Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ сильных и слабых сторон).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды
1.3. Анализ сильных и слабых сторон
глава 2 Анализ внешней и внутренней среды эксплуатационного локомотивного депо Лоста
2.1 Характеристика предприятия
2.2. Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия
Глава 3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия
3.2 Оптимизация работы тендерного отдела в целях совершенствования ценообразования
3.3 Разработка политики снижения репутационных рисков в целях продвижения
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонения от 2019 к 2017 году, +/_ |
Отклонения от 2019 к 2017 году, % |
Оплата труда, тыс. руб. |
74 650 |
77 795 |
73 416 |
-1 234 |
-1,65 |
Страховые взносы, тыс. руб. |
22 395 |
23 338 |
22 025 |
-370 |
-1,65 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
165 982 |
168 811 |
169 911 |
3 929 |
2,37 |
Энергозатраты, тыс. руб. |
178 122 |
182 277 |
185 311 |
7 189 |
4,04 |
Расходы на услуги сторонних организаций, тыс. руб. |
109 921 |
113 411 |
123 111 |
13 190 |
12,00 |
Ремонтный фонд, тыс. руб. |
88 782 |
55 523 |
65 875 |
-22 907 |
-25,80 |
Амортизация оборудования, тыс. руб. |
9 356 |
9 133 |
8 690 |
-666 |
-7,11 |
Прочие затраты, тыс. руб. |
42 133 |
45 666 |
46 712 |
4 579 |
10,87 |
Итого выделенного финансирования, тыс. руб. |
691 340 |
675 954 |
695 051 |
3 711 |
0,54 |
Превышение доходов над расходами, тыс. руб. |
95 401 |
111 786 |
55 194 |
-40 207 |
-42,15 |
Данные таблицы 2.6 позволяют заключить, что себестоимость услуг за исследуемый период возросла на 3 711 тыс.руб, что было связано, в первую очередь, повышением стоимости деталей и материалов, используемых в процессе сервисного обслуживания и ремонта вследствие влияния инфляции.
Тем не менее, на примере одного тендерного предложения по проведению планового ремонта электровоза серии ВЛ10, можно отследить разницу в цене на услуги аутсорсинговых компаний и Эксплуатационного локомотивного депо Лоста (см. таблицу 2.7).
Таблица 2.7 - Тендерное предложение по проведению планового ремонта электровоза серии ВЛ10
Наименование предприятия |
Стоимость материалов на проведение ремонта, тыс. руб. |
Трудозатраты на проведение ремонта, тыс. руб. |
Налоги, включаемые в себестоимость ремонта, тыс. руб. |
Прочие затраты, тыс. руб. |
Ценовое предложение, тыс. руб. |
«ТМХ-Сервис» |
1 561 |
567 |
281 |
455 |
2 864 |
«Синара-Сервис» |
1 622 |
455 |
292 |
245 |
2 614 |
Локомотивное депо Лоста |
1 778 |
931 |
279 |
621 |
3 609 |
Таким образом, необходимо отметить тот факт, что при анализе тендерной заявки на плановый предупредительный ремонт Дирекция тяги делает выбор не в пользу собственной сервисной организации, а в пользу компании – аутсорсера, поскольку разница в ценовом предложении составляет 995 тыс. руб.
При анализе работы Эксплуатационного локомотивного депо Лоста выявлено, что проблемным полем в деятельности компании по выработке сметных предложений, являются:
- неэффективная работа планово-экономического отдела по поиску поставщиков материалов для ремонта;
- отсутствие современных технологий, позволяющих минимизировать издержки на проведение ремонтов, что увеличивает трудозатраты;
- недостаточная квалификация персонала в области сервисного обслуживания, что снижает эффективность предупредительных ремонтов и вынуждает руководство Эксплуатационного локомотивного депо Лоста при проведении предупредительных ремонтов, прибегать к услугам сторонних организаций.
Управление сбытом Эксплуатационного локомотивного депо Лоста строится по следующей схеме: АО «РЖД» устанавливает целевые ориентиры деятельности, Дирекция тяги вырабатывает нормативные планы деятельности. Руководство сбытом осуществляется по территориально-отраслевому принципу, при котором сочетаются элементы линейного и функционального способов управления.
На рисунке 2.6 приведена структура основного канала сбыта услуг Эксплуатационного локомотивного депо Лоста.
Рис. 2.6. Структура основного канала сбыта услуг Эксплуатационного локомотивного депо Лоста
Деятельность в сфере оказания услуг Эксплуатационного локомотивного депо Лоста регламентируют:
- Правила технической эксплуатации железных дорог РФ,
- Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ,
- Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ,
- Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ»,
- Устав железнодорожного транспорта РФ,
- график движения и план формирования поездов,
- технические нормы дорог,
- технологические процессы работы депо, станций, отделений, направлений,
- приказы и нормативные документы АО «РЖД».
Система управления сбытом Эксплуатационного локомотивного депо Лоста характеризуется высокой степенью централизации, долгосрочным планированием, техническим нормированием, контролем за выполнением планов и показателей работы служб Эксплуатационного локомотивного депо Лоста и производственных подразделений на основе всестороннего, непрерывного учета.
Поскольку Эксплуатационное локомотивное депо Лоста, функционирует на ограниченном рынке, имиджевая политика депо, заключается в поддержании деловой репутации и обосновании преимуществ наиболее эффективного сервисного оператора для АО «РЖД».
Цель сервисного обслуживания Эксплуатационного локомотивного депо Лоста – качественный ремонт и техническое обслуживание, за счет которого достигается наибольший коэффициент использования локомотивов, иначе говоря, где выше уровень надежности и меньше потерь при сервисном обслуживании, тем больше прибыль. А так как затраты и надежность являются противоположными задачами, необходима их оптимизация. Поэтому и подход в реализации цели должен быть комплексный.
Основными факторами комплексной системы управления надежностью локомотивов являются:
- разработка и качество изготовления новых локомотивов;
- соблюдение режимом эксплуатации;
- качество ремонта и технического обслуживания
- наличие и качество работы обратных связей в системе.
Основными репутационными рисками Эксплуатационного локомотивного депо Лоста перед основным заказчиком – АО «РЖД», являются:
- риски аварийных и чрезвычайных ситуаций, связанные с несоблюдением персоналом Компании установленных регламентов, отсутствием необходимых технических средств;
- риски несоблюдения качества оказания сервисных услуг;
- риски понижения деловой репутации из-за отсутствия необходимой квалификации персонала;
- риски неэффективной политики планирования затрат на проведение текущих ремонтов.
Эксплуатационное локомотивное депо Лоста стремится снижать репутационные риски перед основным заказчиком – АО «РЖД», используя следующие возможности:
- постоянное повышение квалификации персонала;
- создание учебной базы при Эксплуатационном локомотивном депо Лоста с приобретением лицензии на преподавательскую деятельность, обучение граждан, приходящих из центров занятости на коммерческой основе, для дальнейшего их зачисления в резерв для трудоустройства;
- проведение аттестации по методологии АО «РЖД»;
- внедрение политики сертификации по международным стандартам серии ИСО 9001.
В целом, подводя итоги проведенному анализу, можно воспользоваться методологией SWOT – анализа, для оценки слабых и сильных сторон рисками Эксплуатационного локомотивного депо Лоста, выявления угроз и возможностей при осуществлении основной деятельности.
В таблице 2.8 представлена матрица SWOT – анализа Эксплуатационного локомотивного депо Лоста.
Таблица 2.8 - Матрица SWOT – анализа Эксплуатационного локомотивного депо Лоста
Разделы SWOT-анализа |
Возможности: 1. Постоянное переоснащение материально-технической базы в целях сохранения рынка проведения диагностики и текущих ремонтов. 2. Повышение эффективности планирования материальных расходов при расчете тендеров на проведение текущей диагностики и ремонта локомотивного депо. 3. Повышение квалификации персонала в целях сохранения текущих заказов и получения новых. |
Угрозы: 1.Ужесточение конкуренции на рынке сервисного обслуживания. 2. Снижение потребности собственников подвижного состава в объемах ремонта и снижение цены выполняемых работ в силу ограничения платежеспособного спроса. 3. Передача на аутсорсинг всех функций по текущему ремонту и диагностике, что приведет к сокращению персонала и уровня доходов подразделения. |
Сильные стороны: 1. Наличие мощностей, позволяющих выполнять все виды капитального ремонта и модернизации практически всех типов электросекций постоянного и переменного тока, капитального ремонта пассажирских вагонов, ремонт тяговых двигателей электросекций и локомотивов. 2. Монопольное положение Деоп по проведению аварийных ремонтов локомотивного парка. 3. Износ локомотивного парка АО «РЖД», что обеспечивает приток заказов. |
Необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности локомотивного депо в целях повышения качества услуг, снижению репутационных рисков, оптимизации ценовой политики. |
Применение аутсорсинга повлечет за собой: - сокращение штат структурных подразделений локомотивного хозяйства; - снижение притока инвестиций для обновления материально-технической базы. |
Слабые стороны: 1. Падение объема заказов на проведение планово-предупредительных ремонтов локомотивного хозяйства. 2. Высокий уровень износа и недостаточная обеспеченность локомотивного депо современными средствами технического контроля и диагностики. 3. Недостаточно высокий уровень квалификации персонала, что создает дополнительные репутационные риски для компании. |
Применение современных информационных технологий позволит: -минимизировать транспортные расходы и уровень обеспечения безопасности пассажиров; -получение сертификатов качества перевозочного процесса позволит повысить имидж перевозчика и увеличит его долю на рынке; -сокращение транспортных расходов позволит повысить прибыльность перевозочного процесса. |
Необходимо совершенствовать существующую маркетинговую политику по следующим направлениям: - расширение ассортимента предоставляемых услуг; - оптимизация ценообразования; - улучшение имиджа и деловой репутации. . |
Эксплуатационному локомотивному депо Лоста разрабатывать мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности локомотивного депо в целях повышения качества услуг, снижению репутационных рисков, оптимизации ценовой политики.
Глава 3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия
3.1 Совершенствование ассортиментной политики в целях сохранения конкурентоспособности перед аутсорсинговыми организациями
Как показал проведенный анализ, уровень материально-технического оснащения Эксплуатационного локомотивного депо Лоста очень низок. Так, в частности, следствием дисбаланса между уровнем сложности оборудования современных локомотивов и уровнем материально-технического оснащения Эксплуатационного локомотивного депо Лоста является снижение коэффициента готовности локомотивов за счет увеличения времени их восстановления после отказа. В целях локализации отказов по при ремонте локомотивного оборудования в Северной дирекции тяги обычно прибегают к услугам сервисных организаций, в частности к АО «ТМХ-Сервис», на балансе которой имеется необходимое оборудование для локализации отказов тепловозов.
В таблице 3.1 приведен перечень затрат Северной дирекции тяги по локализации отказов.
Таблица 3.1 - Перечень затрат Северной дирекции тяги по локализации отказов
Наименование статьи затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Оплата диагностических услуг |
4678 |
Оплата сервисных услуг по локализации |
7622 |
Оплата выезда и консультации привлеченных специалистов |
1225 |
Итого |
13525 |
Таким образом, упущенная выгода Эксплуатационного локомотивного депо Лоста за 2019 году составила 13525 тыс. руб.