Файл: Основные функции в системе менеджмента (Рекомендации по совершенствованию менеджмента в организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО НК «РОСНЕФТЬ»)
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Функции и методы менеджмента организации
2.3. Анализ внутренней и внешней среды организации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Проблемы менеджмента в организации
3.2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента в организации
– повышение чувства ответственности индивида за выполнение задач целой группы;
– удовлетворения ожиданий рабочих в борьбе за повышение профессионального роста и личных ожиданий.
К недостаткам относятся: растягивание времени внедрения цели в связи с взвешиванием всех позиций и взглядов; необходимость использования высоких социальных навыков и определенных личных качеств [9, c. 331].
Отделим конкретные функции и методы управления, присущие управлению развитием персонала в компании ПАО «НК «Роснефть», среди которых автором предложены следующие [29]:
- определение приоритетных составляющих системы развития персонала по работе над ними;
- разработка и внедрение программ по адаптации персонала;
- определения финансовых и нематериальных возможностей предприятия по развитию персонала;
- проведение профориентационной работы среди персонала на предмет выявления их способностей по выполнению определенных производственно-управленческих функций;
- выявления необходимости по обновлению или модернизации методического и программного обеспечения;
- выявление профессионально-компетентностного уровня работников и определения его соответствия занимаемой должности на основе проведения их оценки;
- проведение профессионального обучения персонала на основе первичной профессиональной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и тому подобное [13, c. 80];
- разработка и реализация программ по развитию персонала;
- выявление личностных и профессиональных качеств персонала с целью планирования их карьерного роста и карьерного якорю и их взаимосвязь с приоритетами развития предприятия;
- соблюдения положений законодательства в части развития персонала;
- регулирования отношений между работником, профсоюзом и работодателем (или его представителем) [4, c. 37];
- координация работ линейных и кадровых менеджеров.
Наряду с общими функциями отдельно выделим специфические функции управления ПАО «НК «Роснефть», в состав которых предложено включить [3, c. 53]:
- функция выработки знаний отвечает за необходимость создания, трансфера, распространения, аккумулирования и хранения знаний, генерируемых персоналом с целью их использования сегодня и в будущем;
- просветительская функция предполагает всестороннее развитие способностей работников на основе первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- функция распределения ресурсов на развитие персонала за первоочередным принципом в зависимости от целей предприятия;
- функция инноватики предусматривает обеспечение процесса профориентации, адаптации, оценки, профессионального обучения, мотивации, социального развития персонала современными средствами связи, работы, обработки информации;
- функция согласования целей работников и предприятия на основе выявления взаимовыгодных приоритетных задач [8, c. 112].
В комплексе общие, конкретные и специфические функции определяют тот перечень действий, который необходимо осуществлять управляющей подсистемой для того, чтобы функционирование управляемой подсистемы привело к достижению социально-экономической эффективности деятельности предприятия.
Миссией ПАО «НК «Роснефть» является эффективная реализация энергетического потенциала России, обеспечение энергобезопасности и бережное отношение к природным ресурсам.
ПАО «НК «Роснефть» является локомотивом развития российской нефтегазовой отрасли и в рамках своей деятельности выступает гарантом эффективного использования уникальной ресурсной базы и энергобезопасности страны [29].
ПАО «НК «Роснефть» вносит и в долгосрочной перспективе продолжит вносить существенный вклад в развитие страны, главным образом, за счет реализации масштабных проектов по добыче нефти и газа, переработке, а также надежного снабжения потребителей энергоресурсами.
Стратегические цели компании разделены по направлениям деятельности:
- В сфере разведки и добычи [28, c. 4]:
- Добыча нефти и конденсата: эффективно стабилизировать добычу на зрелых месторождениях. Рост за счет реализации новых проектов, разработка трудноизвлекаемых запасов и месторождений со сложными коллекторами. Компания намерена создать портфель эффективных международных проектов, нацеленных на долгосрочный рост.
- Геологоразведка: высокоэффективный прирост запасов. Компания нацелена открыть запасы и формировать/развивать новые нефтегазодобывающие кластеры.
- Шельфовые проекты: реализовать уникальные перспективы роста добычи УВ и создавать стоимость на базе портфеля активов на шельфе, а также стать лидером в сфере нефтегазодобычи на шельфе [28, c. 5].
2) В сфере газового бизнеса: увеличить акционерную стоимость Компании за счет роста добычи газа посредством высокоэффективного портфеля продаж.
3) В сфере переработки, коммерции и логистики.
Переработка:
- удержание лидерства в отрасли по эффективности и безопасности;
- оптимизировать конфигурацию НПЗ, чтобы соответствовать рыночным потребностям и повысить устойчивость к изменениям в налоговом режиме;
- развитие источников финансирования собственного развития и развития в других сегментах [27, c. 79].
4) В сфере коммерции и логистики: размещать продукцию других бизнес-сегментов компании наиболее прибыльным способом.
5) В сфере внутреннего сервиса. Сформировать технологический нефтесервисный бизнес, который обеспечит технологическую и экономическую эффективность в сравнении с конкурентами.
6) В сфере технологии и локализации [29].
- Технологии: выход на мировой уровень технологической обеспеченности, разрабатывать и внедрять передовые технологии;
- Локализация: локализировать технологии, производство оборудования и услуг и обеспечение с высоким мультипликативным эффектом в смежных отраслях, как в регионах присутствия, так и в стране.
Среди основных ценностей компании можно выделить:
- Лидерство. Компания стремится к лидерству во всех аспектах своей деятельности. Компания планирует будущее при помощи оригинальных идей и новейших технологий и не допускает ущерба обществу или окружающей среде.
- Результативность. Компания достигает поставленных целей и ставит перед собой новые задачи, руководствуясь профессионализмом, дисциплиной и взаимодействием, которое обеспечивает соблюдение баланса интересов между работниками и компанией в целом [7, c. 107].
- Добросовестность. Компания берет на себя ответственность за все, что говорит и делает. Компания действует последовательно и открыто в отношении своих коллег, клиентов и партнеров, неукоснительно выполняя взятые на себя обязательства.
- Безопасность. Важнейший приоритет компании состоит в сохранении жизни и здоровья сотрудников, обеспечении безопасности труда работников и окружающей среды.
Данные ориентиры и корпоративные ценности предполагают осознанную активность и инициативу каждого работника предприятия. Единые правила и стандарты поведения сотрудников закреплены в Кодексе деловой и корпоративной этики. Соблюдение данных стандартов является обязательным для каждого руководителя и работника компании [29].
2.3. Анализ внутренней и внешней среды организации
Для анализа внешней и внутренней среды были сопоставлены характеристики ПАО НК «Роснефть» в сравнении с основными конкурентами, была оценена внутренняя среда компании, а также проанализированы внешние условия, которые содержат как угрозы, так и возможности для развития [6, c. 112].
Исходя из полученных данных SWOT-анализа можно сделать вывод о том что одной из наиболее сильных сторон данного предприятия является лидерство по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира. Что безусловно даёт преимущество перед конкурентами [29].
Слабой же стороной является высокая долговая нагрузка [14, c. 67].
Для таких крупных компаний сотрудники являются главным ее активом, именно от сотрудников зависит деловая репутация компании, поэтому следует помнить и соблюдать правила общения с коллегами, партерами, правила размещения информации в интернете и при работе с конфиденциальной информацией.
Стандарты деловой этики представляют собой свод норм поведения и рекомендаций, позволяющих определить модель эффективного поведения в сложных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе осуществления деятельности компании [17, c. 53].
Проведенное исследование позволило выявить основные элементы, образующие корпоративную культуру (далее – КК) ПАО «НК «Роснефть» и определить степень их формальной закрепленности на уровне внутренних порядков, положений, регламентов. Матрица SWOT для ПАО НК «Роснефть» представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа для ПАО НК «Роснефть» [27, c. 85]
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Лидер по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира. Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса. Сравнительно малая степень выработанности месторождений. Приоритет при распределении стратегических нефтяных месторождений государством. Низкая стоимость долга. |
Высокая долговая нагрузка. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Газпрома и Транснефти. Слабая экспансия в профильные активы за рубежом. Низкая степень вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений. Подверженность политическому риску. |
Возможности |
Угрозы |
Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам. Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной ставке должен помочь безболезненно пережить кризис. Разработка месторождений в Алжире, как первый шаг в крупных зарубежных проектах. Реконструкция Туапсинского НПЗ и удвоение его мощностей. Увеличение доли в крупном Верхнечонском месторождении. Наращивание добычи в Восточной Сибири. Финансовая помощь со стороны государства в случае необходимости. В результате ввода банка качества нефти в России будет происходить возмещение Роснефти за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти. |
Ограничение доступа к газотранспортной системе Газпрома в будущем. Повышение влияния со стороны государства в будущем. Замена текущего президента компании на человека, более зависимого от государства. Закрытие доступа к нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления со стороны Украины. Борьба с Газпромом за сахалинские шельфовые проекты по добыче углеводородов. Разводнение акционерного капитала при продаже или использовании в сделках 9,44% казначейских акций. |
Проводя исследование, мы исходили из того, что данная компания является публичной, а значит заинтересованной отрыто показать наиболее принципиальные положения своей внутренней организации, что бы вызвать доверие клиентов, инвесторов и других заинтересованных деловых партнеров [12, c. 17].
Поэтому информационной базой исследования послужили документы, представленные на сайте компании (таблица 3).
Таблица 3 – Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть» [27, c. 87]
Основные группы элементов корпоративной культуры |
Элементы корпоративной культуры |
Способ формального закрепления |
1. Главные ориентиры и ценности компании |
– миссия; – ценности; – принципы |
«Кодекс деловой и корпоративной этики», «Годовой отчет 2015» |
2. Деловая этика и комплаенс |
– «Кодекс деловой и корпоративной этики» и функционирующий на его основе Совет по деловой этике; – рабочая группа комплаенс; – горячая линия безопасности |
«Кодекс деловой и корпоративной этики» |
3. Внутренние коммуникации |
– регулярное корпоративное информирование (сайт, научнотехнический вестник, газета), информационные стенды, оповещающие о последней актуальной информации встречи руководства с трудовыми коллективами по вопросам, связанным с деятельностью компании внутренние социологические исследования, направленные на выявление недостатков |
Сайт компании |
Проведенное исследование позволяет заключить, что корпоративная культура компании ПАО «НК «Роснефть» включает весь традиционный спектр элементов, который был обоснован развитием теории организационной культуры.
В то же время, поскольку корпоративная культура – это особая социальнокоммуникационная подсистема компании, которая, по определению, должна поддерживать корпоративное развитие, то ее рассмотрение необходимо осуществлять с системных позиций [9, c. 203].
С системных позиций КК представляет собой совокупность элементов, объединенных отношениями, которые все вместе формируют гибкий механизм мотивации трудового коллектива компании на приложение максимум индивидуальных и коллективных усилий для ее развития. Для организации согласованного влияния на корпоративное развитие КК сама должна развиваться в соответствие с экономическими приоритетами и передовыми тенденциями научнотехнического и технологического прогресса. Для этого она должна иметь управленческий центр, который будет выявлять и анализировать приоритеты, определять тенденции, формировать и проводить программу развития самой КК [29].