Файл: Защита информации в процессе переговоров и совещаний (Внутренние и внешние совещания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные понятия в области массовой информации:

  • средство массовой информации является периодическим печатным изданием, теле-, радио-, видеопрограммой, кинохроникальной программой, иной форма периодического распространения массовой информации;
  • периодическое печатное издание является газетой, журналом, альманахом, бюллетенем, иным изданием, которое имеет текущий номер, постоянное название и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • редакция средства массовой информации является организацией, учреждением, предприятием либо гражданином, объединением граждан, осуществляющим выпуск и производство средства массовой информации[33];
  • журналист является лицом, которое занимается созданием, редактированием, подготовкой или сбором материалов и сообщений для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
  • цензура массовой информации является требованием от редакции средства массовой информации предварительного согласования материалов и сообщений с государственными органами, должностными лицами, общественными учреждениями или объединениями, организациями, кроме случаев, в которых должностное лицо является интервьюируемым или автором, или наложение запрета на распространение материалов и сообщений[34].

В соответствии с положениями статьей 3 закона РФ «О средствах массовой информации» в РФ цензура не допускается. Также не допускается использование средств массовой информации с целью разглашения сведений, которые составляют государственную или иную тайну, специально охраняемую законом. В случае разглашения редакцией указанных сведений деятельность средства массовой информации судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или по решению учредителя может быть приостановлена или прекращена. Редакция средства массовой информации имеет право в письменной или устной в форме запрашивать информацию о деятельности организаций и государственных органов, общественных объединений, их должностных лиц[35].

Руководители указанных объединений, организаций и органов, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица обязаны предоставить средству массовой информации запрашиваемую информацию. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только в случае, когда информация содержит сведения, которые составляют коммерческую, государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Но в данном случае соответствующие руководители или уполномоченные ими лица в направляемом в редакцию средства массовой информации уведомлении обязаны указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть от этих сведений отделена[36].


В соответствии со статьей 47 закона РФ «О средствах массовой информации» журналист имеет право запрашивать, искать, распространять и получать информацию, посещать государственные организации и органы, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы, быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к материалам и документам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, которые составляют коммерческую, государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Наряду с этим в соответствии с положениями статьи 49 указанного закона журналист обязан сохранять конфиденциальность полученной информации.

С целью реализации прав журналистов редакция средства массовой информации имеет право подать заявку в государственный орган, учреждение, организацию, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов с целью обеспечения доступа к источникам информации и осуществления корреспондентами своей профессиональной деятельности[37].

Аккредитация является одной из форм работы предприятия со средствами массовой информации. Она может быть:

  • постоянной, т. е. на весь срок объявленной аккредитации для постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа журналистов;
  • временной, т. е. ограниченной сроком выполнения журналистами конкретных заданий своих редакций по освещению работы аккредитующего органа;
  • разовой на конкретное проводимое мероприятие;
  • специальной, при особом режиме проведения конкретного мероприятия[38].

Аккредитация позволяет руководству предприятия выработать наиболее приемлемые правила взаимодействия со средствами массовой информации и их представителями в каждом конкретном случае.

Предприятие также может использовать следующие основные формы работы со средствами массовой информации:

  • проведение брифингов и пресс-конференций;
  • подготовка пресс-релизов и сообщений;
  • присутствие журналистов на проводимых мероприятиях;
  • посещение объектов предприятия журналистами;
  • организация встреч с представителями средств массовой информации;
  • официальные комментарии.

Подготовка сообщений для средств массовой информации является эффективным способом привлечения внимания широких слоев общественности к имеющей большое значение проблеме. По тематике и жанру сообщения могут быть различными: интервью с руководителем предприятия, комментарий ученого, статья эксперта, особое мнение предприятия по значимому вопросу. Пресс-релиз относится к числу самых распространенных способов передачи актуальной информации прессе. После оформления и подготовки его направляют почтой или по каналам электронной связи в различные средства массовой информации[39].


Одновременно текст пресс-релиза может передаваться информационным агентствам.

Брифинги или пресс-конференции являются наиболее распространенными, доступными и привычными формами информирования журналистов. Указанные формы основаны на диалоге представителей средства массовой информации и должностных лиц[40].

Посещение объектов предприятия и присутствие журналистов на проводимых мероприятиях является достаточно эффективными формами работы с журналистами. Они могут проводиться как по инициативе руководства предприятия, так и средств массовой информации. Представители средства массовой информации знакомятся с направлениями, структурой и размещением деятельности предприятия непосредственно на его территории.

Официальные комментарии представляют собой форму работы со средствами массовой информации, наиболее часто используемую крупными предприятиями и объединениями, органами государственной власти с целью информирования широкой общественности об их позиции по наиболее важным и актуальным вопросам[41].

Руководство предприятия при взаимодействии с представителями средств массовой информации должно обеспечивать сохранность конфиденциальной информации.

Основные направления защиты информации в ходе работы со средствами массовой информации следующие:

  • проведение оценки материалов, которые передаются журналистам, на предмет отсутствия в них конфиденциальной информации;
  • соблюдение установленных требований режима конфиденциальности информации при проведении на территории предприятия и его объектах различных мероприятий с участием представителей средства массовой информации[42];
  • регламентация проведения интервью, встреч, и посещений других мероприятий, организуемых по инициативе средствами массовой информации;
  • исключение утечки конфиденциальной информации в ходе мероприятий, которые проводятся с участием журналистов по инициативе предприятия;
  • подготовка официальных сообщений, которые не содержат конфиденциальной информации, в целях информирования средствами массовой информации о деятельности предприятия[43] [1, 2, 4].

2. Защита информации на конкретном примере


2.1. Описание ситуации

Рассмотрим пример ситуации в которой требуется принятие мер по защите информации в процессе переговоров. Возьмем за пример внутренние переговоры компании с обсуждением информации, содержащей государственную тайну.

Решение о проведении совещания было принято заместителем руководителя компании[44] [5].

2.2. Этап подготовки к совещанию

На этапе подготовки совещания были спланированы два мероприятия по обсуждению будущей стратегии фирмы. Мероприятия должны быть проведены в один день в переговорной комнате №2. Первое мероприятие должно начаться в 11:00, и на нем будут изложены основные стратегические концепции фирмы. Мероприятие закончится в 13:00, после чего каждый участник может выложить свое видение ситуации на втором мероприятии, которое начнется в 16:00. К участию в мероприятии должны быть приглашены лица, задействованные в проекте №95475 и имеющие доступ к государственной тайне, осведомлены они должны быть по корпоративной почте, обязанность отправки приглашений возложена на секретаря руководителя предприятия[45].

В переговорной №2 должен быть размещен проектор с целью демонстрации графического материала. Доступ в переговорную на момент проведения мероприятия будет открыт только для приглашенных с помощью электронной аутентификации пропускных документов предприятия.

Мероприятие будет проводится составом из небольшого количества человек, поэтому для охраны достаточно штатных устройств сигнализации в заранее специально оборудованном помещении[46] [2].

2.3. Этап проведения совещания

Непосредственно перед началом совещания руководитель обязан проинформировать участников совещания о степени конфиденциальности обсуждаемых вопросов.

В ходе проведения совещания запрещены любых виды кино-, фото-, видеосъемки. Перед началом мероприятия участникам будут розданы рабочие тетради и карандаши с целью конспектирования материала на бумажных носителях. По истечении второго мероприятия тетради должны быть собраны и уничтожены посредством шредера третьего уровня. Ответственным за уничтожение назначен секретарь заместителя руководителя.

После проведения второго мероприятия необходимо обследовать и проверить переговорную №2 в целях выявления забытых участниками совещаний личных вещей, носителей конфиденциальной информации и технических устройств[47] [7].


Заключение

В рамках данной работы были рассмотрены основные меры по защите информации в процессе переговоров и совещаний. Изначально в работе были рассмотрены внутренние и внешние мероприятия и выведен комплекс основных мер по защите информации. В качестве основных правил были выделены:

  • определение состава участников и их оповещение;
  • подготовка служебных помещений, в которых планируется проведение совещания;
  • определение объема обсуждаемой информации;
  • организация пропускного режима в служебных помещениях, в которых проводится совещание, и на территории;
  • организация допуска участников совещания к рассматриваемым вопросам;
  • осуществление записи, кино-, фото-, видеосъемки совещания;
  • меры по защите информации непосредственно при проведении совещания;
  • организация хранения, учета, рассылки и выдачи материалов совещания;
  • порядок хранения, учета, использования и размножения зафиксированных в электронном виде материалов совещания;
  • оформление документов принимавших участие в совещании лиц. Обследование и проверка места проведения совещания после его окончания;
  • организация контроля за выполнением требований по защите информации.

В качестве отдельных моментов в работе были рассмотрены меры при подготовке места проведения совещания или переговоров, меры при непосредственно проведении совещания или переговоров, меры по подготовке материалов к публикации и выступления перед средствами массовой информации.

Во второй части работы на конкретном примере была рассмотрена защита информации в процессе проведения внутренних переговоров компании с доступом к государственной тайне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности / В. А. Галатенко. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. — 264 с. 
  2. Галатенко В. А. О каналах скрытых, потайных, побочных. И не только / В. А. Галатенко // Информационный бюллетень JET INFO.
  3. Гафнер В. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / В. В. Гафнер. — Ростов на Дону: Феникс, 2010. — 324 с.
  4. Доля А. Защита конфиденциальных данных на ноутбуках и КПК / А. Доля // "Экспресс Электроника".
  5. Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. Теоретико-правовые и прикладные аспекты / А. Н. Лепехин. — М.: Тесей, 2008. — 176 с. 
  6. Малюк А. А. Теория защиты информации / А. А. Малюк. — М.: Горячая линия - Телеком, 2012. — 184 с.
  7. Скотт Б. Разработка правил информационной безопасности / Б. Скотт. — М.: Вильямс, 2002. — 208 с.