Файл: Теоретические аспекты правовой системы Российской Федерации.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 1021
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты правовой системы Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность системы права
1.2. Роль системы права в регулировании общественных отношений
2 Структурная характеристика правовой системы РФ
2.1. Нормы права и правовые институты
Так, в системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив - институт права, который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода [14].
Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид.
Институт – гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. В отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда [14].
Институту права как основному элементу системы права свойственны:
- однородность фактического содержания. Каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений (регулирует типичные отношения);
- юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);
- полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.
- нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).
Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности.
Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения [9].
Как правило, для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).
Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Помимо этого правовые институты подразделяются на простые (отраслевые) и сложные (межотраслевые, комплексные).
По своему содержанию институты права бывают простые и сложные [16].
Простой институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).
Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права.
Комплексный институт хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.
Виды институтов [11]:
- в зависимости от характера – институты материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
- в зависимости от сферы распространения - отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);
- в зависимости от функциональной роли - регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
Так, правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права – отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений [19].
2.2. Подотрасли и отрасли системы права
В теории государства и права, а также в отраслевых юридических науках исследователи не раз подчеркивали значимость объединения правовых институтов в подотрасли как существенных структурных подразделений права.
В качестве подотрасли в теории права традиционно выделяют совокупность однородных институтов определенной отрасли, крупные подразделения системы права, занимающие промежуточное состояние между институтом права и отраслью права [12].
Выделение подотраслей права обусловливается тем, что отрасли права, хотя они взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения, а в рамках отрасли различные сферы общественных отношений также далеко не одинаковы по широте и составу.
Основное предназначение подотраслей права - регулировать отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.
О.С. Иоффе писал, что подотрасль регулирует комплекс повторяющихся отношений, «подотрасль, как и отрасль права, должна содержать в себе совокупность норм, регулирующих однородные отношения разных видов».
Так, о подотрасли можно говорить при условии соблюдения следующих критериев [18]:
- Подотрасль объединяет совокупность однородных институтов, интегрируемых в подотрасль в пределах определенной отрасли права, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью;
- Наличие в составе подотрасли, как правило, общего института, группы институтов, законодательно выделенных общих положений для институтов подотрасли или наличие ассоциации общих норм;
- Однородность общественных отношений, объединяющихся в подотрасль, в то же время должна предполагать различный видовой состав общественных отношений; для подотрасли должна быть свойственна высокая степень специализации и дифференциации входящих в ее состав правовых институтов.
Подотрасль права включает в себя родственные институты одной и той же отрасли права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида (например, «обязательственное право» в составе гражданского права) [7].
Вместе с тем сами институты могут складываться в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право – подотраслью финансового права; муниципальное – подотраслью административного права.
В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли, которые представляют из себя совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений. Только крупные и сложные отрасли имеют соответствующие подотрасли. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как избирательное, парламентское право [7].
Так, подотрасль права в отличие от правового института не является обязательным компонентом каждой отрасли права. Земельное право не подразделяется на подотрасли. Например, подотрасль обязательственного права в отрасли гражданского права объединяет институты купли-продажи, мены, дарения, аренды (имущественного найма), подряда. В этой же отрасли права выделяются подотрасли: наследственного права, права на интеллектуальную собственность [14].
Отрасль – это совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений.
Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасти, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.
Система современного российского права складывается из следующих отраслей [16].
Конституционное право занимает ведущее положение в системе национального права. Закрепляет основы государственного и общественного строя страны, правовое положения граждан, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство, взаимоотношения Федерации и ее субъектов; структуру, порядок формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; избирательную систему.
Основным актом отрасли является Конституция РФ. Она является отправной базой для всего текущего правотворчества, имеет высшую юридическую силу, все остальные правовые акты должны соответствовать, не противоречить ее установлениям. В число актов конституционного права включаются также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, а также некоторые другие акты [14].
Подотрасли: избирательное право, муниципальное право, судебное право (институты: назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей и др.), парламентское право (институты: права законодательной инициативы, принятия закона, статуса депутата и др.), прокурорский надзор и др.
Опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования.
Гражданское право – наиболее обширная отрасль, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (право на имя, честь, достоинство, авторство). В эту отрасль входят вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью, заключения и исполнения сделок, наследования, авторство и иные виды интеллектуальной собственности. Основным источников является Гражданский кодекс РФ [19].
Подотрасли: Вещное право (право собственности, ограниченные вещные права и др.), Обязательственное право (договорное право; внедоговорные (правоохранительные) обязательства и др.), Исключительные права (право интеллектуальной собственности (авторское, изобретательское право), право промышленной собственности (патентное право, фирменные наименования, товарные знаки и пр.)), наследственное право (наследование по завещанию, наследование по закону), защита нематериальных (личных неимущественных) благ.
Опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования.
Гражданско-процессуальное право определяет цели и задачи гражданского судопроизводства, порядок рассмотрения и разрешения судом, гражданских, брачно-семейных, трудовых и иных дел, права и обязанности участников процесса, вопросы подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, вынесения и обжалования судебных решений.
Основной нормативный акт – Гражданско-процессуальный кодекс РФ [9]. Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования.
Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства, сферу поддержания общественного порядка [14]. В него входят нормы, определяющие общие принципы деятельности исполнительных органов, порядок прохождения государственной службы, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ и правительств ее субъектов, министерств и ведомств, местных администраций, руководства предприятий и учреждений. В эту отрасль также включается установленный КоАП РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.
Уголовное право охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью. Устанавливает какие общественно-опасные деяния являются преступлениями и какие меры наказания за них предусматриваются, определяет понятие преступления и цели наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее. С помощью уголовно-правовых норм государство охраняет от посягательств наиболее важные общественные отношения.
Основные институты: уголовный закон, преступления, наказание, освобождение от уголовной ответственности.
Основной источник - Уголовный кодекс РФ, опирается на императивный (властный) метод правового регулирования [9].
Уголовно-процессуальное право определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания по расследованию уголовных дел, сбора и оценки доказательств, права и обязанности участвующих в судопроизводстве субъектов (подозреваемых, подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), порядок судебного рассмотрения уголовных дел, обжалования и опротестования судебных решений.