Добавлен: 16.02.2019
Просмотров: 4083
Скачиваний: 13
Раздел 3. Психология супружеских отношений.
Тема 3.2. Супружеская ревность. Измены.
1. Понятие ревности в психологии. Причины ревности. Виды ревности.
2. Понятие измены. Классификация измен. Причины измен у мужчин и женщин.
3. Профилактика измен.
-
Понятие ревности в психологии. Причины ревности. Виды ревности.
Имеются различные определения ревности:
• негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой;
• мучительные сомнения в чьей-нибудь верности, любви (Словарь Ожегова);
• страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви, в полной преданности (Словарь Ушакова);
• подозрительное отношение человека к тому, кто ранее отвечал любовью, привязанностью, расположением, а также мучительное сомнение в верности, любви ее объекта (Человек. Анатомия. Физиология. Психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь).
Все эти определения, в сущности, говорят об одном и том же: ревность связана с переживанием опасности потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991; Salovey, 1991; Маслоу, 1997). Ф. Ларошфуко писал: «Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность» (1971, с. 153).
Считается, что ревность связана с любовью, но как? — вот в чем вопрос. Блаженный Августин много веков назад провозгласил тезис: «Кто не ревнует, тот не любит», связав любовь и ревность воедино, и люди приняли на веру это положение и стали руководствоваться им в своей жизни. В сборниках мудрых я обнаружил другое по характеру высказывание неизвестного автора, которое кажется мне более глубоким и психологичным по своей сути, чем афоризм знаменитого богослова. Оно гласит: «Не тогда человек ревнует, когда любит, а когда хочет быть любимым». Таким образом, ревность — это вовсе не любовь, а скорее желание ее иметь или же страх ее потерять… Профессор И. Шевелев говорил, что ревность — это «изнанка любви, черная подкладка ее белой мантии», а С. Буфлер высказывался еще жестче: «Ревность — сестра любви, подобно тому как дьявол — брат ангелу».
Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревнивый партнер требует к себе неограниченного, исключительного внимания. Когда эти претензии мнимо или на самом деле ставятся человеком под вопрос, появляется ревность, сопровождаемая целой гаммой эмоций: либо сильным, порой иррациональным страхом потери любимого человека, либо гневом, если человек, несмотря на все попытки, не может вернуть его внимание, любовь и чувство безопасности. Ревность сопровождается и обидой на мнимое или реальное предательство партнера, а также тревогой, стыдом, досадой, печалью.
Ревность можно испытывать к любому сопернику — реальному или воображаемому, будь то мужчина, женщина, ребенок или животное. Но она не является показателем силы любви. Нередко ревность показывает лишь степень неуверенности в себе.
Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Овидий
Ревность есть необходимая сторона любви… Она — один из моментов любви, основа любви, фон любви, первичная тьма, в которой воссияет луч любви.
Павел Флоренский
Ревность — это зависть? Некоторые ученые используют понятия «зависть» и «ревность» как синонимичные. В Словаре по этике (М., 1983) ревность определяется как неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, достоянию или популярности другого лица, а также к его самостоятельности в действиях и чувствах, что скорее характеризует зависть.
Имеются и такие ученые (Salovey, Rodin, 1986), которые считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому используют вместо него понятие «ревность социального сравнения». Как отмечает К. Муздыбаев (1997), от такого смешивания этих понятий нет проку, поскольку они отражают и регулируют разные сферы межличностных отношений.
Ревность — самая исключительная страсть в мире.
Ф. М. Достоевский
П. Тительман (Titellman, 1982) следующим образом определяет различия между завистью и ревностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда из-за наличия соперника человек боится потерять то, что имеет и что значимо для него. Г. Клентон и Л. Смит (Clanton, Smith, 1977) отмечают и другое различие: завистник пытается контролировать абстрактные и материальные объекты (статус, деньги и др.), но не живые. Ревнивец же озабочен контролем над людьми, значимыми для него.
В отличие от зависти, где есть две стороны — тот, кому завидуют, и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая — это ревнующий, вторая — тот, кого ревнуют, и третья — тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т. п. Д. Кинсли (Kingsley, 1977) добавляет еще и четвертую сторону — публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.
Ф. Ларошфуко писал, что «ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших близких».
Выделяют несколько видов ревности: тираническую, от ущемленности, обращенную, привитую (Э. Э. Линчевский, 1978), а также патологическую ревность.
Тираническая ревность возникает у упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает трудно или вовсе невозможно и не вызывают у сексуального партнера не только сочувствия, но и приводят к охлаждению во взаимоотношениях. Когда такой деспотичный субъект пытается найти объяснение этому охлаждению, то причину ее он видит не в себе, а в партнере, «у которого возник посторонний интерес, наклонность к неверности». В литературе и искусстве можно найти немало ревнивцев этого типа: Алеко («Цыгане» А. С. Пушкина), Арбенин («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Рогожин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Любаша (опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»).
Ревность от ущемленности самолюбия проявляется у людей с тревожно-мнительным характером, с низкой самооценкой, неуверенных в себе, легко впадающих в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности. Неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности заставляет человека видеть соперника в каждом встречном. И если ему покажется, что партнер не проявил к нему должного внимания, у него сразу возникают сомнения, подозрения относительно верности любимого человека. Примером такого ревнивца является Позднышев в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого.
Женщина, находясь под давлением мужской ревности, начинает оправдываться и стараться доказать неправоту, а потом отыскивать причины ругани в своем поведении. Однако такое поведение создает только временное затишье. Подавив однажды свою избранницу, ревнивый муж ищет все новые поводы для скандалов, но и они его уже не успокаивают. Дело в том, что с помощью таких «концертов» ревнивый муж самоутверждается и повышает свою самооценку.
Обращенная ревность представляет результат собственных тенденций в неверности, ее проекции на партнера. Ход рассуждений ревнующего такой: раз помыслы о супружеской неверности имеются у него, то почему они не могут быть и у других, в том числе и у его партнера? Когда, например, муж сам многократно изменяет своей жене и боится разоблачения, его охватывает сильный стыд при мысли, что он ее обманывает и она может об этом узнать. Защитным механизмом в отношении чувства стыда ему в этом случае служит проекция, т. е. он обвиняет жену в собственных грехах. При этом его подозрения и скандалы с женой дают ему повод разрядить скопившееся напряжение, отреагировать негативные эмоции. В то же время у него может присутствовать чувство вины от того, что он так мучает жену, обвиняя ее в собственных грехах.
Обычно обращенная ревность возникает на месте угасшей любви, так как сохраняющаяся любовь редко сочетается с мечтами о других сексуальных партнерах. Данный вид ревности наиболее бытовой, прозаический.
Привитая ревность является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые», намеков по поводу неверности супруга. Ярким примером такого ревнивца является Оттело, которого настроил против Дездемоны Яго.
Конечно, в жизни возможны сочетания элементов из этих видов ревности, поэтому наблюдать их в чистом виде можно не так часто.
Ревность часто не что иное, как беспокойное устремление к тирании, перенесенное в сферу любви.
Марсель Пруст
Патологическая ревность. Бывает и крайний вариант проявления ревностных чувств — бред ревности, когда один из супругов контролирует каждый шаг другого и слабо отличает свои желания и потребности от желаний и потребностей партнера. Но это уже патология, поскольку такое состояние сопровождается навязчивыми мыслями об измене партнера.
Такие ревнивцы постоянно подозревают партнера в измене, рисуют в своем воображении яркие интимные сцены измены. Одна из ловушек, которую они расставляют, заключается в том, что вас просят рассказать об отношениях, которые были до брака, при этом расспрашиваются малейшие интимные подробности, после чего совместная жизнь превращается в ад.
Практика показывает, что чаще ревность приобретает клинические формы у мужчин, особенно с алкогольной зависимостью. Измена жены может быть крахом их идеала, надежд и глубоким разочарованием, которого они панически боятся и стремятся избежать.
Если человек страдает бредом ревности, то, как правило, он не может объективно оценить свое состояние и понять, что поводы для ревности он выдумывает сам. Срабатывает защитный механизм — проекция, который может лежать в основе как бреда ревности, так и паранойяльного бреда (бреда преследования). Человек, страдающий бредом ревности, не обязательно должен сам изменять, он может просто этого хотеть и приписывать эти желание и поступки партнеру.
Такая ситуация прекрасно показана в итальянском художественном фильме «Ревнивец».
Врач-психотерапевт и психоаналитик Н. Н. Нарицын выделяет два типа ревности: объектно-мотивированную и субъектно-сензитивную.
Ревность объектно-мотивированная — это своего рода чувство собственности, испытываемое одним супругом по отношению к другому. Подобная ревность возникает там, где у одного супруга (партнера, любовника) есть власть над другим или по крайней мере ощущение такой власти. И соответственно ревность по сути оказывается страхом эту власть (или хотя бы ее ощущение) потерять. Ревность такого типа часто включает в себя компонент завышенной самооценки, доходящей иногда до патологической веры в то, что этому ревнивцу дано право судить, кто прав и кто виноват, и ощущать себя «стражем вселенской справедливости». Когда ситуация доходит до психиатрического диагноза «бред ревности», человек вообще может ощущать себя единым в трех ипостасях: следователь, судья, исполнитель «наказания». Любые действия «противоположной стороны», направленные на подтверждение своей невиновности, расцениваются ревнивцем как безоговорочное доказательство вины: если партнер активно доказывает невиновность — «на воре шапка горит», а если молчит — «знает кошка, чье мясо съела!»
Ревность первого типа чаще свойственна людям с выраженной эпилептоидной акцентуацией. А также с убеждением, что его партнер(ша) — практически его собственность. Поэтому в случае такой ревности у человека повышается агрессивность и одновременно снижается критичность к своим действиям, а сознание сужается до одной идеи «осудить и наказать»: именно за то, что партнер(ша) вроде как «нарушил(а) правила». А на самом деле — за то, что посмел(а) вызывать у него самого страх потерять собственное влияние.
Более того, довольно часто сами идеи ревности могут использоваться для манипуляции, и партнеру опять-таки совершенно не обязательно будет на самом деле изменять, чтобы его(ее) за это «наказали». Здесь будет важен даже не сам факт измены, а именно потребность создать у «изменника» чувство вины. Подобная ревность часто возникает там, где собственная (завышенная) самооценка сталкивается с реальностью: возникает фрустрация. И если человек не в силах сам стать сильнее-богаче-знаменитее, он нередко старается «унизить» своего партнера или партнершу, часто — обвинив в потенциальных изменах. Поэтому в целях безопасности лучше изначально держаться подальше от такого ревнивца: в целях своей гиперкомпенсации он часто стремится методически порабощать свою «собственность», и выпутаться из этой ситуации бывает весьма непросто.
Женщина редко прощает мужчине ревность и никогда не прощает отсутствия ревности.
Колетт
Женщина не выносит ревнивца, которого не любит, но сердится, если не ревнует тот, кого она любит.
Нинон де Ланкло
Ревность субъектно-сензитивная связана со страхом потери объекта зависимости, когда человек опасается не потери манипуляции кем-то, а боится своей собственной неустойчивости из-за потери или уменьшения внимания кого-то. Ревность второго типа часто свойственна людям психастенического склада характера с проблемами самооценки и уверенности в себе. Тем, которые боятся, что, «кроме этого человека, они вообще никому не будут нужны», а также «если он(а) меня бросит, я одна(один) вообще пропаду».
В такой ситуации человек начинает копаться в себе и есть себя поедом, но избавиться от чувства вины и страха не может и от этого особенно страдает. Хотя, возможно, причина того, что партнер изменил (или хотя бы стал уделять больше внимания кому-то другому) — вовсе не в самом «ревнивце», а в каких-то проблемах партнера.
Таким образом, пишет Н. Н. Нарицын, если при объектно-мотивированной ревности ревнивец считает объект ревности зависимым от себя (и опасается потерять именно это чувство власти над ним), то при субъектно-сензитивной — сам чувствует себя зависимым от объекта. И при ревности испытывает страх потери этого объекта, следовательно, потери чувства опоры в жизни, защиты и поддержки и буквально материнской/отцовской любви.
И в первом и во втором случае, считает Н. Н. Нарицын, можно говорить о зависимости, ибо ревнивец в любом случае существенно зависит от «изменника» и от той «оценки», которую тот якобы ему дает своим поведением.
Объектно-мотивированная ревность более опасна для окружающих, а субъектно-сензитивная — для самого ревнующего, доходящего до суицида. При ревности первого типа обычно нуждается в помощи объект ревности (страдающий от излишнего контроля, постоянных расспросов, подозрений и упреков, а то и от физического воздействия), а при ревности второго типа — сам ревнивец.