Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Правовое понятие и классификация задач оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17104.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147;

- «Об организаций надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России от 25 апреля 2000 г. № 56);[26]

- «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений службы» (Указание Генпрокуратуры России от 19 ноября 1997 г. № СУ-143);

- Общие технические требования к системе технических средств по обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи (утв. приказом Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. № 47);

- «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетях электросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 г. №70);

- Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. № 103н.

Большинство актов последней группы имеют частный характер (предназначенный исключительно для служебного пользования) и касаются организации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др.[27]

Общие задачи органов, осуществляющих ОРД, вытекают из содержания ст. 2 Закона об ОРД. Они взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание.[28]

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из общих задач ОРД, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния. Данная задача заключается в недопущении совершения максимально большого числа возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений.[29]

Главными направлениями деятельности по предупреждению преступлений являются:

– активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

– организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;


– организация и непосредственно проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.[30]

Предупреждение преступлений заключается в деятельности по установлению лиц, замышляющих конкретное преступление, и принятию необходимых мер, исключающих реализацию их намерений.[31]

Особое значение для предупреждения преступлений имеет выявление лиц, склонных к их совершению, из числа: 1) ранее судимых; 2) ведущих антиобщественный образ жизни; 3) употребляющих алкогольные и наркотические средства; 4) проявляющих явное неуважение к действующим в обществе законам и правоохранительным органам и т. п.

Пресечение преступлений – это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий.[32]

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения.[33]

Методы подавления могут быть очень разными: задержание человека на стадии подготовки преступления; изъятие предметов, устройств, веществ, оружия, подготовленного для совершения преступлений; проведение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.

Профилактика преступлений - это деятельность по выявлению и устранению причин, вызывающих преступление, и условий, способствующих их комиссии (общей профилактике), а также людей, склонных к совершению преступлений, и воздействия на них в целях предотвращения преступления (индивидуальной профилактики).

При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов предотвращения преступлений особое значение придается такая организационно-тактическая форма ОРД, как мониторинг профилактики.[34]

Оперативно-розыскная профилактика - это система целенаправленных исследований и других мер, предусмотренных законом, проведенных в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления их оперативного контроля, обеспечения профилактического воздействия, предупреждения и подготовки преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе внутренних органов.


В содержание оперативной профилактики исследования включены специальные инструменты для сбора, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации в отношении людей.[35] Эта информация сосредоточена в соответствующих случаях операционного учета, картотек, информационных систем оперативного исследования, профилактики и ссылки. Таким образом собранная информация может использоваться для целенаправленного вмешательства мер профилактического воздействия на лиц, которые отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящих выраженный антиобщественный характер.

ОВД проводит самые разнообразные меры профилактики по борьбе с незаконным оборотом подакцизной продукции и интеллектуальной собственности, для защиты лесных и водных ресурсов, пресечения фактов незаконного оборота наркотических веществ, а также оружия и боеприпасов и т.д. («контрафакт», «алкоголь», «суррогат», «лес», «Путин», «допинг», «Мак», «Арсенал» и др.).[36]

Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является одной из наиболее важных задач ОРД. Важность этой общей задачи ясно из статистики о преступности, которые показывают, что за последние десять лет количество зарегистрированных преступлений увеличилось примерно в два раза и достигло в 2007 году 3,582 тыс. В 2008 году количество зарегистрированных преступлений составила 3,209 тыс. С 26,8% из них являются серьезными, для их обнаружения в пределах 50 – 60%.[37]

Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части УК РФ.[38] При этом в задачи органов, осуществляющих ОРД, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства ОРМ могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление имело место в форме законченного деяния или покушения.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного работника, направленную на получение с помощью специальных сил и средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление.[39] Существенное значение ОРМ имеют для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившим.


Если преступление совершено организованной преступной группой, должны быть установлены все члены группы и определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб.[40] В некоторых случаях возможности оперативных подразделений должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.

Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно:

– выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными;

– раскрывать неочевидные преступления;

– устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.[41]

Самостоятельной конкретной задачей ОРД является поиск людей, которые скрываются от расследований, расследований и судов, которые избегают уголовного наказания. Решение этой проблемы осуществляется путем применения комплекса оперативных исследований и других мер, предпринятых для того, чтобы установить местонахождение разыскиваемого и его задержания. В большинстве случаев исследование представляет собой комплекс организационных, процессуальных, исследовательских операций и специальных мероприятий, которые являются оперативными подразделениями в сотрудничестве с органами следствия. В целом, поиск скрытых преступников-это деятельность, направленная на открытие известного ответчика.[42] Если человек от привлечения в качестве обвиняемого, не установлен, меры для его создания не включены в концепцию исследования, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. Значительная часть научно-исследовательской работы осуществляется подразделениями уголовного розыска МВД России.

В процессе поиска устройств операционных ОВД, будут приняты меры для того, чтобы изучить и устранить условия, которые способствуют уклонения от следствия, суда, исполнения наказания, а также для выявления и устранения условий, используемых преступниками в целях уклонения от уголовной ответственности.[43]

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является общей задачей ОРД, которая в соответствии с Законом об органах ФСБ относится к компетенции ФСБ.[44]


В настоящее время под государственной безопасностью понимается связь с нормами права в системе социальных отношений, что проявляется в безопасности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, защита и т.д.) в качестве основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз и что позволяет ему функционировать и развиваться.[45]

Понятие «экономическая безопасность» – относительно новый термин в лексиконе российских спецслужб, однако хорошо известный за рубежом. Проблема экономической безопасности была впервые поставлена в США в 1930-е гг. в связи с необходимостью выработки мер быстрого реагирования на различные угрозы в сфере национальной экономики. В 1970-е гг. термин «экономическая безопасность» стал рассматриваться как важнейшая составляющая национальной безопасности и достаточно быстро получил распространение в различных странах.[46] Именно тогда при оценке сложившейся международной обстановки использовались экономические методы обеспечения национальной безопасности.

Экономическая безопасность заключается в неуязвимости и независимости экономических интересов Российской Федерации по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Надлежащая защита экономики оперативно-розыскными и другими средствами обеспечивает достаточный уровень социального существования и прогрессивного развития.[47]

Экономическая безопасность правовых государств представляет собой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, но и обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы), общенациональную защиту государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных повреждений. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамичному развитию, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии потока и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа богатства страны.

Представители организованной преступной структуры контролируют только в странах СНГ до половины коммерческих банков, 60% частных лиц и до 40% государственных предприятий.[48]