Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Экономическая сущность товарооборота, место и роль в системе экономических категорий и показателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования данной курсовой работы связана с тем, что товарооборот является одним из главных показателей оценки финансово-хозяйственной деятельность торговых предприятий, основной целью которых является получение максимальной прибыли, учитывая это, товарооборот должен выступать как одно из важнейших и необходимых в функционировании предприятий условий, без которых невозможно достигнуть этой цели.

Таким образом, центральной проблемой в максимизации прибыли и повышении рентабельности розничного торгового предприятия выступает проблема оптимизации розничного товарооборота - одного из главных аспектов коммерческой деятельности. Проблема оптимизации управления товарооборотом особенно сильно стоит в крупных торговых организациях, имеющих существенное количество товарных групп и позиций, а четкой и понятной системы по управлению ими, руководство торгового предприятия, как правило, не имеет. Учитывая этот фактор, все более актуализируется проблема оптимизации товарной структуры розничного товарооборота и ее решение является одной из приоритетных задач стабильного развития торговых организаций. В связи с чем, изучение теоретико-методологического материала по выделенной проблеме деятельности торгового предприятия и определение практических конкретных предложений направлено на разрешение этой проблемы. Необходимость определения подхода к системе управления товарооборотом розничного торгового предприятия в текущих отечественных реалиях определили цель, задачи и предмет настоящего дипломного исследования.

Объектом исследования в работе является Товарищество с ограниченной ответственностью ТОО «СОМ-ПВ» - магазин детских товаров (г. Павлодар, Республика Казахстан).

Предметом исследования является система управления розничным товарооборотом коммерческого предприятия.

Целью курсовой работы является определение комплексного подхода к оптимизации управления товарооборотом ТОО «СОМ-ПВ» в г.Павлодаре в современных условиях, на базе имеющихся теоретических разработок.

Основная цель курсовой работы определяет задачи исследования:

-изучить экономическую сущность товарооборота, место и роль в системе экономических категорий и показателей;

- определить методику расчета показателей характеризующих розничный товарооборот;

- рассмотреть механизм управления товарооборотом;


 проанализировать систему управления товарооборотом ТОО «СОМ-ПВ»;

-разработать мероприятий по повышению эффективности управления товарооборотом ТОО «СОМ-ПВ»

Структура курсовой работы определена исходя из логики изложения материала, состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников использованной литературы и приложения.

В первой главе раскрыты теоретические и методические основы управления товарооборотом

Во второй главе проведен анализ системы управления товарооборотом ТОО «СОМ-ПВ».

В третьей главе разработаны мероприятия по повышению эффективности управления розничным товарооборотом ТОО «СОМ-ПВ».

Теоретической основой данной курсовой работы являются научные труды как уже выделенных выше отечественных и зарубежных авторов, посвященные теоретическим и методическим проблемам оценки экономической эффективности управления розничным товарооборотом, так и научные статьи молодых авторов.

Общий объем работы - 39 страниц, которые содержат 10 иллюстраций, 27 таблиц.

Глава 1. Теоретические и методические основы управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии

1.1 Экономическая сущность товарооборота, место и роль в системе экономических категорий и показателей

В экономической науке имеется несколько подходов к определению как самого товарооборота, так и его розничной составляющей. Так, по мнению М.Н. Греховодова [12,с.98], розничным товарооборотом можно назвать выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям для обслуживаемых ими контингентов.

Исходя из этого определения, каналами реализации товаров, выделенными А.Н. Соломатиным, могут быть следующие [26,с. 115]:


-юридические лица, для которых торговая деятельность является основной;

-юридические лица, для которых торговая деятельность не является основной;

-физические лица, осуществляющие продажу товаров на вещевых, продовольственных, смешенных рынках.

Используя такой перечень каналов, оборот розничной торговли можно классифицировать по основным признакам по мнению Любушина Н.П. [18,с.174]:

-по формам собственности;

-по видам продаж;

-по группам товаров;

-по отражению в статистической отчетности.

Характеристика товарооборота по выделенным признакам, в интерпретации Левашовой Ю.Г. и авторской визуализации, дана на рис. 1, где представлена обобщенная группировка различных видов товарооборота на предприятии. [17,с.118]

Рисунок 1. Структура классификационных признаков товарооборота розничной торговли [17, c.119]

Оборот розничной торговли отражает как денежную выручку предприятий торговли, так и сумму расходов населения на покупку товаров.

Так Постнову А.С. определяются составляющие, включаемые в розничный товарооборот [22,с. 179]:

-стоимость проданных за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков населению потребительских товаров;

-стоимость товаров, проданных в кредит;

-стоимость товаров, проданных по почте или через Интернет, с оплатой по безналичному расчету;

-стоимость товаров, проданных по условиям комиссионной торговли в размере полной стоимости на момент их продажи;

-стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования;

-полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям граждан со скидкой;

-стоимость упаковки и порожней тары имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара.

В обобщенном виде классификация факторов, влияющих на оборот розничной торговли, предложенная Л.А. Каргиной, представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Влияющие на оборот розничной торговли факторы [14, с.173]

В заключение отметим, что результаты изучения влияния различных факторов служат экономической основой подготовки и принятия стратегических решений и коррекции политики управления товарооборотом, направленных на выбор наиболее рациональных путей создания необходимых стимулов для развития современного торгового предприятия.


1.2 Методика расчета показателей, характеризующих товарооборот

Исходя из того, что были изучены факторы, влияющие на товарооборот, необходимо провести анализ влияния данных факторов, для чего определить ряд показателей товарооборота, что позволит установить основные качественные и количественные индикаторы работы торговой организации, используя данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которые являются основными источниками информации для анализа [27,с.123].

Все показатели товарооборота торговых предприятий взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на многие качественные показатели торговой деятельности. Важнейшими показателями товарооборота торговых предприятий являются следующие: объем товарооборота; товарные запасы на начало и конец периода; поступление товаров; выбытие товаров.

Эти показатели товарооборота тесно взаимосвязаны и находятся в балансовой увязке. Их балансовой взаимосвязи можно выразить в следующей модели [19, с.124]:

Зх + П = Р + З2+ В (1)

где: З1 - остатки товаров на начало периода;

П- поступления товаров;

Р- реализация товаров;

З2- остатки товаров на конец периода;

В- выбытие товаров

Можно выделить определенны этапы анализа объема и структуры розничного товарооборота предприятия (рис. 3).

Рисунок 3. Этапы анализа товарооборота предприятия [13,с.68]

Завершается анализ товарооборота предприятия установлением причин отклонения общего объема и структуры товарооборота от прошлых лет и разра¬боткой мероприятий по улучшению торговли отдельными товарными группами.

Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана.

Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

Тс.ц. = Тф.ц. / Iц.,(2)

где,

Тс.ц. – объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц. – объем товарооборота в фактических ценах;

Iц. - индекс изменения цен. [4, с.165]

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:


Iт = Iц х Iq, (3)

где, Iт – индекс изменения объема товарооборота;

Iц – индекс изменения цен;

Iq – индекс изменения физического объема товарооборота. [4, с.166]

Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой – от изменения количества реализуемых товаров.

Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре.

Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:

Кс.с = , (4)

где,

Кс.с – коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;

fi1 – удельный вес I-й товарной группы в общем объеме товарооборота

(%) в отчетном периоде;

fi0 – удельный вес I-й товарной группы в общем объеме товарооборота

в предшествующем периоде (%);

n – количество товарных групп. [4, с.167]

Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Эта зависимость выражается формулой:

Т = П х Ч, (5)

где, Т – объем розничного товарооборота, тнг.;

Ч – среднесписочная численность работников, чел.;

П – производительность труда одного работника, тнг./ чел. [4, с.267]

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:

Т = S х Ксм х Д х ВS, (6)

где, Т – объем розничного товарооборота, тнг.;

S – площадь торгового зала предприятия, м2;

Ксм – коэффициент сменности работы предприятия;

Д – количество дней работы предприятия;

Вs – товарооборот на 1м2 площади торгового зала в смену, тнг. [7, с.68]

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.