Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 4189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.А. Насонова, считает, что уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность, будучи объединенные общей целью раскрытия преступлений, различны по ряду существенных признаков. Одно из различий заключается в том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий, несмотря на некоторую их созвучность со следственными действиями, выполняемыми по УПК РФ (опрос, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров телеграфных и иных сообщений, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.д.), доказательства не собираются.

В тоже время согласно ст. 11 ФЗ об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Однако необходимо помнить, что только в результате производства уголовно-процессуальных действий добываются сведения, которые служат доказательствами по уголовному делу. Причем, к таким уголовно-процессуальным действиям относятся преимущественно следственные действия (допросы участников оперативно-розыскных мероприятий, осмотр представленного предмета, назначение экспертиз фонограмм и видеозаписей и др.).

2 ВИДЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ИХ ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1 Основания и условия проведения оперативно – розыскной деятельности

Оперативно – розыскные мероприятия являются важнейшим элементом структуры ОРД, проводятся в соответствии с ее целями и задачами, регламентируются соответствующим законодательством. Понятие оперативно-розыскных мероприятий является одним из ключевых в изучаемой теме. Нормативное определение оперативнорозыскных мероприятий отсутствует. Оно выработано оперативнорозыскной теорией. О.А. Вагин под оперативно-розыскным мероприятием понимает закрепленные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.[32]


Также автор отмечает, что по своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

Лапин Е.С. указывает, что оперативно-розыскные мероприятия – это закрепленные в оперативно-розыскном законе действия, в рамках осуществления которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на добывание и реализацию информации, служащей для достижения целей и задач ОРД.[33]

Шумилов А.Ю. определяет ОРМ как предусмотренный ФЗ об ОРД поведенческий акт субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации.[34]

Исходя из вышеизложенных определений, можно выделить признаки ОРМ:

1. Оперативно – розыскное мероприятие непосредственно направлено на решение задач ОРД, что отличает его от иной деятельности органов, осуществляющих ОРД (например, связанной с получением новой специальной техники);

2. оперативно – розыскное мероприятие проводится только при наличии специальных оснований и условий проведения, прямо указаны в ФЗ об ОРД;

3.организация и тактика оперативно – розыскного мероприятия составляет государственную тайну; приемы, методы, способы его проведения, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия не

4.цели оперативно – розыскного мероприятия должны отвечать требованиям морали и нравственности, должны быть нацелены на обеспечение безопасности общества и государства, защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств.

Таким образом, оперативно – розыскное мероприятие – это составная часть ОРД, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну. Оно представляет собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляется с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечает нормам морали и нравственности и непосредственно направлена на разрешение целей и задач ОРД.[35]

Подробнее, следует остановиться на основаниях и условиях проведения ОРМ. В соответствии со ст.7 ФЗ об ОРД к ним относятся:

1.Наличие возбужденного уголовного дела. Данное основание является общим для всех ОРМ, которые могут проводиться как при наличии подозреваемых по делу, так и при отсутствии их в силу того, что одной из основных задач ОРД является выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, к ним причастных (ст. 2 ФЗ об ОРД). При этом не имеет значения, кем (органом дознания, дознавателем или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Согласно ст. 144 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела следователь, дознаватель вправе при проверке сообщения о преступлении давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Результаты таких ОРМ в дальнейшем могут служить основанием для возбуждения уголовного дела. При наличии возбужденного уголовного дела ОРМ направленны на содействие процессу доказывания, на установление юридически значимых обстоятельств: события преступления, виновность лиц, характер и размер вреда, причиненного преступником, и других обстоятельств, установить которые только процессуальным путем невозможно или крайне затруднительно. Кроме того, следует учитывать, что факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает иных оснований для проведения ОРМ.


2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, сведения о: -признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; -событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; -лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; -лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. При этом законодатель не указывает, каким образом эти сведения стали известны оперативно-розыскным органам. Законодатель не устанавливает какие-либо критерии или ограничения появления таких данных. По своему происхождению такие фактические данные могут быть получены в рамках уголовного процесса, в процессе осуществления ОРД, а также иными путями (не процессуальными и не оперативно-розыскными путями). Исходя из анализа действующего законодательства и оперативно-розыскной практики, можно выделить следующие источники таких сведений:

а) заявления и сообщения о преступлениях, которые в соответствии с УПК РФ являются поводами к возбуждению уголовного дела. При отсутствии достаточных данных, позволяющих принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела, в соответствии с нормами УПК РФ 33 необходимо провести проверочные действия, в том числе и посредствам оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе осуществлять ряд следственных и иных процессуальных действий (получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, освидетельствование), в том числе и давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий;[36]

б) публикации в средствах массовой информации. Основанием будут являться сведения, содержащиеся в СМИ о тех или иных фактах, имеющих криминальные признаки и в силу этого требующие проверки;

в) сообщения лечебных учреждений об обращении граждан с травмами (например, огнестрельными, осколочными, колото-резаными и т.п.);


г) результаты аналитической работы оперативно-розыскных органов по анализу и оценке оперативной обстановки на объектах и отраслях оперативного обслуживания, в результате которой могут быть выявлены признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного замаскированного экономического или иного преступления;

д) информация, полученная от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющих ОРД, в том числе и на конфиденциальной основе;

е) акты аудиторских проверок;

ж) материалы проверки по административным правонарушениям и др. Следует согласиться с А.Г. Маркушиным в том, что ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения это не только ожидаемые оперативно-розыскными органами сообщения, но и также результат повседневной профессиональной оперативно-розыскной деятельности по выявлению признаков преступления и лиц, к ним причастных. Данное утверждение прямо вытекает из законодательно закрепленных задач ОРД.

3. В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. Под поручением понимается письменный документ, составленный в соответствии с требованиями УПК РФ. Устное указание (поручение) названных участников уголовного судопроизводства не является основанием для производства ОРМ. Письменные поручения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа обязательны для исполнения органами, осуществляющими ОРД (п. 2 ст. 14 ФЗ об ОРД). Они направляются руководителю соответствующего оперативно-розыскного подразделения, который дает распоряжения об их исполнении подчиненным ему сотрудникам. В письменном поручении четко формулируются вопросы, подлежащие выяснению, и излагается информация, необходимая для его выполнения. Направляемое поручение не должно содержать указание на вид и тактику ОРМ. Это определяет должностное лицо оперативно-розыскного органа. Указанные лица в своих поручениях вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений. Результаты выполнения ОРМ, проводимых по поручению следователя, дознавателя, прокурора или суда, оформляются рапортом оперативного работника.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД. Запрос представляет собой официальный оперативно-служебный документ, направляемый другому органу, который уполномочен осуществлять ОРД. Взаимные обязанности по выполнению запросов 35 органов, осуществляющих ОРД, определены межведомственными соглашениями и нормативными актами, утвержденными руководителями этих органов. Запросы других оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ оформляются в письменном виде за подписью руководителя органа соответствующего уровня.


5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Органы, осуществляющие ОРД, могут быть привлечены к обеспечению защиты определенных лиц, при наличии достаточных данных о том, что им или их близким угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иным общественно опасным противоправным деяниям.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Выполнение таких запросов записано в п. 3 ст.14 ФЗ «Об ОРД» в качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД. Основанием для производства ОРМ будет являться содержащаяся в запросах информация о конкретных криминальных фактах и лицах, к ним причастных. Кроме указанных оснований, оперативно-розыскные мероприятия могут осуществлять для сбора данных, необходимых для принятия определённых решений. Е.С. Дубоносов выделил данные основания в отдельную группу – «сбор сведений для обеспечения административно-режимных целей». К данной группе в соответствии со ст. 7 ФЗ об ОРД, в частности, относится сбор сведений посредствам ОРМ для принятия решения о допуске к сведениям, составляющих государственную тайну, о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления и др. Безусловно, основания проведения ОРМ тесно связаны с целями и задачами ОРД. В связи с этим верным, на взгляд автора, является утверждение Исиченко А.П. и Вагина О.А. о том, что рассматривая основания проведения ОРМ в соотношении с целями и задачами ОРД можно сделать вывод, что для проведения ОРМ достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах. Данное утверждение авторов вытекает из таких задач ОРД как: выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.[37]