Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Роль уроков русского языка в формировании самостоятельности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
Введение
В связи с ведением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в абсолютной мере реализовать весь комплекс задач, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального образования. Совершенствование методики преподавания русского языка сегодня осуществляется системно по нескольким направленностям: в содержании образования, использовании актуальных методов обучения, изменении форм организации деятельности учеников и учителя на уроке. Акценты современной методики преподавания русского языка передвигаются на «общающегося человека, языковую личность, т.е. человека, способного создавать и понимать тексты, речевые произведения, значимые для его жизнедеятельности и определяющие уровень его интеллекта, культурологической и профессиональной компетенции, характеризующие его способности задумывать и реализовывать тексты с учетом целого ряда внелингвистических условий, тем самым влиять на процессы, происходящие в действительности».
Одним из ценностных ориентиров современного начального образования считается «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, предусматривает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные навыки и умения.
В современной научной психолого-педагогической литературе данный вопрос представлен трудами М.Н. Скаткина, А.Б. Баранова, И.Я. Лернера. Исследователи подробно рассматривают все аспекты обучения самостоятельности учеников в учебном процессе.
Разработкой теории обучения, а также изучением применения самостоятельных работ в образовательном процессе занимались такие ученые, как Н.Г. Дайри, Е.Я. Голант, Р.М. Микельсон. Другие исследователи - И.Я. Ларнер, Н.Д. Левитов, Л.М. Пименова - рассматривали активность и самостоятельность младших школьников в динамике подражательной и творческой деятельности.
Экспериментальной проверкой эффективности сочетания воспроизводящей и творческой деятельности в учебном процессе занимались А.Б. Баранова, Л.И. Божович, А.Д. Ботвинникова, М.Ю. Зайчика и другие.
Не смотря на это, большинство исследований по теме формирования самостоятельности у школьников носят описательный характер.
Увеличение роли самостоятельных работ в учебном процессе диктует необходимость применения новых методов, приемов и дидактических средств. Таким образом, существует противоречие между разрозненностью применения этих методов, приемов, средств и необходимостью повышения уровня самостоятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Проблема исследования состоит в выявлении психолого- педагогических условий, обеспечивающих формирование самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования - выявление и внедрение наиболее эффективных психолого-педагогических условий, активизирующих самостоятельность младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что самостоятельность младших школьников на уроках русского языка будет формироваться наиболее эффективно при следующих условиях, если:
-для формирования самостоятельности создан благоприятный психологический климат на уроке;
-разработан и внедрён комплекс уроков по предмету русский язык, направленный на формирование самостоятельности младших школьников;
- организована самостоятельная поисковая деятельность.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
- Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме формирования самостоятельности младших школьников.
- Определение уровней, показателей и критериев сформированности самостоятельности у младшего школьника.
- Проектирование и апробация комплекса уроков по предмету «Русский язык».
- Обобщение и анализ результатов исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ педагогической, научной и методической литературы, нормативно - программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; системный анализ, синтез; наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования МБОУ «Гимназия №9» г. Тольятти , 3-А класс (экспериментальный), 3 - Б класс (контрольный).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс уроков по предмету русский язык позволяет формировать у младших школьников самостоятельность. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе младших школьников.
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
1.1.Понятие и условия формирования самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема самостоятельности личности издавна притягивала внимание философов и психологов. В философской литературе вопросы самостоятельности рассматриваются в связи с проблемой свободы и самодвижения. Изучение истории развития понятия самостоятельности стартовало еще в древности. Аристотель, Платон и Сократ глубоко и всесторонне доказали в собственных трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком познаниями. При этом они исходили из того, что формирования мышления человека имеет возможность благополучно проходить лишь только в процессе самостоятельной деятельности, а улучшении личности и становлении ее возможности методом самопознания.
В эпоху средневековья идея самостоятельности в обучении нашла отражение в работах таких мыслителей, как Франсуа Рабле, Мишель Монтень и Томас Мор. Они призывали учить детей самостоятельности, стремиться к формированию критического мышления.
Стоит отметить, что в психолого-педагогической научной литературе самостоятельность обучаемых как один из ведущих принципов обучения стала рассматриваться с конца XVIII века. Изучением этого вопроса также занимались такие ученые, как Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.
Развитие самостоятельности и активности обучаемых является центральным вопросом в педагогической системе К.Д. Ушинского. Педагог предлагает соотносить способы и средства организации самостоятельной работы школьников, исходя из возрастных периодов особенностей и обучения[1, с. 32].
В 20 - е годы ХХ века развитие теории самостоятельности обучаемых дополнили идеи комплексного обучения и различные формы индивидуализации обучения. Так, П.И. Пидкасистый в исследовании писал: «Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее закономерной и психической организации»[4, с.35].
С этой позиции стоит рассматривать самостоятельность как базовое умение, которое помогает человеку функционировать вопреки негативному внешнему воздействию и противодействующим условиям. Таким образом, самостоятельный человек - этот тот, кто может сам генерировать цели личной жизнедеятельности и на практической деятельности воплотить их в жизнь [3].
Нет однозначного подхода к определению самостоятельности. В психологической литературе самостоятельность рассматривается как волевая черта личности. Сагдиева И. Т. под самостоятельностью понимает « ... способность осуществлять какую-либо деятельность без сторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного (достижение цели), самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и действия» В этом случае самостоятельность есть устойчивое, независимое от той ли иной деятельности качество личности . » [17, с. 22].
Самостоятельность - это важное качество личности, которое выражается в умении ставить перед собой определённые цели и достигать их собственными силами. Это понятие включает также способность человека серьёзно относиться к собственным решениям, уметь действовать сознательно при любых обстоятельствах, принимать нетрадиционные решения [5, с. 204].
Самостоятельность предполагает единство интеллектуальных и волевых характеристик личности, позволяющее осуществлять общими и специальными знаниями, умениями и способностями, а также методами приобретения знаний [21, с. 209].
Самостоятельность можно также рассматривать в двух направлениях:
- независимость, свободу от внешнего влияния, способность существования без необходимости в посторонней поддержке или помощи;
- качество или свойство, как отдельного человека, так и целого сообщества.
При этом побуждение действовать самостоятельно не исключает потребности в посторонней помощи, так как человек зависит от большого числа событий и других людей, оказывающих на него влияния[13, с. 45]. При определении уровня самостоятельности учителям необходимо учитывать способность школьника рассчитывать на самого себя, проявлять инициативу, наличие личного мнения.
В научной психолого-педагогической литературе существуют разные подходы к определению понятия. Так, И.С.Кон отмечает, что в понятии «самостоятельность» присутствуют три компонента:
- независимость как способность самостоятельно и без подсказок брать ответственность за свои решения;
- готовность нести ответ за результаты действий;
- убежденность в моральной правильности такого поведения [18, с. 6].
К.К.Платонов соотносит самостоятельность с волевыми качествами
личности. Исследователь отмечает, что самостоятельный человек способен систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи [12, с. 16].
Другие компоненты выделяют ученые-педагоги М.В.Гомезо и И.А.Домашенко. Они считают, что к основным свойствам, которые характеризуют самостоятельность, стоит отнести различные ориентационные и оценочные действия человека. Такие действия обуславливают способность сопротивляться влиянию негативных факторов, отвлекающих от достижения цели, а также критически оценивать советы и рекомендации посторонних, осуществлять действия, основываясь на собственных взглядах и убеждениях» [22].
Деятельностную сторону самостоятельности подчеркивают И.В.Гребенников и Л.В. Ковинько, определяя ее как «одно из основных свойств, выражающееся в умении поставить конкретную задачу; настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности [7, с.20].
При всей разницы подходов к понятию ученые сходятся в одном: самостоятельность относится сущностным чертам индивида как субъекта деятельности. Так, Э. Ильенков отмечал, что человек как личность может самостоятельно выбирать свою жизнь, вид деятельности, которое будет ему важно и интересно. В свою очередь, Л. И. Анцыферова считает, что человек «всегда сам самостоятельно прокладывает свой оригинальный индивидуальный путь» [19, с. 12].
Нельзя забывать, что в определенный период жизни и развития школьника доминирует тот или иной вид деятельности. Психологи понимают под ведущей деятельностью те действия, в процессе совершения которых наблюдаются качественные изменения в психике ребенка, формируются ведущие психические процессы и свойства личности, психические новообразования [10, с. 48]. Так, в начальной школе ведущей считается учебная деятельность.
Младший школьник является субъектом, деятельность которого направлена на самоизменение, саморазвитие и формирования способности усваивать новые знания самостоятельно.
Само формирование самостоятельности ученика происходит в процессе учебной деятельности, которая обладает следующими характеристиками:
результативная, целенаправленная, обязательная и произвольная. Она оценивается окружающими и поэтому влияет на положение школьника среди них, влияет на его самочувствие и эмоциональное благополучие [16, с. 24].