Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Маркетинг и его особенности.
1.1. Понятие маркетинга и история его возникновения.
1.2. Цели, задачи и функции маркетинга.
1.4. Основные виды и типы маркетинга.
2. Сфера применения маркетинга.
3. Маркетинг в различных сферах деятельности.
3.2. Маркетинг в сфере торговли.
3.3 Маркетинг в банковской сфере. Специфика маркетинга в банковской сфере.
Принципы маркетинга, применяемые в здравоохранении (процесс управления маркетингом):
- Всестороннее исследование всех типов рынков в здравоохранении (рынок мед. услуг, рынок специалистов и т.д.);
- Сегментирование рынка (по группам ЛПУ, потребителей и т.д.) ;
- Гибкое реагирование производства и сбыта мед. услуг на требования активного и потенциального спроса;
- Инновация – внедрение новых форм организации труда и управления;
- Планирование (видов, объемов и качества мед. услуг).
Чрезвычайно важным направлением маркетинговой деятельности является изучение потребности населения в медицинской помощи. Основным методом исследования является анализ статистических отчетов лечебно-профилактических учреждений.
Вторым направлением маркетинговых усилий в отношении потребности должно быть формирование потребности населения в здоровье. Потребность населения в здоровье, а, следовательно, в медицинских услугах высока. Однако важно отметить, что для подавляющей массы населения она не является каждодневной, осознанной и экономически обусловленной. Здоровье часто понимается лишь как отсутствие болезни, а, в ряде случаев, просто как работоспособность. Следовательно, имеется потребность в медицинских услугах с целью восстановления утраченного здоровья, но не с целью его поддержания и укрепления. Это приводит к поздней обращаемости за медицинской помощью, появлению запущенных случаев заболеваний, что ведет к росту материальных затрат на лечение и выплаты, связанные с временной и стойкой утратой трудоспособности.
Эффективная маркетинговая деятельность по формированию потребности населения в здоровье может в значительной степени снизить затраты. Эта деятельность должна осуществляться как в рамках санитарного просвещения, так и в виде рекламы в средствах массовой информации (за счет поиска так называемых информационных спонсоров) или PR — акций.
3.2. Маркетинг в сфере торговли.
Сфера торгового маркетинга охватывает деятельность на рынке торгово-посреднических услуг, связанную с оптовыми перепродажами и розничной реализацией товаров конечному потребителю. Торговый маркетинг включает в себя закупку товаров, формирование ассортимента в соответствии со спросом покупателей, организацию торгового процесса и обслуживание населения, предоставление информации потребителям и оказание дополнительных торговых услуг.
Цель торгового маркетинга — стимулировать продажи непосредственно в торговой точке и, как следствие, это создает условия для максимального роста товарооборота и прибыли.
Торговый маркетинг рассматривают, как комплекс мероприятий, направленных на стимулирование сбытовой сети для развития дистрибуции, ускорения оборота и увеличения объема продаж.
Концепция маркетинга розничного торгового предприятия: все усилия должны быть сконцентрированы на удовлетворении потребностей в первую очередь своего целевого сегмента; работа предприятия должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу; создание эффекта масштаба возможно за счет расширения торговой сети; при росте объемов продаж снижать цены на товары благодаря закупке больших товарных партий; при небольших объемах продаж концентрировать усилия на конкретной группе целевых покупателей, создавая им индивидуальные условия обслуживания, быстро приспосабливаясь к изменяющимся запросам; предлагать дополнительные услуги, выполняющие функцию подкрепления товара, и совершенствовать товарную выкладку.
Современный торговый маркетинг - комплекс эффективных мер для развития дистрибуции и повышения продаж. Включает в себя ценовое, финансовое, соревновательное стимулирование торговых посредников и собственного торгового персонала. Торговый маркетинг подразумевает активное воздействие на различные каналы и звенья сбытовой сети. Это мотивация к работе с брендом всех, кто стоит между товаром и потребителем
Оптовая торговля – это любая деятельность но продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их в целях перепродажи или профессионального использования.
Предприятия приобретают средства производства, исходя из собственных потребностей и платежеспособности. Оптовая торговля не связана с продажей конечным потребителям. Поэтому в оптовой торговле товар может быть продан несколько раз сначала на региональном, а затем на местном уровне, а в розничной торговле – только один раз.
Оптовая торговля выполняет следующие функции:
• сбыт и стимулирование сбыта;
• закупки и формирование товарного ассортимента;
• разбивку крупных партий товаров на мелкие;
• складирование;
• транспортировку;
• финансирование;
• принятие риска;
• услуги по управлению и консультационные услуги.
Задачи маркетинга в оптовой торговле:
Направление |
Задачи |
Разработка маркетинговых стратегий |
• Удержание и увеличение рыночной доли. • Проектирование сбытовых каналов. • Разработка конкурентного поведения |
Проведение маркетинговых исследований |
• Исследование профессионального рынка сбыта. • Изучение конкурентов. • Исследование мелкооптовой и розничной сети. • Изучение потребителей. • Анализ рынка поставщиков |
Сегментирование рынка сбыта |
• Сегментирование профессиональных покупателей-посредников. • Сегментирование потребителей. • Выбор целевых сегментов рынка |
Маркетинг закупок |
• Определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам. • Маркетинговая оценка поставщиков. • Разработка политики в сфере закупки |
Маркетинг-логистика |
• Определение требований покупателей к логистической структуре системы сбыта оптовика. • Поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта |
Организация мерчандайзинга |
• Организация мерчандайзинга по инициативе производителя. • Организация мерчандайзинга по инициативе оптовой компании |
Маркетинговые решения в области сбыта |
• Ценовая политика оптовой компании. • Товарная и ассортиментная политика. • Сбытовая политика. • Сервисная политика. • Коммуникативная политика |
Маркетинговый аудит системы сбыта |
• Организация работы с рекламациями розничной торговли. • Организация работы с претензиями покупателей. • Разработка программы маркетингового аудита сбыта |
Оптовая деятельность производителей. В этом случае производители сами выполняют все оптовые функции без привлечения посредников. Оптовая торговля производителей осуществляется через сбытовые конторы и отделения. Сбытовые конторы обычно располагаются в производственных помещениях или вблизи рынка сбыта и не занимаются хранением товаров. Отделения производителя имеют условия не только для продажи продукции, но и для ее хранения. Отделения и конторы по сбыту открываются производителями товаров с целью усилить контроль над запасами, торговлей и продвижением.
Коммерческая оптовая деятельность. Коммерческие оптовые организации получают право собственности на товар, с которым работают. В зависимости от сферы деятельности могут называться по-разному: оптовые фирмы, дистрибьюторы, торговые дома.
Коммерческие оптовые организации бывают:
• с полным циклом обслуживания;
• с ограниченным циклом обслуживания.
Коммерческие оптовые организации с полным циклом обслуживания предоставляют полный набор услуг:
• собирают ассортимент продукции в определенном месте;
• предоставляют торговый кредит;
• осуществляют хранение и доставку товаров;
• предлагают помощь в реализации товаров;
• обеспечивают сотрудников для персональной продажи;
• предлагают поддержку в области исследований и планирования.
Эти организации распространены для бакалейных товаров, табачных изделий, алкогольных напитков, сантехнического оборудования и лекарств.
Коммерческие оптовые организации с ограниченным циклом обслуживания тоже получают право собственности на продукцию, но функций выполняют меньше.
Агенты и брокеры. Выполняют различные оптовые функции, однако нс принимают право собственности на товары и выполняют лишь несколько функций. Их основная задача – содействие купле-продаже. В отличие от коммерческих оптовых организаций, которые получают прибыль от продажи принадлежащих им товаров, агенты и брокеры работают за комиссионное вознаграждение от продажной цены.
Агенты и брокеры специализируются на определенных видах продуктов или покупателей. Агенты отличаются от брокеров тем, что первые используются на постоянной основе, а последние – временно. Основная функция брокера – свести вместе покупателя и продавца и помочь им договориться. Оплату брокеров осуществляет нанимающая их сторона. Брокеры не держат товарных запасов, не занимаются транспортировкой товаров, не участвуют в финансировании сделок, не принимают на себя риска. Агенты представляют интересы либо покупателей, либо продавцов.
Классификация оптовой торговли.
По широте ассортимента:
- ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
- ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
- ассортимент узкий (< 200 наименований);
- ассортимент специализированный;
По способу доставки:
- доставка своим транспортом;
- продажа со склада (самовывоз);
По степени кооперации:
- горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков;
- вертикальная кооперация для целей сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей;
По отношению к системе сбыта:
- эксклюзивная система сбыта: производитель предоставляет лицензию на торговлю по условиям франчайзинга;
- селективная система сбыта: дистрибьютерские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями;
- интенсивная система сбыта: работа одновременно со всеми посредниками;
По размеру оборота:
- крупные оптовики;
- средние оптовики;
- мелкие оптовики;
С точки зрения организации оптовой торговли существует три общей категории:
- оптовая торговля производителей;
- оптовая торговля предприятий-посредников;
- оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокерами.
Оптовая торговля осуществляется производителями с помощью собственных органов сбыта, для чего создается дочерняя оптовая компания. Однако деятельность такой компании будет оправдана в случае достаточности объемов и ассортимента производимой продукции. В противном случае функции оптовой торговли целесообразно передать независимым компаниям.
Независимые оптовые компании организовываются в соответствии с приведенной выше классификацией в зависимости от требований розничной торговли и собственных возможностей.
Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Это конечный этап каналов сбыта.
Розничная торговля выполняет ряд функций:
• исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
• определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
• участвует в процессе сортировки, собирает ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков и предлагает их для продажи;
• осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
• представляет информацию потребителям через рекламу, витрины, надписи, персонал;
• осуществляет различные операции с товарами: хранит, устанавливает цену, располагает в торговых помещениях и пр.;
• завершает сделки товаров, используя выгодное расположение магазинов, время работы, кредит и пр.
Задачи маркетинга в розничной торговле:
Направление деятельности |
Задачи |
Разработка маркетинговых стратегий |
• Размещение предприятия. • Формирование имиджа. • Создание розничной сети. • Определение уровня специализации. • Организация новых форм торговли. • Диверсификация деятельности |
Проведение маркетинговых исследований |
• Исследование магазинов-конкурентов. • Изучение опыта известных предприятий торговли. • Исследование поведения покупателей в торговом зале. • Анализ рынка поставщиков |
Маркетинг закупок |
• Оценка поставщиков по имиджу торговых марок товаров, деловой репутации. • Разработка политики закупок |
Разработка маркетинг-микс |
• Формирование товарной и ассортиментной политики розничного предприятия. • Решения по марочной политике. • Решения по ценовой политике. • Решения по форме продажи товаров. • Решения по уровню обслуживания. • Формирование коммуникативной политики. • Формирование сервисной политики |
Организация мерчандайзинга |
• Решения по планировке торгового зала. • Решения по размещению товаров. • Решения по дизайну торгового зала |
Маркетинговый аудит торговой деятельности |
* Организация ревизии товарного ассортимента. • Проведение работы с претензиями покупателей |
Подбор торгового персонала |
• Разработка требований к персоналу. • Обучение персонала. • Работа персонала в торговом зале |
Классификация предприятий розничной торговли:
Классификационный признак |
Классификационные группы |
В зависимости от формы собственности |
• Частные. • Государственные. • Муниципальные. • Унитарные. • Кооперативные и др. |
В зависимости от специализации |
• Универсальные. • Специализированные. • Неспециализированные (с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом) |
В зависимости от способа организации торговой деятельности |
• Сетевые (торговая сеть). • Автономные. • Фирменные и др. |
В зависимости от вида торгового объекта |
• Стационарные. • Не стационарные. |
В зависимости от формы обслуживания покупателей |
• С полным самообслуживанием. • С частичным самообслуживанием. • С индивидуальным обслуживанием (в том числе через прилавок). • С обслуживанием по предварительным заказам. • С обслуживанием по образцам. • С обслуживанием по каталогам и др. |
В зависимости от условий реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала) |
• Магазины. • Объекты мелкорозничной (торговой) сети |