Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Роль уроков русского языка в формировании самостоятельности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
Кроме этого, в процессе учебной деятельности у младшего школьника формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Самостоятельность же заключается в самостоятельности мышления, способности ориентироваться в новых ситуациях, ставить вопрос, решать задачу [2, с. 83]. Младший школьник проявляет самостоятельность, когда может найти свой подход к изучению сложных учебных задач и выполнить их без помощи учителя.
Кроме этого, к внешним признакам самостоятельности младшего школьника можно отнести:
- способность планировать свою деятельность;
- выполнение заданий без помощи учителя;
- осуществление самоконтроля за выполняемой работой;
- способность корректировать и совершенствовать выполненную работу.
- элементы потребностно-мотивационной сферы: проявление усилий ученика, которые направлены на достижение цели без помощи старших.
Изучением проблемы становления самостоятельности младших школьников занималась Г.А. Цукерман. Исследователь рассматривает возможные условия ее развития и соотносит учебную самостоятельность как проявление способности к саморазвитию. Г.А. Цукерман отмечает, что психическим механизмом способности к саморазвитию является рефлексия, являющаяся необходимой составной частью умения учиться.
В научной психолого-педагогической литературе выделяют несколько этапов формирования самостоятельности у младших школьников (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы формирования самостоятельности
младших школьников
Содержание
Этапы |
|
Диагностический |
Готовность ребенка к школе |
Вводный |
Мотивационная готовность к деятельности |
Совместно - разделенный |
Обучение выполнению определенных учебных действий |
Этап индивидуальной самостоятельной деятельности |
Самостоятельный характер действий при переходе от одного звена в системе учебных заданий |
Диагностический этап позволяет определить уровень готовности ребенка к школе, а также готовность к выполнению определенных учебных действий, которые лежат основе формирования учебной самостоятельности.
Следующий - вводный этап, который включает следующие компоненты: мотивационную готовность к деятельности; алгоритм самостоятельной деятельности; представления о формах деятельности, контроля и оценки; способах мышления.
За ним следует совместно - разделенный этап, целью которого является обучение выполнению отдельных учебных действий.
На этапе индивидуальной самостоятельной деятельности цепочка действий внутри этапа перестает быть изолированной и происходит самостоятельный переход от одного звена к другому при работе с системой учебных заданий.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить основные условия организации обучения, способствующего формированию самостоятельности у младших школьников:
-
- Другой способ усвоения знаний. Учащиеся не получают знания в готовом виде, создают сами в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
- Учебный материал строится как развивающаяся система знаний. Это условие помогает эффективно реализовать все элементы деятельности: целеисполнение, целепологание, оценку и контроль результатов.
- В образовательный процесс внедряется система учебных творческих заданий. При этом каждое задание содержит проблемную ситуацию, которую ученик должен разрешить в процессе эвристического поиска. Сложность таких заданий варьируется в зависимости от уровней развития предметного знания, которые складываются как последовательность усложняющихся тем, Решение этих творческих заданий ведет к созданию нового продукта, которое будет полезно для субъекта деятельности.
- Совместные формы организации обучения младших школьников. Доказано, что для освоения младшими школьниками традиционно взрослых сфер деятельности (контроль, целепологание, оценка результатов) требуется уходить от отношений «ребенок-взрослый» и переходить к «ребенок- ребенок». Общение в группе равных между собой сверстников помогает научиться критично относиться к действиям, словам, мнениям других людей, а также формирует умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, оспаривать или соглашаться, а главное - иметь свою собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать. Использование коллективно-распределительных и дискуссионных форм обучения создает условия для развития рефлексии каждого учащегося в отношении собственной интеллектуальной деятельности.
- Личность учителя. Учитель для младшего школьника - не просто источник готовых знаний, а наставник, который должен побуждать к самостоятельной поисковой деятельности. В этой связи от педагога требуется доверять школьникам, позволять им опираться на собственные наблюдения, личный опыт и интуицию.
- Впечатления учеников. Большое значение в учебном процессе для младшего школьника играют ощущения, которые он испытывает от успешно выполненной работы. Несомненно, это положительно сказывается на его мотивации к продолжению самостоятельной работы. Именно поэтому учителю важно помнить о необходимости стимулирования и поощрения данного вида деятельности. [14, с. 26-29].
Таким образом, самостоятельность младшего школьника - это способность решать задачи учебной деятельности, соблюдая относительную независимость от помощи взрослых на основе собственного опыта и знаний посредством осуществления различных поисковых действий. Этот вид деятельности относится к важнейшим условиям социально - личностного созревания.
1.2 Роль уроков русского языка в формировании самостоятельности
Язык - это уникальное явление, средство общения, хранения, передачи и усвоения знаний. Он отражает личностное и национальное самосознание, является основным элементом художественной литературы как словесного искусства.
В начальной школе русский язык изучается как часть единого непрерывно курса обучения. Выпускник младшей школы должен обладать всем комплексом знаний о родном языке, который позволить перейти к изучению основного содержания программы в будущем. Так, предметом этого курса в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании, а цели обучения следующие:
- развитие и улучшение письма, чтение, слушания и говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Следовательно, младшие школьники изучают русский язык с целью
формирования грамотной личности, обеспечения языкового и речевого развития.
Цель курса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка средствами предмета.
Вышеназванная целью ставит следующие задачи:
- воспитание патриотических чувств к родному языку;
- осознание себя носителем языка;
- становление чувства языка;
- формирование потребностей в использовании всего багатства русского языка, совершенствовании письменной и устной речь;
- формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков.
Именно в процесс изучения русского языка формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действий. Постоянная работа с текстом позволяет активно заниматься развитием логических действий, к которым относится анализ, сравнение, установление причинно - следственных связей. Младший школьник учится ориентироваться в морфологической и синтаксической структуре языка, изучает правила строения предложений и слов, тем самым развивая знаково- символические действия - замещение и моделирование. Так, учебники русского языка довольно часто содержат графическую символику, схему для проведения различного вида анализа слов (выделения гласных, согласных, слогов и текста) [22].
Выпускник начальной школы должен осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес и потребность в его изучении, проявлять внимание к своей речи, значению слов, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
Выпускник начальной школы, прошедший обучение обязан овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:
должны знать
- звуки и буквы, согласные и гласные , их классификацию, функции йотированных гласных;
- лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
- признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
4) признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, предлога, местоимения; должны уметь:
-
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
- писать подробное изложение доступного текста;
- писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме того, выпускник начальной школы, помимо базовых умений, овладевает следующими умениями:
-
-
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте антонимы и синонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложные предложения из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать прилагательные и существительны с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
-
Учебная самостоятельность рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Создатели УМК для начальной школы включают большое количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому предмету, достаточно их и в учебниках русского языка [6, с. 40].
К наиболее значимым метапредметным универсальным учебным действиям относим умения:
-
-
-
- определять и осознавать учебные цели и задачи;
- ориентироваться в структуру учебного задания, связях его компонентов: инструкциях, образцах выполнения заданий и устных ответов на вопросы, алгоритмах;
- самостоятельно работать с учебно - научным текстом: осознано использовать приемы поиска и получения научной информации, приемы восприятия и смысловой переработки информации;
- самостоятельно приводить примеры языковых единиц;
- самостоятельно составлять, дополнять таблицы;
- осознавать правильность/неправильность, полноту/неполноту выполнения задания;
- корректировать учебную деятельность на основе самоанализа [8, с. 88]. Развитие этих умений осуществляется посредством разнообразных
-
-
методов обучения. Под методом обучения мы понимаем «ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно - познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми итогами».
За основу в нашей работе мы взяли классификацию методов обучения русскому языку Л. П. Федоренко. Однако в нашей работе они имеют специфику, которая заключается в том, что они являются по характеру рефлексивными и проблемными, направленными на развитие у учащихся умений организации, самооценки, самоконтроля и рефлексии учебно - познавательной деятельности.
-
-
-
-
- Методы теоретического изучения языка: самостоятельная работа с учебно - научным текстом. Их цель - научить школьников самостоятельно работать с учебно - научным текстом: осознано использовать приемы поиска и получения научной информации, приемы восприятия и смысловой переработки информации (приемы смотрового, изучающего и ознакомительного чтения).
- Методы теоретико - практического изучения языка. Их цель - формирование у учащихся важнейших умений самостоятельной учебно - познавательной деятельности. Факты, накопленные с помощью практических методов и осмысленные в результате теоретического изучения, должны быть усвоены учащимися гораздо быстрей.
-
-
-