Файл: Маркетинг и его особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинг — неотъемлемый элемент стратегического управления успешных компаний. Маркетинговое мировоззрение и технологии приводят к пониманию потребностей и поведения своих потребителей, а они, в свою очередь, с благодарностью обеспечивают прибыль компании. Термин "маркетинг" пришел к нам из английского языка, он происходит от слова "marketing", буквально – работа на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителей. Этому термину в русском языке не нашли подходящего эквивалента, поэтому он остался непереведенным и соответствующая наука и практическая деятельность так и были названы – "маркетинг".В современных условиях жесткой конкуренции и растущей потребительской культуры маркетинг становится способом выживания для любой компании — как в крупном, так и в малом бизнесе, для государственных и частных, коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, и даже регионов и городов. Маркетинговое мышление руководителей обеспечивает постоянное развитие компании, предприятия, города на основе знания закономерностей рынка и методов его регулирования. Основным понятием маркетинга как научной дисциплины, является обмен.

Обмен - акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо в замен.

Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1) Сторон должно быть как минимум две.

2) Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.

3) Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.

4) Каждая сторона должна быть совершенно свободно в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5) Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена.

Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Сделка предполагает наличие нескольких условий:

1) наличие двух или более значимых объектов,

2) согласованных условий ее осуществления,

3) согласованного времени совершения,

4) согласованного места проведения.

Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Сделка - это своего рода элемент рынка. Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. Он может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Отсюда можно сделать вывод.


Маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов , цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Цель работы – выявить особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности. Объект исследования – маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Предмет исследования – основные виды и типы маркетинга, особенности маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности.

1. Маркетинг и его особенности.

1.1. Понятие маркетинга и история его возникновения.

Ма́рке́тинг (от англ. marketing «рыночная деятельность», market – «рынок») — это совокупность процессов, направленных на создание, продвижение и предоставление продукта покупателям. Маркетинг – это, в буквальном смысле рыночные действия.

Понятие маркетинга включает в себя очень широкий спектр мероприятий, направленных на улучшение позиций организации на рынке. У каждой компании свои методы, стратегии и инструменты, начиная с конкурентного анализа и заканчивая повышением конкурентоспособности товара или услуги.  Маркетинг – очень гибкая наука. Маркетинговая деятельность может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Зависит от правильности определения конкретных стратегий, методов, инструментов, а также от умения маркетологов ими пользоваться.

история возникновения

Американский ученый, экономист Питер Друкер считал, что родиной маркетинга стала Япония. В 1690 году в Токио поселился основатель в будущем знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала своё время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара.

На Западе о маркетинге заговорили лишь начиная с середины девятнадцатого века. Первым, кто высказал предположение о том, что маркетинг должен быть центральным направлением деятельности предприятия, а работа с собственным кругом потребителя – задачей менеджера, был Сайрус Маккормик. Этого человека более знают как изобретателя первого комбайна, однако именно он создал такие направления маркетинга, как ценовая политика, изучение рынка, сервисное обслуживание.


Как академическая наука маркетинг возник в Америке. Впервые курсы маркетинга стали преподавать в Иллинойском и Мичиганском университетах в 1901 году. Поэтому родиной современного маркетинга принято считать США.

Свое развитие маркетинг начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:

а) возросший уровень жизни;

б) увеличение части располагаемого дохода;

в) повышение качества предоставляемых  услуг социальной сферы;

г) развитие систем сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только новые товары, но и новые потребности);

д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.

В истории маркетинга ученые выделяют четыре основные эры:

  • эру производства;
  • эру продаж;
  • эру непосредственно маркетинга;
  • эру взаимоотношений.

Эра производства длилась до 1925 года. В это время даже самые развитые компании Европы основное внимание уделяли только производству качественных товаров, а для их реализации нанимали сторонних людей. Считалось, что хороший продукт вполне способен продать себя сам.

Эра продаж (начиная с 1925 г.) - в Европе и США совершенствовались производственные приемы, росли объемы производства. Производителям уже приходилось думать о более эффективных способах сбыта производимой продукции. Это было время великих открытий, и на рынке появлялись совершенно непривычные потребителям товары, в необходимости которых население ещё требовалось убедить. В крупных компаниях стали появляться специалисты по продажам, однако им всё ещё отдавалась второстепенная роль.

Эра собственно маркетинга началась после «великой депрессии». Потребность населения в товарах начала расти, значимость отделов продаж тоже. Выживали лишь те компании, которые умели учитывать потребительский спрос и ориентироваться на него. Маркетинг стал играть ведущую роль в планировании товара. Маркетологи совместно с инженерами, разрабатывающими продукты, определяли потребительские запросы и старались их удовлетворить.

Эра взаимоотношений появилась к концу двадцатого века и продолжается по сей день. Её характерная особенность – стремление маркетологов установить и поддержать с потребителями стабильные взаимоотношения. Постоянные отношения компании стремятся сохранить и с поставщиками.


1.2. Цели, задачи и функции маркетинга.

Главная задача маркетинга – повышение рыночных позиций предприятия, получение прибыли. Кроме этого, к задачам, которые способна решать маркетинговая деятельность, относятся следующие.

Анализ рынка – текущая ситуация, спрос и предложения, тренды и т. д.

Анализ целевой аудитории – ее потребности, «боли», признаки, особенности.

Анализ конкурентов – цены, ассортимент, определение сильных и слабых сторон, разработка стратегий по «обгону» лидеров рынка.

  • Грамотная разработка ценовой политики компании, изучение системы ценообразования.
  • Создание и улучшение ассортимента.
  • Повышение качества сервиса и предоставляемых услуг.
  • Налаживание связей с клиентом, повышение доверия и лояльности потребителя.
  • Продвижение своих товаров и услуг в офлайн- и онлайн-пространстве.
  • Повышение узнаваемости бренда, деловой репутации и имиджа.
  • Повышение конверсионных показателей компании.
  • Увеличение объемов производства, продаж

Каждая организация определяет свои цели и задачи индивидуально. Они должны соответствовать финансовым и производственным возможностям предприятия. Иначе они будут просто недостижимыми. Это могут быть как одноуровневые, так и многоуровневые задачи.

Например, компания заметила, что в предыдущем квартале была просадка по проценту завершенных сделок. Из 1000 поступивших обращений в реальную сделку конвертировалось 690 (69 %), в обычное же время этот показатель не опускается ниже 90 %. Компания ставит перед собой задачи – повысить качество сервиса (квалификацию менеджеров, условия сделки и т. д.), а также провести конкурентный анализ – разработать индивидуальные стратегии, которые позволят обойти конкурентов – реализовать их – увеличить долю рынка, занимаемую компанией.

Маркетинг может выполнять несколько функций.

1. Аналитическая.

Подразумевает исследование и изучение внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на компанию в той или иной степени, рынка – его текущее состояние, конкурентов и потребностей аудитории. Все данные, полученные в ходе проведения этих исследований, помогают увидеть объективную картину текущей ситуации, принять более качественные решения, правильно определить стратегии, методы, выбрать используемые инструменты.

2. Производственная.

Подразумевает все, что связано с производством продукции, начиная с разработки и освоения технологий и заканчивая организацией материально-технических ресурсов. Производственная функция маркетинга позволяет улучшить качественные характеристики товара и, как следствие, его конкурентоспособность.


3. Функция управления и контроля.

Любая деятельность на предприятии требует контроля и управления – в этом заключается еще одна функция маркетинга. Грамотная реализация управленческой структуры, отделы планирования и прогнозирования, организация коммуникации и обеспечение информацией – без всего этого не обойтись ни одному крупному предприятию.

4. Функция продаж.

Подразумевает мероприятия, нацеленные на повышение продаж и стимулирование спроса: грамотное ценообразование, создание ассортимента, соответствующего спросу и желаниям потребителей, продвижение и реклама, стимулирование сбыта.

5. Инновационная.

Данная функция подразумевает разработку и внедрение в производство инновационных технологий, создание нового товара или услуги.

1.3. Методы и сферы маркетинга.

Все задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга:

  • аналитика;
  • опросы;
  • наблюдения;
  • планирование и прогнозы;
  • проведение A/B-тестирований;
  • разработка политики ценообразования;
  • информационные методы;
  • PR и рекламные методы;
  • личные продажи;
  • консультации;
  • программы лояльности;
  • пропаганда.

Сферы маркетинга (области применения):

  • потребительские товары – вся та продукция, которую мы приобретаем в магазинах (еда, одежда, техника и т. д.);
  • потребительские услуги – рынок услуг, предоставляемых обычным людям (образование, юриспруденция, авиаперевозки, парикмахеры и т. д.);
  • средства производства – продукция, связанная с производством других продуктов (техника, сырье, производственные услуги и т. д.);
  • собственность – рынок недвижимости и ценных бумаг;
  • опыт – рынок трудоустройства;
  • идеи и информация – сфера деятельности по предложению новых идей и информации;
  • события – мероприятия различного характера, от выставок до спортивных соревнований;
  • личности – рынок знаменитостей;
  • географические территории – рыночная борьба за территории (туристические точки внимания, размещение офисов, производственных мощностей).

1.4. Основные виды и типы маркетинга.

Классификация осуществляется по нескольким различным признакам.

По спросу:

  • демаркетинг – направлен на снижение спроса, так как тот слишком высокий и компания не способна удовлетворить его;
  • конверсионный – вид маркетинга, направленный на создание спроса, так как тот слишком низкий;
  • стимулирующий – применяется при нулевом спросе. Задача – стимуляция спроса с учетом причин его отсутствия;
  • развивающий маркетинг – направлен на конвертацию потенциального спроса в реальный. Например, изучение потребностей аудитории и создание нового продукта, который эти потребности закроет;
  • ремаркетинг – направлен на возврат ушедших клиентов с помощью дополнительного мотивирования. При падении спроса создаются УТП и условия, способные этот спрос оживить. Например, если человек зашел на сайт, положил товар в корзину, а затем закрыл вкладку, так и не оформив заказ, можно предложить ему скидку на этот товар с помощью контекстной рекламы;
  • синхромаркетинг – применяется в ситуациях, когда спрос колеблется (например, сезонные продажи). Цель – стабилизировать спрос путем повышения цен в пики популярности и снижения во время падения спроса;
  • поддерживающий – тип маркетинга, направленный на поддержание имеющегося спроса, который соответствует предложению;
  • противодействующий маркетинг – применяется в ситуациях, когда на вредную продукцию есть постоянный иррациональный спрос. Его необходимо свести к нулю. Пример – табачная и алкогольная продукция.