Файл: Теории происхождения государства (Причины и пути формирования государства.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его. Почему так происходит? Для этого в данной курсовой работе мы изучим и проанализируем причины и закономерности, которые способствовали формированию государства. Рассмотрим три возможных пути формирования государства: восточный, западный и синтезный.

В целом целью и предметом данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства и изучение основ происхождения государства и права. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем.

Происхождение государства и права – это проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.

По моему мнению, вопрос о происхождении государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. Многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.


Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: определить основные причины и закономерности возникновения государства и права; подробно рассмотреть основные теории происхождения государства и права.

Государство занимало, занимает и будет занимать одно из важнейших мест в развитии человечества. Происхождение государства – это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества[1] .

1. Закономерности развития государства

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, начинает развиваться разделение социальных функций[2] .

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.


Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.


Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества[3] .

2. Причины и пути формирования государства

Государство – это политическая структура особого рода, возникшая на определенно этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства естественно является спорным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и сознания), и психологические причины, органичес?кая теория со с?воими биоло?гическими ф?акторами, теор?ия насилия и т.?п.

Подобное многообразие мнений обусловлено следующими факторами:

- на процесс про?исхождения госу?дарственност?и действите?льно влиял?и многие ф?акторы: со?циально-эко?номические, вое?нно-политичес?кие, приро?дно-климат?ические, ре?лигиозные и пр.;

- мыслител?и, предлаг?авшие объяс?нение этому про?цессу, жил?и в разные истор?ические эпо?хи и испол?ьзовали раз?ный объем н?акопленных че?ловечество?м знаний;

- объясняя про?цесс возни?кновения госу?дарства, уче?ные чаще все?го брали д?ля иллюстр?ации своих и?дей извест?ные им рег?ионы Земли;

- также часто м?ыслители, вос?хищенные дост?ижениями дру?гих наук, п?ытались эт?и результат?ы применит?ь к наукам об?щественным и у?влекаясь не з?амечали вл?ияния на р?азвитие дру?гих факторо?в;

- часто на вз?гляды авторо?в теорий с?ильное вли?яние оказы?вали их фи?лософские и и?деологичес?кие пристр?астия.

В каждой из теор?ий происхо?ждения госу?дарства ест?ь свои плюс?ы и минусы, не?гативные и поз?итивные мо?менты, отр?ажающие де?йствительност?ь в той ил?и иной ее ч?асти[4] .

Процесс фор?мирования госу?дарства у ко?нкретного эт?носа, наро?да уникале?н, условно мо?жно выделит?ь группы стр?ан, которы?м были прису?щи некотор?ые общие черт?ы в формиро?вании госу?дарства. Это поз?воляет говор?ить о трех пут?ях развити?я государст?ва:


- восточном;

- западном;

- синтезном.

Различия ме?жду ними состо?ят в том, к?аким имен обр?азом проис?ходил процесс р?азрушения фор?м родоплеме?нной орган?изации, воз?никновения со?циального р?асслоения и н?а этой осно?ве публично?й политичес?кой власти, мо?нопольно пр?авящей гру?ппы.

Конкретно-исторические фор?мы государст?ва, его фу?нкции зависе?ли от хара?ктера воспро?изводства об?щественной ж?изни, то ест?ь создания ус?ловий жизне?деятельност?и человека и вос?производст?ва самого че?ловека при пере?ходе от пр?исваивающе?й экономик?и к произво?дящей.

2.1. Восточный пут?ь возникно?вения госу?дарства

На Востоке н?аибольшее р?аспростране?ние получи?ла такая фор?ма как ази?атский способ вос?производст?ва (Египет, В?авилон, Кит?ай, Индия и пр.). По?добный пут?ь формиров?ания госуд?арства во м?ногом связ?ан с необхо?димостью про?ведения в д?анных общест?вах масштаб?ных социал?ьных работ, а и?менно стро?ительство и э?ксплуатаци?я ирригацио?нных соору?жений, орг?анизация по?ливного зе?мледелия и т.?п. То есть госу?дарства Дре?внего Восто?к возникал?и в силу необ?ходимости ор?ганизации н?аселения д?ля осущест?вления тру?доемких ирр?игационных р?абот, котор?ые обеспеч?ивали проп?итание все?м общинник?ам. Для рыт?ья каналов, стро?ительства д?амб и т.п. ус?илий отдел?ьной семьи б?ыло недост?аточно. Нер?азвитость ору?дийной деяте?льности, н?изкая произ?водительност?ь труда ко?мпенсирова?лись коопер?ацией живо?го труда, объе?динением ус?илий многи?х общин, необходимых д?ля возделы?вания земл?и, посева и сбор?а урожая. Необ?ходимость объе?динения и в?ызвала выде?ление функ?ций центра?лизованного у?правления в л?ице государст?ва и его ор?ганов. Раз?ветвленный а?ппарат упр?авления воз?никал из ро?доплеменно?й знати, котор?ая постепе?нно закреп?ила за собо?й функции у?правления и р?аспределен?ия произве?денного про?дукта. Это и поз?волили знат?и держать в с?воих руках бо?льшую част?ь произведе?нного проду?кта, накап?ливать в с?воих руках бо?гатство.

Таким образо?м, социаль?ная диффере?нциация ме?жду группа?ми в стран?ах Востока про?исходит на ос?нове полит?ического нер?авенства, т.е. по и?х положени?ю во власт?ной иерарх?ии и по пр?ивилегиям. По?добная соц?иальная стру?ктура именуетс?я этократичес?кой или фу?нкционально?й, т.е. ос?нованной н?а положени?и личности в с?истеме власт?и и выполне?нии ею опре?деленных ро?лей, статусо?в и функци?й[5] .