Файл: Защита информации в процессе переговоров и совещаний (Внутренние и внешние совещания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совещания проводятся в служебных помещениях, где разрешено обсуждение конфиденциальных вопросов только в установленном порядке и выполняются организационно-технические мероприятия, предусмотренные нормативными правовыми актами необходимые, призванные предотвратить утечку защищаемой информации с использованием технических каналов[15].

В процессе проведения совещания разрешается использование кино-, фото-, звуко- и видеозаписывающей аппаратуры, защищенной в соответствии с требованиями технической защиты информации и мерам по противодействию иностранным техническим разведкам.

Проверка служебных помещений на вопрос касательно возможности обсуждения в них конфиденциальных тем проводится перед совещанием специально назначаемой комиссией, которая состоит из специалистов по и противодействию иностранным техническим разведкам технической защите информации, а также соответствующих подразделений предприятия-организатора[16] [2, 5, 7].

1.3. Проведение совещания и использование материалов

Непосредственно до начала совещания руководитель или ответственное за проведение совещания должностное лицо должны проинформировать участников совещания о степени конфиденциальности обсуждаемых тем.

В процессе совещания, а также во время перерывов в ходе совещания, ответственным за его проведение сотрудником, вместе со службой безопасности осуществляются необходимые организационные мероприятия с целью исключения утечки конфиденциальной информации.

Во процессе перерывов совещания и между обсуждениями нескольких вопросов, сотрудниками службы безопасности организуется контроль посещения участниками совещания служебных помещений проведения совещания в соответствии с утвержденным списком[17].

На все время процесса проведения совещания запрещается проносить в служебные помещения проведения совещания индивидуальные и звуко- видеозаписывающие устройства, а также средств связи, в том числе мобильные телефоны. С целью обеспечения сохранности указанных устройств организуется камера хранения личных вещей участников совещания[18].

Видео- и звукозапись, а также видео- и киносъемка хода совещания проводятся только с разрешения организатора совещания исключительно на носителях, учтенных в режимно-секретном подразделении. При их использовании обязаны соблюдаться требования защиты информации.


Независимо от степени конфиденциальности вопросов, рассматриваемых на совещании, участникам совещания не разрешается:

  • информировать о времени, месте и факте проведения совещания, рассматриваемых вопросах, повестке дня и ходе их обсуждения любых лиц, которые не принимают участия в совещании и не имеют к нему непосредственного отношения;
  • в процессе совещания производить выписки из документов и иных используемых при обсуждении носителей конфиденциальной информации, носители, которые не учтены в установленном порядке;
  • обсуждать вынесенные на совещание вопросы в местах общего пользования во время перерывов совещания и после его завершения;
  • в ходе проведения совещания увеличивать объем используемой в выступлениях конфиденциальной информации, а также при обсуждении и обмене мнениями рассматриваемых вопросов[19].

Содержащие материалы совещания носители конфиденциальной информации должны выдаваться режимно-секретным подразделением участникам совещания под расписку и возвращаться после окончания совещания. Контроль своевременного возврата этих носителей осуществляется сотрудниками указанных подразделений.

С целью записи обсуждаемых вопросов и хода совещания участникам совещания в установленном порядке выдаются рабочие блокноты или рабочие тетради, имеющие соответствующий гриф секретности и учтенные в службе безопасности. Указанные рабочие тетради должны быть возвращены в режимно-секретное подразделение по окончании совещания.

При необходимости они могут быть конфиденциальной почтой направлены для дальнейшего использования и хранения в организации, представители которых производили в них записи на совещании[20].

Оформленные в бумажном или электронном виде итоговые документы совещания и материалы выступлений участников в установленном порядке высылаются в организации, которые направляли на совещание своих представителей, а также в вышестоящие органы организации.

Руководитель предприятия-организатора определяет перечень организаций, в которые направляются материалы совещания. В определенных случаях данный перечень согласовывается с руководителями организаций, представители которых принимали участие в совещании[21].

Принимавшим участие в совещании лицам -организатора совещания запрещается использовать материалы и результаты совещания при взаимодействии с организациями, представители которых на него не приглашались, без письменного разрешения предприятия-организатора.


Служба безопасности предприятия проводит непрерывный анализ возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе проведения совещаний на территории предприятия и принимает направленные на повышение эффективности защиты информации дополнительные меры по решению руководителя предприятия[22] [1, 3, 4].

1.4. Организация подготовки материалов к открытому опубликованию

С целью недопущения утечки информации о содержащей сведения конфиденциального характера деятельности предприятия, на предприятии проводится и планируется работа по анализу содержания предназначенных для открытого распространения материалов.

В рамках указанной работы специально создаваемое в структуре предприятия подразделение, режимно-секретное подразделение или служба безопасности осуществляет и планирует комплекс организационных мероприятий.

Сотрудники предприятия, которые принимают непосредственное участие в подготовке материалов к открытому опубликованию, должны руководствоваться положениями 5 статьи закона РФ «О государственной тайне», перечнем отнесенных к государственной тайне сведений, другими нормативными правовыми актами и перечнем составляющих коммерческую тайну предприятия сведений[23].

Процесс подготовки материалов к открытому опубликованию включает в себя их разработку авторами, предварительную проверку их содержания руководителями структурны подразделений предприятия, согласование со службой безопасности предприятия возможности опубликования материалов, экспертизу материалов с целью принятия решения об их опубликовании.

Материалы, подготовленные к открытому опубликованию, обязаны не содержать сведений, которые составляют служебную, коммерческую или государственную тайну, и иную определенную нормативными правовыми актами информацию с ограниченным доступом[24].

Направленные на исключение открытого опубликования информации с ограниченным доступом мероприятия включаются в план мероприятий по защите конфиденциальной информации на предприятии на календарный год. В их число обычно входят:

  • утверждение и разработка организационно-распорядительных документов, которые определяют особенности и порядок работы по подготовке материалов к открытому опубликованию, руководителем предприятия;
  • предварительный анализ и согласование материалов с руководителями структурных подразделений предприятия, сотрудники которых осуществляют подготовку указанных материалов к открытому опубликованию;
  • анализ службой безопасности предприятия готовящихся к открытому распространению материалов;
  • выборочный контроль опубликованных материалов;
  • проведение занятий с сотрудниками предприятия по изучению внутренних организационно-распорядительных документов предприятия и положений нормативных правовых актов;
  • взаимодействие с должностными лицами типографий, издательств, средств массовой информации и иных структур;
  • определение состава экспертной комиссии предприятия по оценке возможности опубликования материалов и осуществление деятельности данной комиссии, в том числе в рамках подготовки соответствующих заключений[25];
  • взаимодействие с другими предприятиями по вопросам открытого опубликования материалов, которые содержат информацию о совместных и других работах, проводимых этими предприятиями, а также с предприятиями-заказчиками работ, органами государственной власти и обладателями информации, планируемой к открытой публикации, получение письменного согласия на открытое опубликование материалов у этих предприятий или органов государственной власти;
  • проведение периодического анализа эффективности проводимых мероприятий по исключению открытого опубликования конфиденциальной информации и совершенствование данной работы на предприятии[26].

Ответственность за подготовку материалов к открытому опубликованию и соблюдение требований по защите информации несут руководитель предприятия, авторы материалов и их непосредственные руководители.

С целью оценки степени конфиденциальности информации и возможности открытого распространения материалов проводится экспертиза данным материалов.

С целью проведения экспертизы подготовленных к открытому опубликованию материалов по приказу руководителя предприятия создается экспертная комиссия, как правило, сроком на один календарный год. В состав указанной комиссии включаются специалисты в различных областях деятельности предприятия, являющиеся сотрудниками предприятия. Участники комиссии должны в необходимых случаях иметь допуск к государственной тайне, а также к иным видам конфиденциальной информации предприятия[27].

В процессе подготовки и проведения экспертизы участники экспертной комиссии обязаны:

  • иметь знание перечня сведений, которые запрещены к открытому опубликованию на предприятии, и строго руководствоваться данным перечнем при проведении экспертизы;
  • при обнаружении в рассматриваемых материалах сведений, которые составляют служебную, коммерческую, или государственную иную охраняемую законом тайну, выносить заключение, которое запрещает их открытое опубликование. Обнаруженные материалы передаются руководителю предприятия или отвечающему за вопросы защиты информации заместителю с целью принятия решения об их отнесении в установленном порядке к конфиденциальной информации и об ограничении в связи с этим доступа к данной информации[28];
  • проверять наличие письменного согласия руководителей предприятий-заказчиков работ на опубликование материалов или осуществлять контроль выполнения рекомендаций этих руководителей;
  • рассматривать материалы с учетом ранее опубликованных работ, которые имеют отношение к этим материалам, с тем, чтобы готовящаяся публикация не привела к разглашению конфиденциальной информации и таким образом нанесению ущерба предприятию;
  • при рассмотрении сборников материалов принимать решение о возможности издания как всего сборника в целом, так и его отдельных материалов.

Участники экспертной комиссии имеют право:

  • получать от авторов письменное подтверждение об источниках, которые использованы ими при подготовке материалов к опубликованию, а также иную необходимую для подготовки заключения информацию;
  • обращаться в установленном порядке за консультацией на другие предприятия, в органы государственной власти и к их должностным лицам.

После анализа и изучения предназначенных для открытого опубликования материалов экспертная комиссия готовит заключение о возможности их открытого опубликования. Экспертное заключение подписывается всеми членами комиссии, ее руководителем и утверждается руководителем предприятия-организатора экспертизы[29].

В случае отсутствии единого мнения экспертов и невозможности формулирования вывода о результатах изучения материалов вопрос о возможности опубликования решается единолично руководителем вышестоящей организации. В определенных случаях, когда имеет место быть отсутствие вышестоящей организации, решение о возможности открытого опубликования материалов выносится самостоятельно руководителем предприятия или совместно с руководителем предприятия-заказчика проводимых совместных работ.

В случае, когда заключение экспертной комиссии о возможности открытого опубликования материалов является положительным, оно в установленном порядке вместе с рассмотренными материалами передается в службу безопасности предприятия или уполномоченному должностному лицу для принятия окончательного решения.

После получения разрешения подготовленные материалы в установленном порядке передаются в издательство для их публикования[30] [3, 6].

1.5. Основы организации защиты информации при взаимодействии со средствами массовой информации

Особое место в деятельности предприятий, которые взаимодействуют с организациями, государственными органами и различными общественными объединениями, а также широко рекламируют производимые услуги или продукцию, занимают вопросы взаимодействия со средствами массовой информации.

В случае, когда предприятие в ходе повседневной деятельности выполняет работы с использованием конфиденциальной информации, возникает необходимость в выработке мер, которые направлены на исключение открытого распространения указанной информации, с недопущением каких-либо ограничений законных прав и свобод граждан РФ и свободы массовой информации[31].

Основным нормативным правовым актом, который определяет общие принципы свободы массовой информации и регулирующим вопросы деятельности средств массовой информации в РФ, является Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». В соответствии с первой статьей данного закона деятельность по получению, поиску, распространению и производству массовой информации не подлежит ограничениям за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации[32].