Файл: Взаимосвязь стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в классе (Теоретические основы исследования взаимосвязи стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в классе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общению; не подтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения конфликтов подразделяют на прямые и косвенные. К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций, оценочных высказываний и очернительства); высказывание претензий публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы опираются на реализацию следующих принципов: "выхода чувств" (по К.Роджерсу), "эмоционального возмещения", "авторитетного третьего", "обмена позициями", "расширения духовного горизонта спорящих" [11].

Однако знание перечисленных и других приемов разрешения конфликтных ситуаций не снимает с педагога ответственности за необходимость решения каждый раз заново педагогической задачи (анализ и постановка диагноза, принятие решения на основе прогнозирования, собственно решение и анализ решения).

Психологический климат в классе

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции (зоны):

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального [2].

Постоянная практическая задача классных руководителей, воспитателей, школьного психолога и администрации это формирование и совершенствование социально-психологического климата . Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  • В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями [6].
  • В отношениях между группами внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
  • Обучающиеся  класса активны, полны энергии,  быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  • В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  • Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  • В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  • Успехи или неудачи отдельных обучающихся  класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива [8].

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях,  здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, НЕ в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности [3].
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость) [3].
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов [16].

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • прививать общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению [15].
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Можно сказать, что для благоприятного Социально-психологического климата важны все факторы: и такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. И классный руководитель должен стремиться воплотить их в действие, сначала конечно важные, а затем и все остальные. Так более важные факторы создают основу, а другие выступают неотъемлемой частью поддержки этой основы [9].

Глава 2. Определение взаимосвязи стиля педагогического общения классного руководителя и психологического климата в класс

2.1. Диагностика стиля педагогического общения классного руководителя

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Средняя школа №9» г. Москвы в 8 классе «а». С целью определения стиля педагогического общения классного руководителя нами были использована методика «Стили педагогического общения» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов). Данная методика позволяет выявить предпочтение педагогами традиционных стилей общения - авторитарного, демократического и либерального. Методика содержит в себе 10 вопросов. Предложенные вопросы отражают:

1. Восприятие отношения ребенка к учителю.

2. Выбор профессионального воздействия.

3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.

4. Реакция на ошибку.

5. Включенность в деятельность детей.

6. Отношение к чувствам детей.

7. Отношение к сотрудничеству с детьми.

8. Восприятие активности детей.

9. Учет потребностей детей.

10. Отношение к детям в целом.

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты (табл.2.1)

Таблица 2.1

Диагностика стиля педагогического общения классного руководителя

№ п/п

Кол-во баллов

1

2

2

3

3

3

4

3

5

3

6

2

7

3

8

3

9

2

10

2


Таким образом, в ходе проведённого исследования было установлено, что классный руководитель придерживается демократического стиля общения (26 баллов).

2.2. Определение психологического климата в классе

С целью определения психологического климата в классе были использованы следующие методики:

Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия)

    1. Определение межличностной приемлемости учащихся
    2. Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).

Диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено (социометрия)

Данное исследование я провела, поставив перед учащимися вопрос:

Кого из своих одноклассников, в первую очередь, ты пригласил бы на свой день рождения? Напишите, пожалуйста, кого вы в первую очередь будете рады видеть на своём празднике, затем во вторую, в третью и т.д.

Листы были подписаны учащимися. На выполнение этого задания понадобилось 8 минут.

В результате проведённой диагностики были получены следующие данные (табл.2.2):

Таблица 2.2

Результаты диагностики «Социометрия»

№ п/п

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Кто выбирает

1

Алексеев

+

+

+

2

Амелина

+

+

+

3

Борисова

+

+

+

4

Гаврилов

+

+

+

5

Ганьшина

+

+

+

6

Горелова

+

+

+

7

Енин

+

+

+

8

Жарова

+

+

+

9

Иванникова

+

+

+

10

Карпова

+

+

+

11

Киров

+

+

+

12

Ковалёв

+

+

+

13

Корепанов

+

+

+

14

Краснянская

+

+

+

15

Леонова

16

Луненко

+

+

+

17

Матвеев

+

+

+

18

Попова

+

+

+

19

Снеткова

+

+

+

20

Тарасенко

+

+

+

21

Фролова

+

+

+

22

Хващевский

+

+

+

23

Хрюкин

+

+

+

24

Цветкова

+

+

+

Количество полученных выборов

3

7

5

4

3

3

3

4

1

1

2

3

3

2

2

4

3

3

2

3

2

2

0

4

Из них взаимных

2

3

3

1

1

0

1

1

0

1

1

1

2

1

1

2

2

1

0

2

0

1

0

2