Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 4194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим задачи, установленные в статье 2 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности:

1. Выявление преступлений и установление лиц, к ним причастных, осуществляется гласно и негласно всем комплексом ОРМ, указанных в статье 6 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. Без деятельности по «выявлению» и «установлению» невозможно продвижение по пути предотвращения, пресечения, раскрытия и т.д. Законодатель ставит во главу всех задач именно эту, подчеркивая тем самым главную черту ОРД – ее разведывательно – поисковую сущность. За счет этого она представляет собой особенный, уникальный вид деятельности.

Выявление преступных посягательств осуществляется с учетом специфики совершаемых деяний – общеуголовных, экономических, в налоговой сфере и т.д. Если определенные виды преступлений очевидны с точки зрения совершения самого факта (события) – кражи, грабежи, разбои, - и необходимо установить лиц, их совершивших, то другие виды, совершаемые как правило в экономической сфере, нередко связанные с коррупцией, взяточничеством, требуют большой разведывательной работы по выяснению механизма его совершения, круга участников.[24]

Данная задача, представляет особую, организационно – тактическую сторону ОРД, которая характеризует уровень профессионализма сотрудников, эффективность их специфической, в основе негласной, разведыватльно-поисковой деятельности, и перспективу раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников.

1.1. Предупреждение и пресечение преступлений – предполагает обнаружение и изучение фактов и обстоятельств, свидетельствующих о подготовке противоправных деяний, и принятие мер упреждающего характера. При решении этой задачи ОРО добывают оперативную информацию о преступных замыслах и завладевают инициативой их развития с целью предотвращения их реализации, а также добывают оперативную информацию об уже совершенных преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности совершивших их лиц и возмещения причиненного ими вреда. Оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, реализуется в формах предварительной оперативной проверки или оперативной разработки и документируется в виде соответствующих дел оперативного учета. Получение в результате ОРД достоверной оперативной информации о лице, совершившем преступление, следует считать оперативно-розыскным раскрытием преступления. Раскрытие преступления в оперативно-розыскном смысле служит предпосылкой к дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию преступления, направленной на доказывание виновности лица в совершении преступления. Таким образом, деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в нашей стране осуществляется в не процессуальной (оперативно-розыскной) форме оперативно-розыскными органами и в процессуальной (следственной) форме органами предварительного расследования. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в оперативнорозыскной форме в зависимости от их категорий осуществляют оперативнорозыскные подразделения МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФСО России, СВР России. Орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации может проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, если это не затрагивает полномочий иных органов. Полифункциональным органом общей компетенции в сфере противодействия преступности 22 является МВД России. Компетенция МВД и иных оперативно-розыскных органов определяется и разграничивается законодательно установленными направлениями их деятельности и подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением ФСО России и СВР России. Несмотря на формальное отнесение органов ФСО и СВР к органам дознания в уголовном судопроизводстве (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), УПК РФ их подследственность не устанавливает. Следует учитывать, что оперативные подразделения МВД России и иных органов также выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, подследственные Следственному комитету Российской Федерации, который не имеет собственных оперативных подразделений, поскольку не относится к органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности.[25]


2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения приговора, является одним из приоритетных направлений работы правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, поскольку оказывает непосредственное влияние на раскрываемость преступлений, сроки расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, обеспечение своевременной защиты прав потерпевших и неотвратимости наказания виновных .

Задачу розыска подозреваемых и обвиняемых перед органами, осуществляющими ОРД, ставит следователь, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Статьей 210 УПК РФ «Розыск подозреваемого, обвиняемого» следователю предписывается, в случае неизвестности местонахождения этих лиц, поручить их розыск органам дознания (имеется в виду органам, осуществляющим ОРД).

Организация розыска регламентируется специальными ведомственными нормативными актами.

По масштабу осуществления розыскной работы, А.Г. Маркушин различает следующие виды розыска:

1) Местный. Он производится на территории субъекта РФ после проведения первоначальной проверки и не позднее 10 суток с момента получения постановления. Включает в себя комплекс действий, по обнаружению разыскиваемого лица с использованием местных, локальных учетов и информационно-поисковой системы.

2) Федеральный. Проводится на всей территории РФ с использованием специальной сигнальной системы оперативно-справочных учетов, с применением современных информационно-вычислительных систем. Он объявляется, когда меры местного розыска не принесли желаемых результатов, как правило по истечении шести месяцев со дня его начала. Однако, в случаях необходимости, данный вид розыска может быть введен немедленно, после принятия процессуального решения о производстве розыска.

3) Международный. Он объявляется, когда федеральный розыск результатов не дал, либо когда получены сведения о том, что разыскиваемый обвиняемый находится за пределами Российской Федерации. Используя систему международного розыска, розыскные подразделения России имеют возможность установить местонахождение лица, идентифицировать разыскиваемого, установить контроль над деятельностью и передвижением лица, скрывающегося от правоохранительных органов за пределами России, задержать его с последующей экстрадицией в соответствии с установленной процедурой.[26]


Говоря о задаче ОРД, заключающейся в розыске лиц, без вести пропавших, следует отметить, что многочисленные факты исчезновений, в настоящее время, являются острой проблемой России. Ежегодно в России пропадает более 80 тысяч человек. Разыскивают лишь около 9 тысяч человек. Поэтому, данная задача чрезвычайно актуальна и решается посредством проведения активных оперативно-розыскных и иных мероприятий. Юридическим основанием розыска является заявление заинтересованного в поиске лица: близких, родственников, знакомых или организаций, например, специальных медицинских учреждений.

Организация и производство розыска осуществляется без возбуждения уголовного дела в соответствии с Законом об ОРД и ведомственными инструкциями, например, Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестными исчезновением граждан, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ 70, МВД России 122 от 27.02.2010 г.

3. Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Данная задача, осуществляется в первую очередь специализированными оперативно-розыскными органами — подразделениями ФСБ России и СВР России. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, военная безопасность — обеспечение защиты от военных угроз, экономическая — обеспечение экономического благополучия страны, информационная — состояние защищенности информационной сферы, экологическая — состояние защищенности окружающей среды.

Под добыванием информации следует понимать инициативный поиск указанных сведений с помощью проведения ОРМ. Органы безопасности в пределах своей компетенции осуществляют информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а по их поручению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также добывают информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.[27]


4. Самостоятельной и немаловажной задачей ОРД является установление имущества, подлежащего конфискации. Эта задача была введена сравнительно недавно. Это обусловлено принятием в конце декабря 2008 года ряда федеральных законов в рамках политики противодействия коррупции. Данная задача призвана обеспечить одно из важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию, - характер и размер имущественного вреда, причиненного преступлением. В процессе ее решения необходимо установить оперативно-розыскными мерами, не приобретено ли имущество проверяемых или обвиняемых преступным путем или на средства, добытые от совершения преступления.[28] Несмотря на наличие в Федеральном законе «Об оперативнорозыскной деятельности» отдельной статьи «Задачи оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2), перечень задач, выполняемых оперативнорозыскными органами, фактически шире. Иные задачи ОРД можно определить путем анализа и системного толкования положений ст. ст. 2, 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей ряда иных федеральных законов.

К иным задачам следует отнести: установление личности неопознанных трупов; обеспечение безопасности защищаемых лиц в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того, оперативно-розыскные органы, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», реализуют задачу по сбору данных, позволяющих принимать управленческо-организационные решения: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника; достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных 27 федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.[29]


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что оперативно – розыскная деятельность осуществляется не только для достижения задач в сфере борьбы с преступностью, но и задач, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Безусловно, совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе.

В частности, проведение ОРМ для получения информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации может быть прямо не связано с преступными посягательствами, а следовательно, с задачами уголовного судопроизводства, равно как и осуществление розыска без вести пропавших лиц. Вышеизложенное позволяет говорить о коллизии между определенными в ФЗ об ОРД целью и указанными в ст.2 задачами ОРД. Данная проблема выражается в том, что перечисленные в ст.2 и ч.2 ст.7 ФЗ об ОРД задачи позволяют трактовать ОРД в достаточно «широком» смысле слова, т.е. не только для непосредственной защиты от преступных посягательств, но и для обеспечения ряда административно-правовых режимов. Указанная же в ст. 1 цель ОРД (защита перечисленных в ст. 1 объектов от преступных посягательств) свидетельствует о понимании законодателем предназначения ОРД исключительно в «узком» смысле слова, т.е. только для защиты от преступных посягательств.[30]

Автор считает необходимым разрешить указанную коллизию на законодательном уровне, путем точного и полного определения задач ОРД, соответствующих цели ОРД. Обозначая принципиальные отличия оперативно–розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, следует обратить внимание на то, что основной задачей оперативно-розыскной деятельности, определенной в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», является раскрытие преступлений. Задачей же уголовно-процессуальной деятельности, выступает расследование уголовных дел. Следует согласиться с Ю.Л. Дябловой которая утверждает, что раскрыть преступление еще не значит его расследовать. Понятие «раскрытие» преступления характеризует отношение к факту преступления: известен факт-раскрыт он, не известен - не раскрыт.[31] Понятие «расследование» характеризует юридическую деятельность, обеспечивающую доказывание в установленном порядке обстоятельств преступления для принятия соответствующего решения. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что оперативнорозыскная деятельность, исходя из своей сущности, должна способствовать осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, но не подменять ее. Именно разведывательно–поисковая сущность отличает оперативнорозыскную деятельность от уголовно-процессуальной деятельности.