Файл: Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда проблемы толерантных отношений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.06.2025
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
28100
© 2003 г.
В.Н. ПЕТРОВ
ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ И ПОЛИЭТНИЧНАЯ ПРИНИМАЮЩАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПЕТРОВ Владимир Николаевич – кандидат философских наук, доцент Кубанского государственного университета.
Современное полиэтническое российское общество переживает период глубинной всесторонней трансформации, находящейся под влиянием различных социальных факторов. Один из важных среди них – усилившиеся в последние годы миграции населения, в том числе этнические. Они характеризуются в литературе как "совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, отчуждающиеся от отпускающего общества и отчуждаемые им, ощущающие угрозу своей этнокультурной безопасности и вынужденные перемещаться из одного государства в другое, чтобы избегнуть этой угрозы" [1].
Что приносят с собой полиэтнические по своему составу миграционные потоки в ту среду, куда они прибывают? Какие отношения устанавливаются между этническими мигрантами и населением? Ответы на эти вопросы можно получить, в частности, проанализировав социально-этнические процессы в таком достаточно типичном многонациональном регионе, как Краснодарский край РФ. В настоящее время здесь проживают представители 126 этносов. 85,9% из более чем пятимиллионного населения составляют русские. Заметное место в этническом составе занимают армяне – 5%, украинцы – 4%, а также адыгейцы, греки, грузины, турки-месхетинцы, молдаване, евреи и др. Величина коэффициента этнической мозаичности региона достигает 0,252 (в приморских районах и городах она еще больше), в то время как в областях Центральной России – 0,003 [2].
90-е годы ХХ столетия ознаменованы интенсивным движением в край новых миграционных потоков, очень полиэтничных по своему характеру. Только в 1996-1999 годы, по данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики, на Кубань прибыло 302407 зарегистрированных мигрантов. Миграционный прирост составил 136996 человек. Основная масса мигрантов (68,5%) перемещалась в Краснодарский край из регионов России, среди которых весомая доля принадлежит Северо-Кавказскому, Дальневосточному и Западно-Сибирскому. Из стран СНГ заметными "поставщиками" мигрантов были Украина, Казахстан, Грузия (включая Абхазию) [3]. В составе прибывших 80,7% - русские, 5,9% - армяне, 5,8% - украинцы, остальные этносы – менее 1% каждый.
Под влиянием интенсивной полиэтничной миграции за истекшее десятилетие в социальной общности Краснодарского региона произошли существенные изменения. Основную часть населения, как и прежде, составляют русские – 4314783 чел. Рост их численности происходил исключительно за счет миграционного притока и составил 7,7%. Наиболее существенный прирост произошел в этнические группах турок-месхетинцев (с 2119 чел. в 1989 г. до 15-16 тысяч чел. в 2001 г.) и курдов (2262 чел. в 1989 г до 10 тыс. чел в 2001 г.). Численность других этносов и групп в 2001 году распределяется следующим образом: этническая группа армян составляла 241964 чел. (рост на 40,9%); украинцев – 198570 чел. (рост на 9%); белорусов – 38971 чел. (увеличение на 12,4%); адыгейцев – 19548 чел. (уменьшение на 6%); грузин – 17595 чел. (рост на 43,6%); немцев – 16359 чел. (уменьшение на 45,4%); татар – 14240 чел. (уменьшение на 2,1%); азербайджанцев – 13228 чел. (рост численности на 27,9%); евреев – 3098 чел. (уменьшение на 37,2%); молдаван увеличилась на 16,9% [4].
Итак, за последнее десятилетие в социальной общности Краснодарского края резко возросла доля мигрантов в составе населения, изменились пропорции в этническом составе. Особенно тревожно, что возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, зачастую приобретающие характер межэтнической напряженности и конфликтов. Специфичность ситуации межэтнического взаимодействия в регионе придают возникшие в это же время и отчасти удовлетворенные притязания определенной части местного населения, причисляющего себя к казакам, на особый этнический и правовой статус. Распространение ксенофобии и мигрантофобии, всплески интолерантности и агрессивности по отношению к мигрантам вообще и иноэтничным особенно, настойчиво требуют поиска научно-практических решений по предотвращению конфликтов, стабилизации межэтнических отношений.
Целью данной статьи является рассмотрение характера отношений (толерантности – интолерантности), возникающих в ситуациях контактов и социального взаимодействия этнических мигрантов и полиэтничной принимающей среды в Краснодарском крае. Статья базируется на исследовании, в котором был использован комплекс апробированных методик: методика исследования диспозиционной структуры личности В.А. Ядова [5], тесты Г.У. Солдатовой [6], З.В. Сикевич [7], тест "ценностные ориентации" М. Рокича [8], методика измерение шкалы социальной дистанции Богардуса (вариант Л. Г. Почебут) [9], а также авторские разработки. При моделировании выборки учитывались особенности социальной структуры и этнического состава региона. Исходя из статистических данных о населении Краснодарского края выделены две его группы: 1) местные, то есть живущие здесь постоянно более 10 лет; и 2) прибывшие мигранты. Соотношение численности этих групп 8:2. Для данного исследования важно было более детально изучить группу мигрантов в их взаимодействии с местным населением. Поэтому подмассивы выборки по признакам "местные" – "мигранты" формировались по принципу 50:50. Проведена группировка респондентов по этническому признаку. В одну группу включены представители славянских и европеоидных этносов (русские, украинцы, белорусы, немцы, греки и др.), во вторую – представители народов Кавказа и Средней Азии (адыги, армяне, грузины и др.). Как и всякая другая группировка это деление на "европейцев" и "кавказцев" носит условный характер, производится в целях этносоциологического исследования. В составах местного населения и мигрантов соотношение этих условных групп 8,5:1,5. Общий объем выборки составил 436 чел. Подмассивы выборки: "местные" – 219 чел., "мигранты" – 217 чел. Распределение по подгруппам: славяне и представители других европейских народов; местные - 181, мигранты - 154; представители народов Кавказа и Средней Азии: местные - 36, мигранты - 65. Параметры выборки в основном совпадают с заданными и носят репрезентативный характер. Исследование проведено в июле – августе 2002 г.
В центр изучения были поставлены проблемы социального взаимодействия и толерантных (интолерантных) отношений этнических мигрантов и принимающей среды – местного населения. Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим взглядам, мнениям, традициям, иной культуре. Это качество особенно важно для переселенцев – тех, кто по разным обстоятельствам оторвался от "своих" и вынужден осваиваться в новой социокультурной среде. Естественно, проблема толерантности встает и перед "средой" – местным жителями, которые – хотят они того или нет – должны устанавливать и развивать контакты с мигрантами.
Толерантность может быть разной. В обстановке, когда крайне опасно открыто выражать интолерантное отношение без негативных последствий для себя, толерантность может формироваться по типу смирения, покорности
обстоятельствам. Такого рода толерантность предполагает тупое, бессмысленное соглашательство или насилие над собой, а интолерантность существует в виде латентного напряжения, глухого недовольства от неизбежности признания того, что на самом деле отвергается в душе, или же бурных аффектов неприятия в межличностных и межгрупповых отношениях. Существующая в подобном виде толерантность имеет пассивный или даже негативный характер. Задача же заключается в том, чтобы превратить ее потенциал и возможности в мощный ресурс активного, осмысленного, рационального отношения к действительности, несущего в себе продуктивное начало, конструктивные социальные цели.
Следует отметить, что теоретически разработанной и хорошо инструментализированной базой исследования проблемы толерантности обладает современная психологическая наука. Так, Г.В. Олпорт связывал толерантность-интолерантность с процессом формирования "общей ориентации", рассматривал ее как собственную "схематическую ориентацию" [10]. В ряде научных подходов понятие толерантности соотносится с установкой [11]. По мнению психологов Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, толерантная личность – это "человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека" [12]. Психологическое понимание толерантности касается в основном ее индивидуальных проявлений, т.е. как личностного свойства. С одной стороны, это константное и чуть ли не врожденное, по крайней мере, обусловленное жесткими психологическими конструктами свойство. С другой – возможно, поддающееся психологической коррекции посредством изменения установок. Отсюда практика тренинга толерантности, увеличивающего ее "массу" у отдельной личности.
Рассматривая толерантность как характерную черту отношений между этническими мигрантами и средой в местах их нового жительства, мы имеем в виду социологическую трактовку данного понятия. В социологии возможность рассматривать толерантность– интолерантность как социальный феномен связывается с методологическими основаниями теории социального действия. Социологическое исследование толерантности обнаруживает взаимосвязь этого феномена с условиями ситуации (объективная реальность) и субъективными факторами (субъективная реальность), а также его атрибутивную принадлежность всем компонентам системы социального действия, включающего такие подсистемы, как личность (деятель, актор), ситуация действия, сами акты социального действия и взаимодействия. Понимание толерантности в контексте теории социального действия опирается на представление о том, что это свойство принадлежит всем элементам его структуры: потребностям, интересам, находит свое воплощение в идеях (как проекте движения к удовлетворению потребностей), мотивах (то есть, потребностях, содержательно обогащенных смыслом) и целях.
Наиболее явными характеристиками личности, в которых проявляется исследуемое свойство толерантности, можно считать идентичность и стереотипы. Ситуацию социального действия образуют компоненты культуры и, прежде всего, ее ценностно-нормативные основания. Толерантность–интолерантность непосредственно проявляется в социальном действии и ответных реакциях, поскольку атрибутивно принадлежит системе потребностей, интересов, мотивов, установок, целей. При этом интолерантность – такое же естественное и нормальное проявление поведенческих реакций в определенной ситуации, как и толерантность.
Потребности обусловливают действия, нацеленные на сотрудничество или противодействие. В первом случае они по своему качеству толерантны к другим, во втором – интолерантны. В первом случае они опираются на предположения о возможности, желанности и полезности других, превращении их из просто других в актуальных других, а затем и в значимых других. Во втором – они ведут к отвержению. Ключевым моментом в социологической интерпретации толерантности выступает приемлемость, приятие или наоборот неприемлемость, неприятие партнерами по социальному взаимодействию друг друга как личностей с индивидуальными, но социально значимыми комплексами социально-психологических и социальных свойств.
Рассматривая толерантность–интолерантность не как константное свойство личности, что характерно для психологов, а как динамическую характеристику всей системы социального действия, мы неизбежно подходим к выводу о том, что возможные изменения в этой области не ограничиваются изменением индивидуальных поведенческих характеристик в результате тренинга. Они носят более широкий, долговременный и функциональный характер и связаны с социокультурными и институциональными изменениями. Это также возможные изменения на уровне ментальных состояний этноса. Коррекционные действия (практика корректирования ситуации) в этом случае перемещаются с уровня индивидуальной личности и взаимодействия в микрогруппах (тренинг толерантности) на уровень межгруппового взаимодействия и макросреды и сосредотачиваются на установлении баланса толерантности и интолерантности во взаимоотношениях, социальных институтах, социальных общностях и группах. Таким образом социологический и психологический подходы дополняют друг друга, выполняя различные инструментальные функции на различных уровнях социальной организации общества.
Следует подчеркнуть, что и в межэтнических отношениях интолерантность так же возможна, правомерна и ожидаема, как и толерантность. Безусловно, при этом речь идет о цивилизованных, ненасильственных, неагрессивных формах и способах проявления и демонстрации интолерантности (несогласия, нетерпимости, неприятия), как, впрочем, сдержанности и в проявлениях толерантности, не превращающейся в рабское преклонение и подчинение.
Изучение характера установок, определяющих толерантные – интолерантные отношения респондентов к представителям другой национальности, строилось на измерении степени согласия с такими признаками, как "мое представление о людях этой национальности", "личный опыт общения с представителями этой национальности", "собственные мотивы, интересы", "целесообразность общения", "распространенные схемы поведения, которыми пользуется большинство людей моей культуры, национальной группы", "опыт других людей", "мои ценности", "поведение того человека с которым я контактирую", "общественные нормы".
Отвечающие на вопрос "Что в наибольшей степени определяет то, как Вы будете вести себя по отношению к человеку другой национальности?" – указывали, прежде всего, на такой ситуационный фактор как "поведение того человека с которым я контактирую". Таким образом, в социальном контакте реализуется схема социального действия, построенная на "ожидании – ожидании – ожидания". Для почти 80% опрошенных данная установка на восприятие человека другой национальности является определяющей. Гораздо в меньшей степени выражалось значение общественных норм. При этом ориентация на следование им в большей степени присуща "местным", нежели. Так, общественные нормы являются определяющими при выборе стратегии и тактики поведения по отношению к иноэтничному партнеру у 41,0% местных из подгруппы "славяне и представители других европейских народов" и 29,3% мигрантов этой подгруппы. Для представителей народов Кавказа и Средней Азии значения этого показателя составляют 30,6% у местных и 27,9% у мигрантов. Этнические стереотипы, существующие в виде личностных установок ("мое представление о людях этой национальности"), или социально-групповых установок ("распространенные схемы поведения"), а также установок, почерпнутых из опыта других людей, явно уступают по своей предпочтительности значению реализации собственных ценностей, мотивов и интересов. Другими словами, прагматизм в отношениях неизбежно берет верх над возможными эмоциональными реакциями и аффективными установками.