Файл: История развития менеджмента (РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 20-30 ГОДЫ В СССР И В ЗАРУБЕЖЬЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент - это прежде всего наука, вид деятельности по руководству людьми в какой-либо организации. Иными словами, всё, что связанно с организацией и руководством. Само слово менеджмент переводится с английского, как “координирование”, “администрирование” или “управление”. Менеджмент возник в США на рубеже 19-20 веков как функция, которая необходима для повышения эффективности компаний на рынке.

Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий:

• Разработка этапов работы

• Принятие решений

• Анализ информации

• Сбор и обработка информации

• Постановка и корректировка задач

• Подведение итогов работы

Благодаря появлению менеджмента появился полный контроль и умиротворение в компаниях или каких либо организациях.

В России понятие “менеджер” обрело совсем самостоятельное значение. Совсем забыли про истинное понятие. Стали считать уместным говорить о менеджере как о линейном работнике, который осуществляет взаимодействие с клиентами в любой сфере будь то менеджер по продажам или офис-менеджер. Ситуация порой доходит и до абсурда как например, в одной из торговых компаний появилась вакансия на должность “менеджер чистоты”, и это имелось в виду самая обычная уборщица.

Менеджер должен быть организатором идей, подталкивать людей на осуществление задуманного, и быть мотиватором. Основной целью менеджмента стоит достижение высокой эффективности производства, лучшего ресурсного потенциала предприятия, фирмы.

Основные цели менеджмента:

• Умение организовать и объединить коллектив

• Умение управлять. Главное отметить путь развития организации, разработать задачи и схемы их выполнения.

• Достижение назначенных результатов

• Обеспечение наилучшего уровня условий труда и качества жизни в целом

• Продвижение систем мотивации

• Повышение конкурентоспособности товара

Как и любая наука, менеджмент строиться на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее.

Всё выше сказанное создает актуальность выбранной темы.

Основываясь на доказательстве об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития теории и практики менеджмента.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются нижеуказанные задачи :


1. Изучить развитие истории менеджмента

2. Рассмотреть этапы эволюции развития менеджмента за рубежом и в России

3. Рассмотреть возникновение школ менеджмента

4. Сравнить управленческие навыки в России и в зарубежных странах

Глава 1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные этапы развития менеджмента зарождались еще с древних времен. Даже в самых древних общинах требовались личности, которые бы направляли, мотивировали и координировали людей. Возьмём, к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких сооружений требовало четкости в планировании, организации работы множества людей. Если на вопрос “когда зародился менеджмент” вы ответите “с появлением человека”, вы не ошибётесь. Ведь действительно управление появилось в ту самую пору, когда люди объединялись в племена и буквально выживали в дикой природе. От простого общения между людьми он развился в целую науку. И даже стал отдельным видом деятельности.

Основные этапы развития менеджмента можно приурочить к определенным событиям в истории человечества. Ведь именно под воздействием деятельности людей возникла необходимость организовать и улучшить взаимоотношения.

Теоретики обобщали накопленный практический опыт и создавали свои методики управления.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента выделяют несколько исторических периодов.

1.1 Древний период

Самым первым периодом развития менеджмента является - древний период. Первые самые простые зачаточные формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами рода, племени или общины. Старейшины, вожди родов и племен, олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

В Древнем Египте был накоплен опыт управления государственным хозяйством.

В этот период происходит:

• Необходимость организации

• Рассредоточение в организации управления

• Необходимость “правильной игры”

Египту принадлежит особенная роль истории управленческой мысли, поскольку именно там возникла впервые в мировой истории система единого национального государства и управления им. Создание единого царства, в котором устанавливалось единоначалие правителя - фараона стало первым шагом на пути формирования централизованного аппарата, который включал в себя жрецов, вельмож, царских чиновников различных рангов.


В Древнеегипетском царстве были созданы первые из дошедших до нас письменных источников, содержащие упоминания о самых простых аспектах управления. Древнейшие Египетские летописи “Палермский камень” и “Туринский царский папирус” приоткрывают характер и особенности процессов правления в Древнем Египте.

рис.1. Фрагмент камня из Палермо

Палермский камень - один семи фрагментов стелы из черного базальта, содержит запись о периоде правления Древнего Египта в несколько веков. С 1877 года находится в г. Палермо в Италии, отсюда и название Палермский камень. Несколько незначительных кусков находятся в музеях Каира и Лондона.

Палермский камень является важнейшим источником по хронологии в Древнем Египте, содержит ценные сведения о экономической, религиозной и военной политики фараонов.

Рис.2. “Туринский царский папирус”

Под этим именем известен список египетских царей, начиная от династии богов до 16 династии. Древнеегипетский папирус длиной 170 см написан иератическим письмом.

Папирус был приобретён в Луксоре в 1820 году итальянским “охотником за древностями” Бернардино Дроветти, прежде занимавшим пост французского генерального консула в Египте. В 1824 году он продал его Египетскому музею в Турине. При транспортировке в Италию папирус рассыпался на 164 кусочка длина которых не менее 1 сантиметра и многие из них погибли.

В Туринском папирусе содержатся списки всех мифических и исторических лиц, царствовавших в Египте с времён древнейшего периода, конец которого не известен. В папирусе содержатся списки 15 первых династий. Имена зачастую сгруппированы по правящей династии, с указанием продолжительности царствования каждого царя в годах, месяцах и днях. Также подведены итоги лет царствования каждой династии.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему .

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие управления по своему:

1. Сократ считал, что самым важным считается нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи

2. Платон утверждал, что управление - главный элемент жизнеобеспечения общества

3. Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В древнем мире обязательно контролировали всю выполненную работу, проверяли и выясняли причины невыполненного плана.


Египетское искусство по возведению пирамид и гробниц - свидетельство достижений не только строительной механики, но и управлением производством и огромным количеством рабочих в течение 20 лет. Бесспорно, что люди, которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали как планировать объект, но и проявили способности к использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления.

С деятельностью вавилонского царя Хаммурапи 1792-1750 до н.э. связывают издания свода законов (кодекса), установившего правила отношения личной собственности, семьи, труда, торговли, контрактов, ссуды, товарищества, долговых расписок. Кодекс Хаммурапи установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Эти принципы действовали более десяти веков, прежде чем другой талантливый организатор не возглавил Вавилонское государство. Навуходоносор 605-562 до н.э. достиг больших успехов в военных и хозяйственных делах. С текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной заработной платы. Законы отражают преобладающие общественные отношения. Греки и римляне имели схожие взгляды на деловое сообщество. Не смотря на низкую популярность, торгующее население процветало как в Греции, так и в Риме, хотя купцам не разрешалось владеть собственностью в городах-государствах.

В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию - превращение касты священников в касту религиозных функционеров, то есть менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертвую. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов.

В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Оборотливые шумерские жрецы в итоге стали самым богатым и влиятельным классом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли бюджет, ведали имущественными делами.


Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса.

Итак, в результате первой революции менеджмент, сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.

Современные этапы развития

Когда зарождался современный менеджмент, этот процесс мало кто замечал. Главные бои тогда шли между трудом и капиталом.

В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни и общества, в том числе и в области экономики.

В 20 веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. В 1917 году она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 году совершила обратное движение - от социализма к капитализму. Изменения социальных и экономических устоев общества в 1917 и в 1991 гг. происходило “сверху” и представляло собой не естественно-историческое развитие, а планируемый и управляемый политической элитой переворот.

В. Ленин повернул от идеалов коммунизма к принципам капитализм и провозгласил новую экономическую политику. Б. Ельцин через такое же количество лет отошел от шоковой терапии и повернул к новой социальной политике.

Как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма, немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. В начале 20-х годов В. Ленин открыл в стране около 10 научных институтов менеджмента, которые в течение 5-7 лет совершили ряд выдающихся открытий. В начале 90-х годов при косвенной поддержке Б. Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента , в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции - стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.