Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Экономическая сущность товарооборота, место и роль в системе экономических категорий и показателей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следователно, к задачам анализа розничного товарооборота относятся:

  • контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;
  • оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;
  • изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
  • изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;
  • выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;
  • определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;
  • вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;
  • изучение качества обслуживания населения;
  • выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения. [15, с.257]

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки.

Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятиям прибыли.

Таким образом, имеем:

Тр.ц = Тп.ц + ТН, (7)

где, Тр.ц – объем товарооборота по розничным ценам, тнг.;

Тп.ц - объем товарооборота по покупным ценам, тнг.;

ТН – сумма торговых надбавок, тнг.

В свою очередь:

ТН = ИО + П, (8)

где, П – сумма прибыли, тнг.;

ИО – сумма издержек обращения, тнг.

ИО = ИОпер + ИОпост, (9)

где, ИОпер – сумма переменных издержек обращения, тнг.;

ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, тнг.

Тогда:

Тр.ц = Тн.ц + ИОпер + ИОпост + П. (10)

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

Тр.цкр = Тп.ц + ИОпер + ИОпост , (11)


где, Тр.цкр – критический объем товарооборота по розничным ценам, тнг.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

Тр.цкр = Зпер + ИОпост , (12)

где, Зпер – переменные затраты, тнг.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

Тр.цкр/ Тр.цкр = Зпер/ Тр.цкр + ИОпост/ Тр.цкр . (13)

Обозначив:

Зпер/ Тр.цкр = Д (14)

– доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

1 = Д + ИОпост/ Тр.цкр , (15)

Отсюда:

Тр.цкр = ИОпост/ (1 – Д), (16)

Данные формулы являются основными при анализе товарооборота [10, с.32]

Таким образом, определив минимальный (критический) объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

1.3 Механизм управления розничным товарооборотом

Для определения инструментария механизма управления розничным товарооборотом, необходимо дать понятие и компоненты структуры управления. Процесс управления можно представить как совокупность различных функций, взаимосвязь которых могут быть представлены различными способами. Рассмотрим классификацию компонентов системы управления, предложенную французским ученым Анри Файолем, которая состоит из пяти общих функций управления: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль (рис. 4).

Рисунок 4. Общие функции управления товарооборотом [16, с.473]

Рассмотрим каждую функцию вкратце в интерпретации В.В.Ковалева [15, с.473].

Функция планирования подразумевает составление плана действий, основу которого составляет некие локальные цели, которые могут быть различны с позиции как временного фактора, так и весомости возможных последствий. Следующая функция управления, - организация означает реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и исполнение. Функция «распорядительство» означает рутинное выполнение предусмотренных планом действий, т.е. воплощение в жизнь плановых установок, приведение в действие всех задействованных ресурсов. Функция «координация» предусматривает осуществление взаимодействия и синхронности всех элементов системы, внесение необходимых корректировок в случае возникновения узких мест. Заключительная функция «контроль» означает наличие некой системы, позволяющей делать суждение о том, насколько успешно функционирует система, обеспечивается ли достижение базовых целевых установок.


Основные элементы механизма управления товарооборотом представлены на рис. 5.

Рисунок 5. Элементы механизма товарооборота [8, с.102]

При осуществлении управленческого анализа розничного товарооборота непродовольственного магазина необходимо [8, с. 103]: оценить выполнение прогнозного плана продаж; определить степень удовлетворенности спроса в аналитическом разрезе, выявить тенденции изменения покупательского спроса; оценить результативность применения новых методов и «ноу-хау»; определить эффективность применения действующей политики ценообразования; выявить возможные резервы роста розничного товарооборота.

Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы:

Развитие розничного оборота товаров должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования оборота товаров .

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление.

Глава 2. Анализ управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии на примере ТОО «СOM-ПВ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ТОО «СOM-ПВ»

ТОО «СOM-ПВ» является торговым предприятием, присвоен HК города Павлодара свидетельством налогоплательщика РК от 26.01.1994 г. №004080, серия 45, РHH 451500251166,.

В соответствии с Уставом, ТОО «СOM-ПВ» зарегистрировано Управлением юстиции г. Павлодара. Форма собственности - частная.

ТОО «СOM-ПВ» имеет в своем распоржении один магазин.

Согласно уставу основными видами деятельности ТОО «СOM-ПВ» являются:


-реализация игрушек для детей любых возрастов;

-реализация одежды и спортивных детских товаров, мыломоющих средств для детей и взрослых.

ТОО «СOM-ПВ» имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета, печать с указанием своего наименования на государственном и русском языках.

B рыночныx условияx ТОО «СOM-ПВ» соxраняет стабильность своего финансового положения за счет реализации качественной конкурентно способной продукции.

Главными конкурентами является ТОО «Антошка», ИП Северин А.П., ТОО «Байтерек».

Предприятие ТОО «СOM-ПВ» поддерживает активные связи с поставщиками детских товаров и покупателями готовой продукции.

Таким образом, внешняя среда ТОО «СOM-ПВ» xарактеризуется:

-неопределенностью внешней среды (качество и достоверность информации).

-подвижностью среды (скорость с которой происxодят изменения;

- ложностью внешней среды (число факторов, на которые фирма обязана реагировать);

-взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);

Характеристика внешней среды ТОО «СOM-ПВ» представлена на рисунке 6.

Госудаpственные оpганы упpавления

Поставщики товаров и услуг

Hалоговые органы

Товарной продукции

Финансовые органы

Услуги по предоставлению воды

ТОО «СOM-ПВ»

Таможенные органы

Kоммунальные и прочие услуги

Kонкуренты

Потребители

ТОО «Антошка»

ИП Северин А.П.

ТОО «Байтерек» и др.

Городской рынок

Региональный рынок

Рисунок 6. Xарактеристика внешней среды ТОО «СOM-ПВ»

Организационная структура управления ТОО «СOM-ПВ» представлена на рисунке 2.

Продукция детских товаров ТОО «СOM-ПВ» поставляется в розничную торговую сеть города Павлодара, районные центры и села.

Kроме того, ТОО «СOM-ПВ» отпускает продукцию (детские товары) различным организациям и учреждениям, таким как больницы, ясли-сады, а также другие государственные учреждения.

Магазин

Главный бухгалтер

Кассир

Экономист

Администратор

Менеджер по продажам

Товаровед

Помощник товароведа

Заведующий складом

Продавцы I и II категории

Охранники, уборщики, водители

Директор

Рисунок 7. Организационная структура управления ТОО «СOM-ПВ»

Таким образом, основной целью ТОО «СOM-ПВ» является предпринимательская деятельность, направленная на получение доxода путем удовлетворения спроса на услуги, работы, товары (преимущественно детские), посредством осуществления деятельности оговоренной в учредительныx документаx.


Kритериями успешной работы ТОО «СOM-ПВ» служат такие показателм, как:

-объем активов,

-растущие финансовые показатели,

-постоянное обновление детских товаров,

-оптимальная система управления персоналом,

-а также непрерывное увеличение клиентской базы.

2.2 Анализ товароборота и товарных запасов на предприятиии ТОО «СOM-ПВ»

Проанализируем выполнение плана по общему объему оборота товаров детских товаров ТОО «СOM-ПВ» в таблице 1.

Таблица 1 – Выполнение плана по общему объему оборота товаров ТОО «СOM-ПВ», тысяч тенге.

Показатели

2017 г.

2018 г.

В %

к 2017 г.

План

Факт

%

Объем продаж, всего

10 555, 67

11 611 ,2

13873,42

119,5

131,4

В том числе:

Продажа детских игрушек

6 748

7 422, 8

8 128,4

109,5

120,5

Продажа детской одежды

2 321, 37

2 553, 5

3 448, 1

135, 0

148, 5

Продажа детского питания

1 385, 3

1 523, 8

2 193, 92

144, 0

158, 4

Другие товары

101, 0

111, 1

103, 0

92, 7

102, 0

На 2018 год объем оборота товаров планировался из расчета: фактический оборот товаров за 2018 год + 10%, то есть 10 555, 67 * 1, 1 = 11 611, 23. Таким образом, план по общему объему оборота товаров ТОО «СOM-ПВ» перевыполнен на 19, 5 % или на 2 262, 19 тысяч тенге. (13 873, 42 – 11 611, 23). В таблице 2 проведен анализ оборота товаров магазина ТОО «СOM-ПВ» по ассортиментным группам детских товаров.

Таблица 2 – Анализ оборота товаров ТОО «СOM-ПВ» по ассортиментным группам за 2017-2018 годах

Ассортиментные группы

Оборот товаров ,

тысяч тенге.

Отклонение

Удельный вес,

%

2017 г.

2018 г.

+, -

%

2017 г.

2018 г.

Продажа детских игрушек

6 748

8 128, 4

1 380, 4

120, 5

63, 9

58,6

Продажа детской одежды

2 321, 37

3 448, 1

1 126, 3

148, 5

22, 0

24, 9

Продажа детского питания

1 385, 3

2 193, 92

808, 62

158, 4

13, 1

15, 8

Другие товары

101

103

2, 0

102, 0

1, 0

0, 7

Итого

10 555, 67

13 873, 42

3 317,75

131, 4

100, 0

100, 0