Файл: Процессы принятия решений в организации (Особенности процесса принятия управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это процесс представляет собой использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Разработка и внедрение новых технологий, обучение персонала, повторное использование материалов говорит о том, что эффективность управления возрастает. Нужно понимать, что это, прежде всего, процесс, охватывающий все сферы функционирования предприятия, оптимизирующий его. [[27]]

Для того чтобы повысилась организационная эффективность управления необходимо четко определить цели и задачи, выявить пути интенсивного развития, разграничить и определить полномочия сотрудников, выявить все имеющиеся ресурсы, повысить мотивацию персонала, осуществлять систематический контроль над ходом выполнения всех работ на каждой стадии производства.

Очень важным моментом является определение проблем организации, выявление причинно – следственных связей, а также путей их решения. Сложности компании - это зеркало ее потребностей. Например, проблема заключается в нехватке сырья.

Нужно определить в связи, с чем она возникла (поставщики, нерациональное использование ресурсов), проанализировать пути ее решения, задействуя при этом внутренние и внешние возможности. Стоит помнить о том, что цели должны быть реальными, а пути их достижения – опираться на логические выводы о причинах возникновения потребностей. Другими словами, повысить эффективность управления можно лишь ставя пред собой четкие задачи и определяя пути их решения, основываясь на полном анализе проблемы. Каждому руководителю известно то, что добиться результатов без заинтересованности и активного участия в процессе сотрудников компании невозможно. Даже имея большие финансовые возможности, но пассивный персонал, нельзя говорить о перспективе развития организации.

Мотивировать сотрудников можно многими способами. К ним относятся повышения заработной платы, премирования, карьерный рост, системы штрафов и наказаний, социальные блага и прочее. Помимо этого, каждый сотрудник должен ощущать значимость своей деятельности и поддержку коллектива и руководства. [[28] ]

Командный дух помогает повысить производительность и мотивировать людей на достижение все больших целей. Эффективность управления также зависит от принятия управленческих решений. Они должны быть максимально продуманными и предусматривать все возможные варианты развития событий.

Для того чтобы оценить происходящий процесс нужно постоянно вести контроль над всеми действиями в компании. Это позволит увидеть качество работы сотрудников и руководителя в динамике. Развитие предприятия возможно только при максимально эффективном использовании всех его ресурсов, поиске возможностей их восполнения. [[29]]


Глава 2. Практические основы принятия управленческих решений на примере деятельности компании ООО «Диасофт»

2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия

   Полное наименование предприятия – Закрытое Акционерное Общество «Диасофт».

   Юридический адрес: г.Самара , ул. Льва Толстого, д 162.

  Предприятие «Диасофт» – закрытое акционерное общество, которое уже более 50 лет является одним из первых производителей строительных материалов в России.

    Основным направлением деятельности завода является производство строительных материалов:

- Кирпича полнотелого марки М100, М125, морозостойкость F 50;

- кирпича полнотелого утолщенного марки М100, М125, морозостойкость F 50 ;

- блоков стеновых из керамзитового бетона М35, М50.

   Недавно завод освоил и стал выпускать новый вид продукции – каменный кирпич. После развития новых принципов производства искусственных материалов, на заводе стало возможно "готовить" силикатный кирпич. Также на заводе ежедневно производится 200 кубометров керамзита. Все процессы автоматизированы. Вся продукция высокого качества и пользуется большим успехом.

ЗАО «Диасофт» – самостоятельное, экономически независимое предприятие, успешно работающее в рыночных условиях. В среднем за год завод производит около 44 млн штук кирпича, 70 тыс. м. керамзитового гравия и 1200 тыс. штук стеновых блоков.

   Предприятие входит в сотню лучший предприятий страны. Грамотный менеджмент и чуткая ориентация на потребителя, внедрение перспективных технологий и расширение ассортимента производимых строительных материалов позволяют заводу увеличивать объём производства и создавать новые рабочие места. 

     Предприятие является одним из наиболее успешных в своей отрасли, работает без перебоев, трудовой коллектив обеспечен полным социальным пакетом и вовремя выплачиваемой зарплатой.


2.2 Анализ организации процесса принятия решений на ЗАО «Диасофт»

При прохождении практики на предприятии ЗАО «Диасофт» было проведено исследование по данной работе. Основной задачей было проведение анализа обоснования принятия и организации выполнения управленческих решений.

Так как, в организации ЗАО «Диасофт» преобладает линейно-функциональная структура, а она обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Поэтому как и у каждой структуры есть свои недостатки и типовые проблемы свойственные такой структуре:

- каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;

- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

- аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач.

Одной из важных проблем управления ЗАО «Диасофт», которую необходимо разрешить при проектировании трудовых процессов, является установление оптимальной интенсивности труда, при которой от работающих требуются физиологические затраты, не выходящие за пределы, угрожающие их здоровью, а работоспособность в этом случае должна полностью восстанавливаться к следующему рабочему дню. Повышенная интенсивность труда крайне неблагоприятно сказывается на состоянии человеческого организма, вызывает его истощение и преждевременный износ.

Например, пришло распоряжение с Москвы, если вдруг подразделение не вкладывается, в срок или не обходимо решить какую-то проблему, соответственно работа продолжается, пока проблема не будет решена, отсюда всё вытекающие последствия, связанные с переутомлением.

Далее, каждое подразделение заинтересованно достижению своей узкой цели, а не общей цели организации, хотя на первый взгляд служит цели организации. Есть методы прямого воздействия (приказ, распоряжение, указание), а также методы материального стимулирования за сверхурочное время. Нет, что также важно, адаптивности к ситуации. В целом, каждый выполняет, то, что от него требуют и ничего больше, то есть, нет творческого потенциала, и это относится к большинству современных организаций.

При решении относительно несложных проблем, в организации часто используется интуитивный подход, что также вызывает проблему в области управления, то есть качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.


Интуитивный подход не дает хороших результатов, когда предыдущие ситуации не соответствуют новой. Также на качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей ситуации.

Если проблемная ситуация не так очевидна, её решение неоднозначно, следовательно процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определённые процедуры:

- постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;

- разработка вариантов решений: формулирование тpeбoвaний-oгpaничeний, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;

- выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, выбор предпочтительного решения;

- организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, a также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, a также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности.

Охарактеризуем тип вышеуказанных управленческих решений - это общие (по масштабам воздействия), стратегические (по времени действия), многокритериальные (по числу критериев), многоуровневые (по глубине воздействия), письменные (по способу фиксации), уравновешенные (по характеру разработки и реализации), планирующие (по функциональной направленности) и, наконец, коллегиальные (по своей организации).

Процесс принятия стратегических решений на ЗАО «Диасофт» состоит из нескольких этапов:

1. получение информации о ситуации. Данный процесс происходит в большинстве случаев снизу вверх. Необходимая информация запрашивается генеральным директором компании у своих заместителей. Заместители в свою очередь озадачивают сбором информации подчиненных им руководителей подразделений. Информация снизу вверх поступает генеральному директору, обобщается и в форме отчета представляется;


2. определение целей. Цель формируется при разработке повестки собрания управляющих и в письменном виде доводится до каждого члена собрания. Также она фигурирует и в протоколе собрания, который ведет секретарь фирмы;

3. анализ ситуации. На данном этапе выделяются основные критерии для принятия решения. Основные методы, применяемые на данном этапе:

- дополнительный обмен информацией между участниками принятия решений;

- согласование противоположных точек зрения;

- поиск компромисса;

- обсуждение сценариев развития ситуации;

- выбор оптимального варианта;

- принятие управленческого решения в процессе коллективного открытого голосования.

Процесс принятия управленческих решений директором предприятия также состоит из нескольких этапов:

1. Постановка задач по предоставлению информации, необходимой для анализа;

2. анализ информации и постановка задач заместителям по разработке альтернативных вариантов управленческого решения;

3. подготовка заместителями директора экономического обоснования предложенных альтернатив управленческого решения;

4. выбор наиболее привлекательного, с точки зрения экономического эффекта, варианта решения.

Как видно из предложенного документа процесс принятия директором решения о выделении значительной для предприятия суммы денежных средств будет основываться на экономических расчетах и мнении экспертов.

К основным формам разработки управленческих решений на предприятии ЗАО «Диасофт» относятся:

1. Приказ (письменный или устный).

2. Распоряжение.

3. Протокол.

4. Договор.

5. Соглашение.

6. План.

7. Положение.

Помимо форм разработки в ЗАО «Диасофт» практикуются и формы реализации управленческих решений: предписание, деловая беседа, убеждение, принуждение, сообщение, обучение, деловая игра (тренинг), совещание (широкий круг людей), заседание (узко профессиональный круг, где решаются организационные вопросы), отчёт.

Каждая форма разработки управленческого решения может быть осуществлена несколькими формами реализации.

Эффективность принятых управленческих решений также характеризуется общими финансовыми показателями деятельности предприятия ЗАО «Диасофт». И, если, наблюдается положительная динамика, то, в основном, можно судить об эффективности принятых управленческих решений.

Наблюдается положительная тенденция изменения основных показателей деятельности предприятия в динамике с 2015 по 2018 год. Выручка от реализации выросла в 2018 году по сравнению с предыдущим периодом на 72 %, правда прибыль выросла на 67 %, что сказалось на снижении показателя рентабельности продаж.