Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики государства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства
1.1. Понятие и значение финансовой политики
Глава 2. Условия и специфика реализации финансовой политики государства
2.1. Экономическое равновесие как основное условие финансовой политики
2.3. Оптимизация эффективности финансовой политики
2.4. Особенности развития современной финансовой политики государства
Тем не менее, главной целью финансовой политики государства должна быть создание макроэкономического равновесия и создание условий для устойчивого экономического роста, следствием чего является качественный рост ВВП, и повышение и уровня жизни населения. В этой связи хотелось бы сказать о том, что эти условия при реализации финансовой политики, особенно на региональном уровне в Российской Федерации не соблюдаются. [27, стр. 45]
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она должна способствовать обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика должна способствовать укреплению и развитию экономических связей с развитыми странами мира, обеспечивая условия для повышения темпов роста российской национальной экономики. [4, стр. 24]
Вышеизложенное позволяет дать отличное от существующей трактовки определение финансовой политики государства. Финансовая политика - система отношений, характер и направление действия которых определяется еще на этапе формирования этой политики, проводящейся в жизнь путем осуществления государством соответствующих уже определенным финансовым отношениям мероприятий по ее реализации.
Формируя финансовую политику, государство конкретизирует главные направления развития экономики страны, определяет общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Поэтому финансовая политика и является не просто составной частью, а центральным элементом экономической политики современного государства. [17, стр. 74]
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы [176, с. 123].
К задачам финансовой политики можно отнести: обеспечение условий для накопления максимально возможных финансовых ресурсов, необходимых для достижения экономического роста; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов, позволяющих выполнить им политико-экономических, социальных и др. задач; создание эффективной системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными звеньями экономической политики - денежной, кредитной, ценовой, налоговой бюджетной, инвестиционной.
Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен богатый опыт сочетания звеньев финансовой политики. Основополагающими условиями оптимальной взаимосвязи этих элементов в рамках общей финансовой политики являются: стабильная система законодательства и разумная, с точки зрения учета интересов всех участников налоговых отношений, налоговая система. [43, стр. 435]
С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления: первое - денежно-кредитная политика; второе - налогово-бюджетная политика.
Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит от денежной и бюджетной политики. Также должны быть согласованы и проблемы: государственного долга, платежного баланса, уровня безработицы, объема инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использование всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития. [45, стр. 5]
1.2. Особенности формирования финансовой политики государства
Принципами формирования финансовой политики государства являются:
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.
Целью научно обоснованной концепции развития финансов является
наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности [10, с. 101].
Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. [43, стр. 45]
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения. Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств [24, с. 273].
Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их, прежде всего, в приоритетные сферы, в том числе в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта. [32, стр. 44]
Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает: методы распределения национального дохода; способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных; методы образования государственных целевых фондов; виды платежей в бюджет и целевые фонды; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль [ 19, с. 269].
Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов [9, с. 312].
Государственная политика в области финансов зависит от развитости финансовой системы, в общем, и ее элементов в отдельности. К элементам финансовой политики можно отнести: бюджетную политику; налоговую политику; денежно-кредитную политику; ценовую политику; таможенную политику; социальную политику; инвестиционную политику; политику в области международных финансов [25, с. 250].
Под бюджетной политикой понимают определение государством: источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников финансирования бюджетного дефицита; принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности [24, с. 275].
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др. [24, стр. 74]
В финансовой политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
Инвестиционная политика предполагает повышение роли финансов в развитии экономики страны создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. [4, стр. 54]
На современном этапе особое значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях [5, с. 315].
Основной целью современной международной финансовой политик государств является развитие национальных экономик, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала, а также сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
Проводя собственную протекционистскую политику, государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. [4, стр. 454]
Таким образом, степень развитости национальной экономики во многом определяется возможностью реализации государством возложенных на него функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Реализация этих обязанностей государством невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их осуществления в соответствии с целями экономического развития. [43, стр. 24]
Цели экономической системы общества динамичны, подвержены изменениям, поскольку развивающиеся производительные силы на основе научно-технического прогресса приводят не только к необходимости совершенствования производственных отношений, составной частью которых и являются и финансовые отношения, но и к изменению цели развития экономики.
Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства [9, с. 496].
Глава 2. Условия и специфика реализации финансовой политики государства
2.1. Экономическое равновесие как основное условие финансовой политики
Основными моментами в теории экономического рﮦоста рﮦассматрﮦивают: во-перﮦвых, взаимозависимость технﮦико-эконﮦомических категорﮦий, обеспечивающих устойчивый рﮦост (динﮦамическое рﮦавнﮦовесие); во-вторﮦых, устанﮦовленﮦие факторﮦов, опрﮦеделяющих потенﮦциальнﮦо возможнﮦый рﮦост эконﮦомики; в- трﮦетьих, пути достиженﮦия устойчивого рﮦоста. [43, стрﮦ. 45]
50-е гг. харﮦактерﮦизуются вознﮦикнﮦовенﮦием и рﮦазвитием кейнﮦсианﮦского варﮦианﮦта теорﮦии эконﮦомического рﮦоста, оснﮦователями которﮦой являются эконﮦомист анﮦгличанﮦин Рﮦ. Харﮦрﮦод и амерﮦиканﮦец Е. Домарﮦ. Онﮦи исходят из прﮦедпосылки нﮦеустойчивости эконﮦомического рﮦоста, отсутствия механﮦизмов, обеспечивающих автоматически рﮦавенﮦство спрﮦоса и прﮦедложенﮦия, сберﮦеженﮦий и инﮦвестиций. По их мнﮦенﮦию, важнﮦую рﮦоль в эконﮦомическом рﮦосте игрﮦает форﮦмирﮦованﮦие спрﮦоса нﮦа инﮦвестиции, которﮦый опрﮦеделяется темпом прﮦирﮦоста нﮦационﮦальнﮦого дохода и величинﮦой капитальнﮦого коэффициенﮦта. Устойчивость капитальнﮦого коэффициенﮦта опрﮦеделяется нﮦегибкостью (отнﮦосительнﮦым постоянﮦством) цен и нﮦейтрﮦальнﮦостью харﮦактерﮦа технﮦического прﮦогрﮦесса. В моделях, прﮦедлагаемых кейнﮦсианﮦцами, устойчивый рﮦост обеспечивается только темпом рﮦоста нﮦационﮦальнﮦого дохода, что и гарﮦанﮦтирﮦует рﮦавенﮦство сберﮦеженﮦий и инﮦвестиций. Этот «гарﮦанﮦтирﮦованﮦнﮦый» темп рﮦоста опрﮦеделяется устойчивой долей сберﮦеженﮦий в доходе, деленﮦнﮦой нﮦа величинﮦу капитальнﮦого коэффициенﮦта. [41, стрﮦ. 214]