Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Правовое понятие и классификация задач оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности, выделение которой связано с конкретной сферой жизнедеятельности и возможностью определения круга однородных возможных угроз безопасности. Экономическая безопасность является основой и условием обеспечения безопасности других сфер жизнедеятельности личности, общества и государства.[49]

В настоящее время состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, криминализация общественных отношений выдвигают на первый план экономическую безопасность, которая является важнейшим критерием динамики изменений в стране.[50] За тот же период явились существенные недостатки в правоохранительных органах. Помимо изменения приоритетов, имена служб, специализирующихся на борьбе с экономическими преступлениями, несколько раз менялись. Это привело к укреплению многочисленных криминальных группировок, чьи плодородные земли стали затопленной экономикой и преступными формами получения и легализации незаконного дохода.

Другой тип безопасности-экологическая безопасность-включает в себя сведение до возможно малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов на окружающую природную среду, а также экологические последствия аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического, организационного и юридического.[51]

В настоящее время законодательная база, регулирующая экологическую безопасность, не соответствует современным требованиям и проблема ее обеспечения оперативно-розыскными органами очень актуальна как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.[52]

Установление имущества, подлежащего конфискации – одна из общих задач ОРД, нововведение которой обусловлено принятием ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием ФЗ « О противодействии коррупции».[53]


3. Частные (специальные) задачи оперативно-розыскной деятельности

Частные задачи конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики его деятельности.[54]

В связи с тем, что в состав органов, осуществляющих ОРД в пределах своей компетенции, действуют различные оперативные подразделения (службы), отдел заказов, инструкции, советы, директивы, с учетом социально-экономической ситуации, службы определяются их частными действиями. Например, к задачам, операционных аппаратов для борьбы с экономическими преступлениями в специальной литературе включает в себя следующее: выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений, возмещение материального ущерба, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и экономических предложений, для того, чтобы принять меры, чтобы устранить их.[55]

С учетом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи борьбы с экономическими преступлениями конкретизированы в приказе МВД России от 6 ноября 1997 г. № 730 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики».

Частные задачи органов ФСБ России установлены ст. 8 Положения о федеральной службе безопасности, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.[56] Задачи Службы внешней разведки закреплены в ст. 6 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке".[57]

Для территориальных оперативных подразделений полиции полномочия в сфере ОРД закреплены в подп. 8, 10, 17, 24, 33, 37 п. 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту Российской Федерации и конкретизируются в ведомственных нормативных правовых актах в виде частных задач для каждого структурного подразделения с учетом его специализации.[58]

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание согласно ст. 84 УИК РФ, являются: личной безопасности осужденных, персонала пенитенциарных учреждений и других лиц; выявление, предупреждение и раскрытие информации о подготовке совершенных в исправительных учреждениях преступлений и нарушений порядка отбывания наказания; исследования в свое время заключенных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.[59]


В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскными подразделениями решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности:

– установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия);[60]

– получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях (например, путем осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов);

– обнаружение мест сокрытия похищенного имущества;

– обеспечение сохранности материальных объектов, могущих выступать в качестве доказательств, путем их перемещения, фотографирования, копирования;

– создание условий для следообразования путем пометки объектов с помощью специальных химических веществ;

– принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, других средств их совершения и т.д.

Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам ОРД, а лишь конкретизируют их.[61]

Частные задачи решаются посредством розыскных действий. Их содержание изложено в различных служебных документах, предназначенных для использования только специально уполномоченными на это лицами, и является предметом служебной и государственной тайны.[62]

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

а) потребность принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.[63]

4. Связь и соотношение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства

Если разобрать понятия уголовного судопроизводства, то можно отметить, что в п. 56 ст. 5 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) дано следующее определение: уголовное судопроизводство – досудебное и судебное производство по уголовному делу.[64]


При соотнесении понятий «уголовное судопроизводство» и «уголовный процесс», нельзя не согласиться с В.И. Радченко, который отмечает, что термин «уголовный процесс» содержится в основных понятиях, используемых в Кодексе. В пункте 58 ст. 5 УПК сказано: участники уголовного судопроизводства – лица, принимающие участие в уголовном процессе. Из приведенной дефиниции усматривается, что уголовное судопроизводство равно уголовному процессу, и наоборот – уголовный процесс есть уголовное судопроизводство.[65] Таким образом можно сделать вывод, что законодатель употребляет эти понятия как синонимы. Однако, существуют и научные определения уголовного процесса, различные между собой.

Например, В.П. Божьев рассматривает уголовный процесс как особый вид правоотношений. По его мнению, уголовный процесс – это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений ответственных за ведение уголовных дел государственных органов между собой с гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства.[66]

Все ведущие специалисты определяет уголовный процесс как деятельность специально компетентных органов государства и их должностных лиц, которая представляет собой вид государственной деятельности и заключается в том, чтобы выяснить, расследовании преступлений, разрешении уголовных дел в суде и в проверки законности и обоснованности судебного решения.[67]

Уголовный процесс находится в тесной связи с оперативно-розыскной деятельностью, а точнее с результатами оперативно-розыскной деятельности. Результаты оперативно-розыскной деятельности - это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, признаков того, что вы хотите приготовить, идеальное или совершенное преступление, лицах, подготавливающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.[68] И уголовно-процессуальная, и оперативно-розыскная деятельность – это разновидности правоохранительной деятельности государства, направленные на борьбу с преступностью. Однако перед оперативным работником стоит задача познать (что, где, кто, как, когда и т. д.). Перед следователем стоит задача не только познать, но и удостоверить познанное доказательствами.

Сравнение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства указывает на то, что в своей основе они являются общими для оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризует органическую связь этих видов государственной деятельности.[69] Задача оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступления и лица, его совершившего, предусмотренная ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», совпадает с одной из задач уголовно-процессуальной деятельности, что позволяет говорить о системной взаимосвязи оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса и объективной необходимости взаимодействия субъекта расследования, действующего в строгой процессуальной форме, м субъекта, осуществляющего деятельность по выявлению преступления средствами оперативно-розыскной деятельности.[70]


Задачи оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающие уголовное разбирательство, определяют направление самостоятельного комплекса действий субъектов оперативно-розыскной деятельности. Проведение следственных действий способствует: выявление конкретной части латентных преступлений (в процессе выявления преступлений, собранных оперативно-розыскным путем информации является основанием для возбуждения уголовного дела); пресечению преступной деятельности на стадии совершения преступления; установление возбуждено уголовное дело в совершении преступления или лица (лиц), его спутника; обеспечение нахождения подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.[71]

Вместе с тем между задачами оперативно-розыскной деятельности и задачами уголовного судопроизводства следует усматривать некоторое различие.[72] Задачи оперативно-розыскной деятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и особо тяжких неочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными в условиях неочевидности) и, прежде всего, совершенных или совершаемых организованными преступными группами.[73]

Задачи оперативно-розыскной деятельности соприкасается с задачами уголовного процесса лишь той своей частью, которая призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников.[74]

Не удивительно, что многолетний опыт работы нашего агентства Государственной безопасности и органов внутренних Дел красноречиво демонстрирует, что любые попытки объединить, "сращивание" действия с действиями оперативных и научных исследований, которая представляет собой смесь из цели и ближайших целей, объектов, принципов, методов и средств процедуры и исследования операций, неизбежно приводят к деформации, а так же это может подорвать основы оперативно-розыскной деятельности - принципа конспирации, в результате чего их деятельность перестанет быть эффективной.

Четкое разграничение задач уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности объективная необходимость, с которой нельзя не считаться.[75] Однако проведение такого разграничения требуется не для того, чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида государственной деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно нужно для другой цели – для последующей их интеграции на вполне рациональной, научной основе, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии особо опасных преступлений.[76]