Файл: Психология семьи.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 3487

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе жизнедеятельности молодая семья проходит несколько этапов:

¾ становления (от момента бракосочетания до рождения первого ребенка, создания устойчивого психологического климата, определения источников дохода для создания своей материальной базы, распределения семейных обязанностей);

¾ выживания (высокой степени зависимости от государства в связи с низким уровнем материального обеспеченности, выбора таких способов организации жизни, которые ориентируются на решение не перспективных, а сиюминутных проблем);

¾ развития (приобретения определенных качественных характеристик, обеспечивающих более высокий уровень жизни, позволяющих самостоятельно решать свои жизненно важные проблемы, достичь определенной автономности).

Процесс семейной социализации не предполагает строгого чередования обозначенных этапов, кроме этапа становления, который проходит каждая молодая семья и который идет параллельно с другими жизненными этапами. Неизбежность этапа выживания или быстрый переход семьи на этап развития зависят от целого ряда факторов: от уровня социально-экономического положения семьи, характера поддержки со стороны родственников, профессионального и образовательного потенциала супругов, возможностей совмещать профессиональные и семейные роли, репродуктивных планов, а также от содержания государственной политики в отношении молодой семьи.

  1. Психологическая характеристика семьи, воспитывающей ребенка.

Характеристика семьи - это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий - это объективность сделанных выводов.

Что нужно для составления характеристики

Характеристика семьи должна быть объективной и информативной. Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.

  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.

  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика семьи: образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.


Прочие пункты характеристики

Личные данные - это не более чем формальность.

Основные пункты следующие:

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.

  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.

  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.

  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Пример описания структуры семьи

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины. Структура может быть описана, например, следующим образом:

  • Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.

  • Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.

  • Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную - мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.

  • Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.

  • Функция защищенности выражается в искренней родительской любви и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.

  • Мать - домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.

  • Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.

  • В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.

  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.

  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.

  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.

  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.

  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.


Пример составления характеристики ребенка

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  • Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.

  • Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.

  • Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.

  • Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.

  • Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.

  • Не замечено придирок и критики со стороны родителей.

  • Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.

  • В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.

  • Ребенок полностью доверяет родителям.

  • По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.

Пример описания родительского отношения

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим. В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку. Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.

  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.

  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.

  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.

  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.

  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Основные функции семьи

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.

  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.

  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.

  • Овладение социальными нормами. Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.

  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.


Классификация семей

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей. Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:


По числу детей:


  • бездетная;

  • малодетная (1-2 ребенка);

  • многодетная.


По семейному укладу:


  • "отдушина";

  • детоцентрическая;

  • комфортоцентрическая;


  • командная.

По составу:


  • неполная;

  • простая (дети и родители);

  • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);

  • большая;

  • семья повторного брака;

  • материнская.


По характеру досуга:


  • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);

  • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).

По структуре лидерства:


  • демократическая (все члены семьи равноправны);

  • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).


По атмосфере и качеству взаимоотношений:


  • благополучная;

  • неблагополучная;

  • устойчивая;

  • нестабильная;

  • организованная;

  • дезорганизованная.

По географическому признаку:


  • городская;

  • сельская;

  • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).


По семейному стажу:


  • молодая;

  • ожидающая ребенка;

  • среднего возраста;

  • старшего возраста;

  • пожилая.

По потребительскому поведению:


  • физиологическая;

  • интеллектуальная;

  • переходная.


По однородности (национальность, уровень образования, профессия):


  • однородная;

  • неоднородная.


По психологическому состоянию:


  • здоровая;

  • виктимогенная;

  • невротическая.





Заключение

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением. Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.









  1. Психологическая характеристика зрелой семьи.

Для семьи гораздо труднее, чем для отдельного индивида, определить границы «зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в качестве критерия зрелости часто выбирают длительность существования семьи – как правило, не менее 7—10 лет.

В некоторых психотерапевтических периодизациях зрелое супружество также определяется по длительности совместной жизни. Некоторые выделяет «супружество среднего возраста». В него включается период с 6-го по 14-й год либо с 10-го по 25-й год супружеской жизни. Возраст супругов – от 30 до 45–50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и в основном избавлены от необходимости серьезных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи. Отношения и быт устоялись.


В психологических периодизациях критерием обычно служит выполнение семьей задач развития предыдущего этапа и необходимость справиться с новыми задачами – особенно это характерно для структурного и системного подходов.

Зрелая стадия семейной жизни так же, как и зрелый возраст индивида, – одна из самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью. Это период жизни семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы измениться, не происходит. В структурном подходе считается, что любое изменение числа членов семьи – увеличение семьи за счет появления новых членов (например рождение нового ребенка) или ее уменьшение (например отделение выросшего ребенка) – приводит к изменению структуры семьи и пересмотру внутрисемейных границ. Это, безусловно, верно, но даже если на зрелой стадии брака происходит рождение детей, это событие не является принципиально новым, так как родители уже имеют опыт взаимодействия с малышом.

Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей. Поэтому некоторые исследователи делят эту стадию жизненного цикла на две подстадии: «семья с ребенком-школьником» и «семья подростка», выделяя для каждой из них свои собственные задачи развития.

Для семьи школьника они следующие:

? перераспределение обязанностей;

? проявление участия при наличии проблем с учебой;

? распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.

Для семьи подростка:

? перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

? изменение типа родительского поведения и ролей;

? подготовка к уходу подростка из дома.

Однако следует отметить, что, кроме задач развития, связанных с детьми, перед семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с прародителями.

Необходимость перестройки взаимоотношений между супругами в данном периоде вызывается, скорее всего, не изменениями структуры семьи, а тем, что супруги вступают в зрелый возраст и проходят через первый возрастной кризис зрелости, который приходится на возраст около 30 лет. Этот фактор можно рассматривать как внешний по отношению к семье, тем не менее, его влияние на семейное благополучие очевидно. Кроме того, длительность супружеских отношений приводит к тому, что они приобретают налет обыденности – период «романтической» любви уже миновал.

Изменение взаимодействия с прародителями также вызывается внесемейными факторами, а именно, их нарастающим физическим ослаблением в связи со старением.