Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

, порядок и деятельности Суда РФ Конституцией РФ (.125), Федеральным законом от 21 1994 г. № 1- «О Конституционном Российской » (с изменениями от № 7-ФКЗ)

конституционный от 21 июля г. № 1-ФКЗ «О Суде Федерации» Суд Российской состоит из судей, на должность Федерации по Президента Федерации. Для своей необходимо в его составе не трех от общего судей (.4 ФКЗ «О Конституционном РФ»).

Конституционного Российской определены в ст.3 ФКЗ «О суде Федерации». В защиты конституционного , основных и свобод и гражданина, верховенства и действия РФ на всей Российской Конституционный Суд РФ:

дела о Конституции Федерации:

законов, актов Российской , Совета , Государственной , Правительства Федерации;

республик, , а также и иных актов Российской , изданных по , относящимся к органов власти Федерации и ведению государственной Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешает споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти;

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

дает толкование Конституции Российской Федерации;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.


В перечне полномочий Конституционного Суда Российской Федерации нас, применительно к рассматриваемой теме, интересует пункт о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Права человека – главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобе о нарушении прав и свобод человека в конечном итоге отражается на законодательстве, влияет на дальнейшее применение нормы закона.

Граждане своими жалобами, равно как и их объединения и государственные органы через свои обращения в Конституционный суд, «толкают» судебную власть России в лице Конституционного суда, фактически осуществлять правотворческие функции, и это признается подавляющим большинством отечественных авторов - теоретиков и практиков. Постановления Конституционного суда (часть решения) отдельными исследователями признаются ratio desidendi и на этом основании относится к прецедентам. Эксперты констатируют прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации. Прецедент же не был бы создан без частного обращения гражданина (объединения граждан или государственного органа) в суд. Согласно ст.6 ФКЗ «О Конституционном суде» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Как отмечает Н.В.Витрук, дела по рассмотрению конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел, и определяется это следующими факторами: во-первых, в жалобе должно быть отчетливо выражено мнение заявителя о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода - т.е. именно то, что, согласно ст. 2 Конституции, является высшей ценностью.

Именно конституционный аспект является главным в предмете рассмотрения данной категории дел. Во-вторых, как уже было упомянуто, конституционные суды - это не апелляционная, кассационная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в общих судах. Конституционный суд выносит решение лишь об оценке конституционности закона или подзаконного акта, действий должностных лиц, признавая их соответствующими или не соответствующими конституции. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности.


Таким образом, исследуя вопрос права граждан на судебную защиту отметим, что для того чтобы обеспечить возможность граждан защищать свои права, государство подготовило все условия для этого. Во-первых, в России, существует судебная власть, которая осуществляет правосудие. Она базируется на таких принципах, как беспристрастность судей, подчинение их лишь закону, независимость, самостоятельность. Во-вторых, процедура подачи жалобы или иска отличается сравнительной простотой. В-третьих, у граждан всегда существует возможность обжаловать судебные решения в том случае, если люди считают таковые незаконными. В-четвертых, в этих странах учреждены Конституционные Суды, главная задача которых – контроль за соответствием Основному закону решений по различным делам. В-пятых, вышеуказанные суды издают специальные акты, которые толкуют Конституцию и помогают судьям при вынесении правильного решения по делу.

Конституционный суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации. Конституционный суд Российской Федерации – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. В настоящее время они гарантируются не только Конституцией, но и общепризнанными международными принципами и нормами, которые составляют часть национально-правовой системы государства. Провозглашая права и свободы человека и гражданина, государство берет на себя и обязанность гарантировать эти права.


Права и свободы недостаточно провозгласить, главным образом их необходимо реализовать, претворить в жизнь. А это уже более сложная задача.

Под реализацией понимается процесс воплощения смысла конституционных установлений в отраслевом законодательстве посредством использования потенциала конституционных идей и правил при разработке закона, толковании его содержания, применении его норм, а также их оценке на предмет соответствия Конституции.

Должным образом не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (ежегодно от преступлений погибает свыше тридцати тысяч человек, в несколько раз больше получают телесные повреждения, смертность превышает рождаемость, эколого-демографический кризис.

В одном из своих Посланий Федеральному Собранию В.В. Путин предложил: «отодвинуть в сторону политические амбиции и не распылять ресурсы, сосредоточиться на решении важнейшей для страны демографической проблеме». Былa введенa программа стимулирования рождаемости, а именно меры поддержки молодых семей, разработана программа по материальному стимулированию устройства на воспитание в семью детей и сирот, оставшихся без попечения родителей.[19]

Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей – является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России – пожалуй, одна из самых «излюбленных» тем западных журналистов. Иностранный обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода передвижения и др.

Рассмотрим, как обстоит дело в реальности.

Проанализируем некоторые нарушения личных прав и свобод человека и гражданина, а также пути решения проблем реализации личных прав и свобод. В качестве источников данных были проанализированы отчеты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за период 2015-2018 гг и получены следующие результаты:

98,7% всех жалоб было отправлено с территории Российской Федерации как российскими, так и иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. 1,3% жалоб поступило из-за рубежа.


Так, более половины жалоб было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод. В этой группе увеличилась, по сравнению с предыдущим периодом доля жалоб на нарушения права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Растет доля жалоб на нарушения права на достоинство. Подавляющее большинство таких жалоб было связано с унизительными для человеческого достоинства условиями содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. Наблюдается снижение доли жалоб, связанных с нарушениями права на свободу совести и вероисповедания, но повышение доли жалоб на нарушение права на бесплатную медицинскую помощь (в 2017 году жалобы составляли 66%, а в 2018 году — 74%).

За отчетный период по-прежнему наблюдались многочисленные факты нарушений прав граждан сотрудниками правоохранительных органов и учреждений системы исполнения наказаний. Налицо давняя и чрезвычайно серьезная проблема, для решения которой не обойтись без комплекса мер, предусматривающих не только совершенствование законодательства и практики его применения, но и внедрение более эффективной системы оценки труда правоохранителей, а также стандартов их подготовки и воспитания.

Судебная защита является потенциально важнейшим, но все еще не вполне востребованным инструментом обеспечения прав и свобод человека.

В 2018 году были продолжены мероприятия, целью которых является улучшение организации отправления правосудия. Среди них: завершение формирования института мировых судей; внедрение практики доступа к суду посредством Интернета и видео-конференц-связи, публикации судебных решений; реализация права на компенсацию за нарушение сроков рассмотрения дел и за неисполнение судебных решений и др.

Нерешенной, однако, остается ключевая для правосудия проблем доверия общества к судебной власти. Проблема эта возникла не на ровном месте, за ней долгие годы и десятилетия политизированных и, как правило, предсказуемых судебных решений по резонансным делам, невероятно низкая доля оправдательных приговоров. Эту проблему нельзя решить только организационно-штатными мероприятиями.

Проиллюстрируем примеры нарушения личных прав и свобод из правоприменительной практики.

Например, с 2012 года военнослужащих по призыву обязали уничтожать вручную устаревшие боеприпасы. В результате за период 2012 – 2013 гг. погибли 23 военнослужащих и были ранены 149. Таким образом, по нашему мнению, постоянно нарушались права военнослужащих на жизнь. После трехлетней борьбы правозащитников октябре 2013 года заместитель Министра обороны Российской Федерации, объявил о том, что с 1 января 2014 года уничтожение боеприпасов методом подрыва будет прекращено, и что впредь оно будет вестись только промышленными методам.