимых запутывающих противоречий. Отношения носят ясный и эмпатический характер. За каждым событием и поступком легко прочитывается эмоциональный и когнитивный смысл. Родители удерживают баланс безусловной и условной любви. Даже в идеале конфликты неизбежны, однако безусловная любовь между родителем и ребенком сохраняется.
Родители чувствуют, что в ответ на свою любовь получают волну ответной резонансной любви ребенка. В случае развода родителей каждый из них старается сохранить отношения ребенка с разведенным супругом.
Как и любой идеал, идеал детско-родительских отношений трудноосуществим. Главное – в другом, чтобы он не был сильно нарушен и искажен, ибо в этом случае неизбежно возникают дисфункциональные отношения, которые могут привести к психической патологии. Приводимые ниже статьи описывают варианты дисфункциональных отношений в различных контекстах и способы и методы их коррекции