ВУЗ: Московский технологический институт
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 1765
Скачиваний: 5
23.07.2018
Методические указания
https://lms.mti.edu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=72375
16/27
Актуальность темы исследования должна быть выделена с красной строки. Например,
«Актуальность темы исследования заключается в том, что…». Не допускается ограничиваться
обоснованием актуальности темы исследования одним предложением, например:
«актуальность темы очень велика» или «актуальность темы не вызывает сомнений».
Необходимо четко и грамотно обосновать актуальность темы исследования с точки зрения
современной науки, текущего состояния общества.
Объект исследования – это пространство, в рамках которого проводится исследование, процесс
или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.
Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, студент познает
целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет — это то,
что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования, как правило, совпадает с
названием темы выпускной квалификационной работы или очень близок к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Например, тема выпускной квалификационной работы «Разработка реляционной базы
данных», следовательно, студент должен рассмотреть предмет исследования «Реляционные
базы данных» в рамках более общего понятия, как «Базы данных», выступающего в качестве
объекта исследования.
Цель работы (указывается одна основная цель): предполагает формулировку желаемого
конечного итога работы и может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные
подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны,
показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего
развития.
Задач исследования должно быть не менее пяти, которые необходимо решить для достижения
поставленной цели. Задачи, как правило, напрямую связаны с пунктами подразделов или
параграфов. Задачи отражают более детальное рассмотрение основной поставленной цели.
В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, описание основных
понятий и терминов исследования, классификация объекта и предмета исследования,
сравнительный анализ, выделение особенностей построения, достоинств и недостатков,
сравнение различных подходов к решению проблемы и т.д. Комплекс действий по решению
поставленных задач исследования, как правило, напрямую связан со структурой оглавления.
Практическая значимость – это возможность внедрения результатов исследования в
деятельность компании и/или применения их на практике. Начинается словами «Практическая
значимость работы заключается в …».
В разделе «Введение» сообщается понятийный аппарат: используемые термины и их
содержание, также определяется теоретическая и методологическая основа работы. В
завершении раздела кратко указываются основные авторы, в научных произведениях которых
рассматривалась проблема исследования, дается оценка состоянию и степени разработанности
проблемы, указываются вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.
Основная часть выпускной квалификационной работы должна раскрывать суть работы.
Основная часть состоит из 3-х глав (разделов) и должна строиться в соответствии с
поставленными конкретными задачами для достижения главной цели исследования.
Каждая глава должна содержать не менее 18 страниц текста.
Названия глав (разделов) должны соответствовать названию работы, но не повторять его.
Объём каждого подраздела должен быть не менее 6 страниц текста.
23.07.2018
Методические указания
https://lms.mti.edu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=72375
17/27
Каждая глава (раздел) должна завершаться выводами, в которых обобщаются результаты
проведённого исследования, и содержится логический переход к рассмотрению материала
следующей главы.
Первая глава (раздел) носит обзорно-теоретический характер. В первом разделе проводится
обзор и анализ подобранной по теме исследований научной литературы. Выделяется объект
исследования, рассматриваются основные понятия, термины, категории по исследуемой
тематике, дается общая постановка проблемы (вопроса), её теоретические аспекты, методика и
результаты изучения, проводится классификация исследуемого объекта на определенные
классы, выделяются особенности построения, достоинства и недостатки выделенных классов и
подклассов, формируются авторские выводы по разделу.
Классификация позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его
сущность путем определения состава, свойств, внутренних и внешних связей. Основу
классификации составляют содержательные и особо важные классификационные признаки.
Виды классификации:
декомпозиция – предполагает разделение единого целого на взаимосвязанные
содержательные составные части. Например, система управления иерархически делится
на подсистемы, компоненты и элементы;
стратификация – предполагает выделение слоев (страт) в системе управления, например,
выделение внешней и внутренней среды управления.
При исследовании систем управления необходимо руководствоваться следующими
классификационными принципами:
единства классификационного критерия: осуществляя классификацию, нельзя менять
критерий в рамках одной классификационной группы;
соблюдения соразмерности деления исследуемого объекта: объем делимого объекта
должен быть равен объему выделенных понятий;
отнесения каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной
видовой группе: выделенные понятия не могут одновременно относиться к двум
классификационным группам;
использования многоступенчатой классификации: для детализации основных черт
исследуемого объекта производится ступенчатая классификация в виде «дерева»
исследуемого объекта;
обеспечения классификационной полноты для каждой ступени классификации: не
допускается деление одной части исследуемого объекта на классы, а другой – на
подклассы.
Объём первой главы (раздела) – 2-3 подраздела, не менее 18 страниц текста.
Вторая глава (расчетно-аналитическая часть) посвящена рассмотрению Предмета
исследования, определенного в разделе Введение и, как правило, отражает тему выпускной
квалификационной работы. Выделяются основные сущности Предмета исследования,
архитектура, особенности построения, функционирования и взаимодействия, проводится
сравнительный анализ, указываются основные достоинства и недостатки, приводятся примеры
конкретной реализации, формируются авторские выводы по разделу. Проводится описание
подобных программных продуктов или технологий, которые рассматриваются на практическом
примере в третьей главе.
Вторая глава, в зависимости от выбранной темы, должна содержать следующие подразделы:
описание исследуемого технического объекта, его структуры и технических
характеристик;
назначение проектируемой информационной системы (ИС), базы данных, сайта, веб-
разработки, проекта, автоматизированной системы, программного продукта и пр.;
область применения разрабатываемых средств информационной поддержки;
23.07.2018
Методические указания
https://lms.mti.edu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=72375
18/27
системный анализ с учетом цели создания разрабатываемой ИС, программного продукта,
базы данных, путем проведения многокритериального сравнения различных вариантов
решения поставленной задачи;
объектно-ориентированный анализ разрабатываемой ИС, программного продукта, базы
данных, путем исследования состояния объектов и их атрибутов, выявления связей между
объектами, построения диаграмм перехода состояний и действий, выполняемых в каждом
состоянии;
проектирование ИС с использованием CASEтехнологий;
проектирование базы данных, программного продукта и пр.;
описание модели предметной области (идентификация, агрегация и обобщение
компонентов инфологической модели) разрабатываемой ИС;
описание внешних инфологических моделей (выбор варианта представления)
разрабатываемой ИС;
описание логической и физической модели реализации разрабатываемой базы данных.
Основная цель главы – описание и анализ в соответствии с профилем обучения
самостоятельного и значимого для будущей профессии практического результата исследования.
Объём второй главы (раздела) – 2-3 подраздела, не менее 18 страниц текста.
Третья глава (конструкторско-технологическая, практическая часть) должна содержать
алгоритмическую и (или) программную часть, выполненную студентом самостоятельно.
Запрещается использование и представление чужих программ, что влечет за собой нарушение
авторских прав.
Третья глава, в зависимости от выбранной темы, должна содержать следующие подразделы:
разработка информационно-программного продукта и описание алгоритмов его работы с
помощью блок-схем, псевдокода и других возможных способов, определение входных и
выходных данных, функциональных взаимосвязей, анализ и обоснование выбора
аппаратно-программных средств;
системное тестирование, описание установки и обслуживания информационно-
программной системы (руководство администратора), описание запуска и работы
информационно-программной системы (руководство пользователя или оператора);
выполнение операций агрегации и обобщения основных семантических объектов;
выбор варианта представления и разработки общей семантической модели предметной
области;
выбор СУБД, осуществление рационального отображения компонентов семантической
модели в структуру данных СУБД.
Содержание главы иллюстрируется пояснительными примерами, таблицами, схемами,
графиками, алгоритмами.
В третьей главе студент должен продемонстрировать возможность применять на практике
теоретические знания, полученные им во время обучения в институте. Наличие самостоятельно
разработанной программы значительно повышает итоговую оценку работы.
Для подтверждения работоспособности представленного студентом программного обеспечения
и для подтверждения авторских прав студента на программный продукт необходимо
сопроводить выпускную квалификационную работу листингом программы и исполняемым
модулем, например, в формате «.exe».
Объём третьей главы (раздела) – 2-3 подраздела, не менее 18 страниц текста.
Заключение должно содержать краткий обзор проделанной работы по каждой главе в
отдельности и по всей работе в целом. Разрешается представлять заключение в виде тезисов по
всей работе.
23.07.2018
Методические указания
https://lms.mti.edu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=72375
19/27
В Заключении формулируются выводы, которые составляют положения, выносимые на защиту,
содержатся обоснованное утверждение о достижении цели исследования; подтверждение
практической значимости исследования.
Объем Заключения должен составлять 3-5 страницы. Заключение должно быть лаконичным,
доказательным и убедительным, содержать итоговый вывод по всей работе.
Список литературы должен содержать сведения об основных источниках литературы,
которые студент использовал в процессе написания выпускной квалификационной работы, и
включать от 40 источников. Включение в список литературы источников, которыми студент не
пользовался в своей работе, не допустимо.
Вопросы, исследуемые в выпускной квалификационной работе, должны раскрываться в
соответствии с пунктами Оглавления (плана работы), последовательно и логично. Изложение
должно быть конкретным, обоснованным, опираться на действующую практику и расчеты.
Разделы Введение и Заключение должны быть написаны студентом полностью самостоятельно,
иначе как студент сможет выразить свое отношение к выполненной работе по заданной
тематике.
Излагаемый материал необходимо сопровождать поясняющими иллюстрациями: рисунками и
таблицами, в которых отображаются фактические данные, например, цифровые показатели,
статистика, диаграммы, графики и т.п. Если они взяты из справочников, монографий,
журнальных статей и других источников, то необходимо давать соответствующие ссылки на
первичные источники информации.
Все главы (разделы), подразделы и параграфы выпускной квалификационной работы должны
быть связаны между собой. Поэтому особое внимание нужно обращать на логические
переходы от одного раздела, подраздела (параграфа) к другому, а внутри подраздела
(параграфа) от вопроса к вопросу.
Приложение включает материалы, не вошедшие в текст основной части работы (но является
частью работы, располагаемой после списка источников), например, листинг программы,
структура разработанной базы данных, таблицы вспомогательных и справочных данных, схемы
и диаграммы вспомогательного характера, баланс компании, нормативные документы
компании и т.п.
Если Приложений несколько, они нумеруются и располагаются в порядке появления ссылок на
них в тексте. Каждое приложение должно иметь своё название.
Объем Приложения не входит в обязательное количество страниц выпускной
квалификационной работы и не должен превышать 1/3 всего текста работы.
Порядок проверки работы на объем заимствований на основе системы «Антиплагиат»
Выпускная квалификационная работа должна быть выполнена максимально качественно и ее
материалы должны иметь практическую значимость для осуществления деятельности
организации (предприятия), рассматриваемой в работе.
Выпускная квалификационная работа рассматривается в качестве авторской (самостоятельной)
работы, что подтверждает студент своим заявлением (Приложение И).
Обязательным требованием является наличие ссылок на все основные источники, указанные в
списке литературы. Одновременно необходимо исключить использование подстрочных ссылок,
которые, в основном, используются для указания на не основную, второстепенную литературу.
Отсутствие ссылок на соответствующие источники или несоблюдение правил цитирования
может привести к заблуждению относительно авторства работы и рассматриваться как плагиат.
23.07.2018
Методические указания
https://lms.mti.edu.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=72375
20/27
Руководитель обязан перепроверить текст выпускной квалификационной работы, сданной ему
на рецензирование на предмет нарушения норм написания письменных работ (плагиат,
фальсификация, подлог).
Плагиат – это нарушение правил цитирования (авторских прав), когда чужой текст выдается
автором работы за свой, то есть несамостоятельное выполнение письменной работы, то есть
использование в ней чужого текста, опубликованного на бумажном или электронном носителе,
без ссылки на источник или при наличии ссылок, но, когда объем и характер заимствований,
ставят под сомнение самостоятельность выполнения всей работы или какого-либо из ее
разделов.
Парафраза без ссылки на источник или литературу приравнивается к плагиату.
Фальсификация – это подделка технических данных, умышленное их искажение,
использование одних данных вместо других, искажение результатов расчетов и т.д.
Подлог – это сдача работы, написанной другим человеком (магистрантом предыдущих курсов,
магистрантом другого вуза, и т.д.) в качестве своей.
Содержательная проверка магистерской диссертации осуществляется только при
положительном результате проверки на плагиат.
Отсутствие ссылок на основные источники литературы свидетельствуют о том, что источники,
указанные в списке литературы, не использовались студентом при написании выпускной
квалификационной работы, а сам текст работы (даже при высоком уровне оригинальности)
заимствован из Интернет-ресурса, который не идентифицируется системой Антиплагиат.
При отсутствии ссылок на основные источники литературы выпускная квалификационная
работа возвращается студенту для внесения необходимых исправлений.
Неправильное оформление ссылок расценивается, как неумение работать с источниками, и
такая выпускная квалификационная работа также возвращается студенту для внесения
исправлений.
При написании выпускной квалификационной работы студент должен творчески
самостоятельно переработать используемые фрагменты текстов, взятые из Интернет-сайтов.
В целях осуществления контроля самостоятельного выполнения письменных работ
обучающимися в институте применяется система «Антиплагиат», позволяющая выявить
степень заимствования информации в указанных работах.
Кроме того, для самостоятельного контроля студент может самостоятельно проверить уровень
оригинальности текста выпускной квалификационной работы с помощью системы «Etxt
Антиплагиат»
http://www.etxt.ru/antiplagiat/
Оригинальность представленной выпускной квалификационной работы в целом и по
отдельным главам должна быть не менее 70%, процент прямого заимствования материалов,
взятых из одного Интернет источника, не более 10%.
Запрещается проводить специальные действия, приводящие к искусственному повышению
уровня оригинальности выпускной квалификационной работы. Например, необходимо
исключить следующие действия:
а) использование предложений, в которых встречаются слова, не разделенные пробелами;
б) применение программы «Анти Плагиат Killer», в результате использования которой
изменяется смысловое содержание текста работы;