Файл: Процессы принятия решений в организации (Проблемы разработки и принятия управленческих решений в организации в современных условиях хозяйствования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов и мнений.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Само по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность. Часто бывает необходимо несколько поступиться одной из характеристик (например, надежностью), с тем чтобы получить выигрыш в другой (например, в затратах). Задачей лица, принимающего решения, является отыскание альтернатив, представляющих собой оптимальный компромисс при учете всех рассматриваемых факторов. В некоторых случаях оптимальный компромисс можно найти, обращаясь к научным методам принятия решений, т.е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности. В других случаях принятие решений является исключительно сложным вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о ценности. Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно. Есть мнение, что принятие решений по су­ществу является искусством. Это убеждение прочно укоренилось в сознании многих людей, занятых в сфере административного и государственного управления. Однако появление вычислительной техники и успехи, достигнутые в разработке научных методов принятия решений, привели к изменению этих взглядов. Ранее считалось, что принятие решений носит полностью качественный характер и является субъективным делом. В настоящее время в этой области интенсивно внедряются количественные методы. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: "Что делать? Как делать? Кому поручить работу? Каковы сроки ее исполнения? Для кого делать? Где делать? Что это даст?" Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, спорные, и решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и с учетом ситуации и собственного стиля управления умел выбрать лучший вариант.


Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • -первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.

Процесс выработки и реализации управленческого решения представляет собой поиск выхода из определенной управленческой ситуации, который осуществляется путем формирования и реализации воздействия на объект управления по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств. Решения важны не сами по себе, а в связи с эффективной их реализацией. После того как решение принято, управленческим процессом предусматривается организация и контроль выполнения решений, мобилизация на это коллектива работников, оценка эффективности принятого и реализованного способа действий.

1.2. Организация процесса разработки и принятия эффективных управленческих решений на предприятии

Организация разработки и реали­зации управленческих решений требует проведения определенных организационно-­распорядительных мероприятий, которые касаются как управ­ляющей, так и управляемой системы на всех процедурах разра­ботки и реализации управленческих решений. Напомним, что в состав процедур входят разработка, согласование, принятие, утверждение и организация выполнения. Каждая процедура должна выполняться с учетом требований, предъявляемых к управленческим решениям. Для процедуры разработки управленческих решений руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия: 1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы их подчинения, времени исполнения задания, промежуточных эта­пов контроля хода выполнения, выделяемых ресурсов. 2. Ознакомить и разъяснить разработчикам управленческих решений содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке управленческих решений; 3. Разъяснить разработчикам УР их права, ответственность и полномочия при выполнении работы; 4. Обсудить с разработчиками УР неучтенные детали для ус­пешного выполнения работ; 5. Акцентировать внимание на степени важности предлагае­мой работы по разработке управленческих решений; 6. Выделить работникам необходимые оргтехнику, помещение и указать на источники необходимой деловой информации;


7. Провести контроль со стороны юриста или референта на соответствие вариантов разрабатываемого управленческого решения действующему законодательству и уставным документам компании; 8. Оформить заключение о технической, экономической и организационной выполнимости вариантов управленческих решений; 9. Получить заключение внешних экспертов о безопасности предстоящей реализации управленческих решений в экономической, экологической и других областях;

Для процедуры согласования управленческих решений свыше стоящими органами, заказчикам или клиентам необходимы следующие действия руководителя и аппарата управления:

1.Оформить документацию о физических или юридических лицах, с которыми необходимо согласовать управленческие решения; 2. Определить и зафиксировать в документе временные периоды согласований, а также наименование и содержание сопроводительных документов; 3. Документально оформить общий акт согласований.

Процедуры принятия управленческих решений. Для этой процедуры необходимы следующие действия: 1. Документально подтвердить отсутствие в вариантах управленческих решений противоречивостей решения самому себе и ранее реализованным; 2. Документально оформить набор критериев для выбора управленческих решений, в том числе наименование численные или качественные значения их параметров; 3. Документально зафиксировать отклонения параметров управленческих решений от параметров критериев; 4. Документально оформить процедуру принятия управленческих решений с указанием даты, ответственных лиц, имеющихся замечаний;

Для процедуры утверждения управленческих решений с вышестоящими органами, заказчиками или клиентами необходимы следующие действия руководителя и аппарата управления: 1. Оформить документацию о физических и юридических лицах, у которых необходимо утверждать управленческие решения. 2. Определить и зафиксировать в документе временные периоды утверждений, а также наименование и содержание сопроводительных документов; 3. .Документально оформить общий акт утверждений. Для процедуры организации выполнения управленческих решений необходимы следующие действия руководителя и аппарата управления: 1. Оформить документацию о начале реализации управленческих решений с указа­нием конкретного задания, состава исполнителей и системы их подчинения, времени исполнения задания, промежуточных эта­пов контроля хода выполнения, выделяемых ресурсов; 2. Ознакомить и разъяснить исполнителям содержание и по­рядок выполнения управленческих решений; 3. Разъяснить исполнителям управленческих решений их права, ответственность и полномочия при выполнении работы; 4. Обсудить с разработчиками управленческих решений неучтенные детали успешного выполнения работ; 5. Акцентировать внимание исполнителей на степени важно­сти предлагаемой работы; 6. Выделить исполнителям необходимые оргтехнику, помеще­ние и указать на источники необходимой деловой информации;


7. Активизировать работу исполнителей по эффективной реализации управленческих решений; 8. Осуществлять периодический контроль хода выполнения исполнителями управленческих решений; 9. Осуществлять практическую оценку реализованного управленческого решения; 10. Сдать в архив документацию по разработке и реализации управленческого решения. В рамках организационно - распорядительной деятельности руководитель и аппарат управления (субъекты решения) должны активно заниматься социально - психологической и пропагандистской работой с сотрудниками, реализующими управленческие решения. Многие специалисты па разработке и реализации управленческих решений советуют привлекать исполнителей к разработке управленческих решений, для того чтобы они заранее знакомились с концепцией управленческого решения и задачами, вытекающими из него. Будущие исполнители, участвующие в разработке управленческих решений, вносят в него элементы реальности, так как хорошо знают предмет управленческих решений, его резервы и трудности. К разработке управленческих решений имеет смысл привлекать передовиков производства и новаторов, чей острый ум может помочь найти оригинальные подходы при разработке управленческих решений. При исследовании процессов принятия решений как в теории, так и в практике менеджмента, основное внимание до последнего времени уделялось стадии разработки альтернатив решения и вопросам, связанным с нахождением оптимального варианта. Считалось, что именно выработка решения занимает большую часть времени и средств, отводимых для решения возникшей проблемы. Практика управления, однако, свидетельствует о другом. Именно реализация решений, будучи наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решения, является одновременно и самым слабым звеном в процессе управленческой деятельности. Дело в том, что ни одно даже самое замечательное решение, не реализуется автоматически, для его осуществления необходимо прилагать определенные усилия, организовывать выполнение. Поэтому одной из основных функций менеджмента является руководство, суть которого составляет личное распорядительство. Составляющие руководства – распорядительство и власть. Власть в организации выражается в реальной возможности единолично принимать окончательные решения, а распорядительство – в организации и контроле его выполнения. Как уже отмечено выше, в условиях современного управления в связи с участием большого числа специалистов в процессе разработки и принятия решений они приобретают все более коллегиальный характер. Это дает основание предполагать, что должно меняться соотношение усилий менеджеров, затрачиваемых на принятие решений и на организацию и контроль их выполнения. Центр тяжести в деятельности руководителя постепенно перемещается из сферы выработки решений в сферу организации и контроля их выполнения. Итак, для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решения заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадия реализации управленческого решения состоит из следующих процедур:


  • разработка плана реализации решения;
  • управление реализацией;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов реализации.

Рассматривая содержание каждой из перечисленных выше процедур, можно определить следующие основные задачи организационного механизма реализации управленческих решений:

  • разработка плана реализации решения;
  • определение комплекса необходимых работ;
  • определение необходимого объема ресурсов;
  • определение числа исполнителей;
  • распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам;
  • управление реализацией решения;
  • личное распорядительство в ходе выполнения решений ;
  • оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей;
  • контроль выполнения решения;
  • контроль за соблюдением сроков реализации;
  • контроль за состоянием проблемной ситуации;
  • выявление причин отклонений в ходе реализации решения;
  • внесение изменений в программу реализации решения;
  • оценка результатов реализации;
  • периодическая оценка фактической эффективности решения;
  • прогнозирование окончания срока эффективного действия решения;
  • определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения;
  • накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.

Только с соблюдением всех вышеперечисленных пунктов можно осуществить результативную организацию процесса принятии управленческих решений.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРАГНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ДАГТУРКАСПИЙ»

2.1. Общая организационная характеристика предприятия

ООО «Дагтуркаспий» – семейное предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в сентябре 2002г. Юридический адрес общества – Шамиля, 75, расположено фактически по ул. Гамидова, 20.

ООО «Дагтуркаспий» было создано на базе ЗАО «Дагтуруниверсал», а в начале 2003 года – получило лицензию на возможность самостоятельного осуществления туристической деятельности.