Файл: Психология семьи.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 3878

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стили семейного воспитания:

1. Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.

2Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.

3. Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. Выделяют три типа неправильного семейного воспитания: «Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения. Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников. Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи».

В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов. Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как: - осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи; - организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду; - в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино; - взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье. Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.



  1. Методы исследования семейных отношений.


Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Сталин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко)

Тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетво­ренности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к раз­личным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, уста­новки и т. д. Каждому утверждению соответствуют три варианта отве­та: а — верно; б — трудно сказать; в — неверно. Испытуемым предла­гается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответа. При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллон (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.

Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

0—16 баллов — абсолютно неблагополучные;

17-22 — неблагополучные;

23—26 — скорее неблагополучные;

27—29 — переходные;

30-32 — скорее благополучные;

33- 38 — благополучные;

39— 48 — абсолютно благополучные.

Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъек­тивного мира, исследуемого во всей его сложности.


Тест на супружескую совместимость

Тест опубликован А. Добровичем. Позволяет определить характе­рологический аспект совместимости. Его целесообразно рекомендо­вать старшеклассникам на факультативных занятиях, а еще лучше — в качестве домашнего задания. В последнем случае можно не сомне­ваться, что найдется немало желающих узнать, как совмещаются ха­рактеры в их складывающейся паре.


Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет)

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначе­на для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к раз­личным сторонам семейной жизни (семейной роли).

В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и отношения к ребенку. Отношение к семейной роли описыва­ется с помощью семи признаков:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи и заботами исключительно о семье;

  • ощущение самопожертвования в роли матери;

  • семейные конфликты;

  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

  • «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи;

  • доминирование женщины;

  • зависимость / несамостоятельность женщины.

Отношение к ребенку рассматривается как выраженность эмоцио­нальной неустойчивости, то есть вспыльчивость, раздражительность матери.

Каждый признак измеряется с помощью пяти суждений, уравнове­шенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содер­жания. Методика состоит из 40 суждений, которые расположены в оп­ределенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа:


А — полностью согласен;

ч а — скорее согласен, чем не согласен;

j б — скорее не согласен, чем согласен; |'х

в — полностью не согласен.


  1. Консультирование по супружеским проблемам.


Наиболее частой причиной обращения в консультацию являют­ся супружеские проблемы (исключая случаи обращения родителей по поводу своих детей, но, как известно, и здесь за внешним по­водом — проблемами ребенка нередко кроется более глубокий — личностные и межличностные проблемы самих родителей). Разра­ботано немало типологий супружеских проблем как в отечествен­ной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов типо­логий оперируют термином "конфликт", понимая его достаточно широко. Мы не будем обсуждать подробно преимущества и недо­статки тех или иных схем конфликтов. Для тех, кто заинтересует­ся этим, сошлемся на следующие работы: Обозов Н.Н., Обозова А.Н., 1982 и Eshlenian I.R., 1981, авторы которых стремились создать более или менее исчерпывающие перечни супружеских про­блем, опираясь прежде всего на теоретические построения.

Структурируя супружеские проблемы для целей этой книги, мы избрали эмпирический подход, поскольку нашей задачей является не столько их исчерпывающее теоретическое описание, сколько некоторая систематизация, полезная для практической работы пси­холога-консультанта. Приводимый список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию, осно­ван на собственном опыте работы автора. Среди них следует назвать:

I. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связан­ные с распределением супружеских ролей и обязанностей.

II. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

III. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга дру­гим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сек­суальные отношения.

IV. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.

V. Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации се­мьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

VI. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотно­шениях.

VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близо­сти и доверительности, проблемы общения.

Наверное, этот перечень может быть продолжен, хотя нам он представляется достаточным. Каждый его пункт включает в себя множество более частных случаев и типов ситуаций, и уже поэто­му расширение списка представляется нецелесообразным. Но, прежде чем детально рассмотреть стратегии работы в каждом из упомянутых случаев, хотелось бы более подробно обсудить ряд те­оретических положений, без понимания которых эффективное прак­тическое консультирование кажется невозможным.


Необходимо отметить, что выделенные жалобы, безусловно, не являются взаимоисключающими. Так, ролевые разногласия обычно сочетаются и базируются на различиях во взглядах и представлени­ях супругов о том, как надо жить. А трудности в сексуальной сфе­ре чаще всего являются лишь следствием и продолжением проблем супругов в межличностных отношениях, которые при этом могут никогда не обсуждаться или вообще не осознаваться.

В литературе по семейной и супружеской терапии на многих примерах продемонстрировано, что предъявляемые клиентом при­чины (которые и послужили основанием для вышеприведенного перечная) во многих случаях служат лишь поводом для обращения в консультацию (Minuchin S.I., 1974; Sterlin H., 1974). Они явля­ются лишь описанием того, что происходит в отношениях, по ка­кому поводу возникает взаимное недовольство супругов друг дру­гом. Истинные причины при этом либо не предъявляются, либо, что бывает не менее часто, вовсе не осознаются супругами. Попы­таемся понять, что имеется в виду, когда говорят об "истинных" причинах обращения супругов в консультацию, чем отличаются, используя терминологию В. Столина, "скрытый" и "явный" локусы жалобы (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989).

В сущности, общепринятый ответ на этот вопрос довольно простой: за проблемами, связанными с другими людьми, кроются личные проблемы клиента, которые он не хочет или не может об­суждать и которые и приводят к трудностям в межличностных от­ношениях, становящихся, в свою очередь, поводом для обраще­ния в консультацию. Так, когда причиной прихода являются супружеские проблемы, это значит, что стоящие за ними личные проблемы возникают и проявляются именно в тех сферах жизни, которые так или иначе связаны с супружеством. Какие же это мо­гут быть проблемы?

Ответ на этот принципиальный вопрос упирается, по сути, в те или иные базовые теоретические представления консультанта, ко­торые в явном виде могут и не проявляться в краткосрочной и час­то довольно поверхностной работе в рамках психологического кон­сультирования. Но, не опираясь вовсе ни на какие теоретические представления, консультант рискует потеряться в потоке информа­ции, который обрушивают на него супруги, где взаимные упреки, недовольство, конкретные факты и домыслы путаются и перепле­таются друг с другом. Наличие более глубокой теоретической базы помогает психологу выделить некий единый стержень, нить, за которой можно следить в течение всей беседы, нанизывая на нее и структурируя в соответствии с ней информацию, поступающую от клиентов. Благодаря такому критерию, как теоретические представ­ления, важное легко может быть отделено от второстепенного, незначительные факты отброшены, а существенные не забыты.

Еще более важными и актуальными оказываются теоретические представления, когда краткосрочное консультирование перераста­ет в длительное и супруги не только хотят "слегка разобрать нако­пившийся мусор", но также и более серьезно переосмыслить и пе­рестроить свои отношения. Для того чтобы вести такую работу, практический психолог должен уметь различать внешние неадекват­ные паттерны супружеского взаимодействия и глубокие причины, способствующие их возникновению. Впрочем, о значении теорий психотерапии для краткосрочного консультирования мы уже гово­рили в первой главе этой книги, и, к сожалению, у нас нет воз­можности остановиться на этом подробнее. Глубинные представ­ления, которые будут обсуждаться дальше, относятся к числу наиболее распространенных и так или иначе представлены во мно­гих теориях внутрисемейного взаимодействия. Здесь они приводятся прежде всего для того, чтобы продемонстрировать, чем и как этот глубинный уровень может быть заполнен (следует подчеркнуть, что для работы на этом уровне необходимы специальные навыки и техники работы, для того чтобы способствовать осознанию супругами более глубоких и скрытых проблем).


Один из таких наиболее часто использующихся в семейной те­рапии конструктов (или, иначе говоря, представлений о том, что происходит на более глубинном уровне взаимодействия и что при­водит к тем или иным паттернам поведения супругов) можно ус­ловно обозначить как роль родительской семьи. И хотя психотера­певты порой отрицают это или просто не отслеживают корней возникновения идеи о важнейшей роли родительской семьи каж­дого из супругов в их супружеских конфликтах, это представление базируется на идеях психоанализа о том, что каждый супруг (в бо­лее широком смысле — каждый взрослый человек), взаимодействуя с представителями противоположного пола, в том числе в своей се­мейной жизни, стремится реализовать те паттерны взаимодействия, которые были усвоены в детстве в семье родителей. Причем стрем­ление к реализации "родительских" паттернов взаимодействия чаще всего носит компенсаторный характер, то есть человек стремится получить от своего партнера любовь и признание в той области, в которой в детстве он ощущал дефицит подобного отношения, чаще всего от родителя противоположного пола.

Таким образом, многие ситуации и способы взаимодействия с партнером (которые обычно и являются конфликтными) служат не развитию отношений, не достижению каких-то жизненных целей, а часто представляют собой лишь способы компенсации трудностей и проблем детства. Так, женщина, требующая, чтобы муж не ос­тавлял ее подолгу одну, болезненно переживающая каждую его отлучку из дома, более поздний, чем обычно приход с работы и т.п., часто бессознательно реализует не свое реальное "взрослое" желание как можно больше времени находиться с мужем, а тот дефицит внимания и любви со стороны отца, который она когда-то испытывала в детстве. Тот же самый паттерн поведения может быть и следствием того, что клиентка идентифицируется со своей матерью, которая, с ее точки зрения, постоянно ощущала себя брошенной, так как муж (отец клиентки) отсутствовал дома. В своей собственной семейной жизни она пытается "изжить" эту материнскую травму.

Разумеется, по сравнению с "чистой" психоаналитической мо­делью взгляды современных семейных терапевтов значительно ус­ложнились, расширились и стали включать, в частности, такие представления, как распределение власти и влияния между всеми членами семьи, субкультурный контекст реализации потребностей и др. Исходя из этого, человек в своей собственной семейной жизни может не просто добиваться внимания и любви со стороны супру­га, а, например, стремиться занять в своей нынешней семье пози­цию того из членов родительской семьи (включая всех родственни­ков, с которыми приходилось достаточно тесно взаимодействовать в детстве), который пользовался наибольшей властью и влиянием. При этом, с точки зрения современной семейной терапии, огром­ное значение имеет нынешняя взрослая семья клиента, которая может приводить к значительной модификации его глубинных стрем­лений и этим усугублять проблемы или же, наоборот, смягчать их (Gurman A.S., Kniskern D.P., 1981).