Файл: Понятие и признаки государства (Основные теории происхождения государства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные теории происхождения государства
2. Государство: понятие, признаки, сущность
2.1. Понятие, сущность и основные признаки государства
2.2. Плюрализм в понимании государства
3. Государство и государственная власть
3.1. Государственная власть как форма выражения публичной власти
3.2. Легитимность и легальность государственной власти
3.3. Убеждение и принуждение в деятельности государственной власти
3. Органическая теория.
В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов.[3]
4. Насильственная концепция происхождения государства.
В основе данной концепции лежат представления о возникновении государства как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы концепции заключаются в том, что элементы насилия, действительно, были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.[4]
5. Материалистическая (классовая) теория.
Классовая теория происхождения права. Выдающимися мыслителями XIX века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы.[5]
6. Психологическая теория.
Психологическая теория происхождения государства основана на изучение свойств психики человека.
Высшая форма психики – сознание, присуща человеку. Специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, появляется на определенной ступени биологической эволюции.
Психика человека раскрывается в данной теории как особый механизм, способный развивать в человеке самосознание, способный создать такую сложную структуру как право, государство.
Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Представители данной теории определяют общество и государство как результат развития психологических и психических особенностей человека.
Представители данного подхода – Г. Тард, Ф. Гилдинг, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий. В частности последний усматривает причины возникновения государства и права в особенностях психики человека, в «импульсиях»[6] и в эмоциях человека, которые играют главную роль в приспособлении человека к условиям жизни общества. Это, прежде всего, проявляется в таких свойствах человеческой психики, как потребность подчиняться, подражать, сознание зависимости от элиты, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и т.д., которые вносят в душу человека успокоение, дают состояние стабильности, уверенности в поведении.
Само право сводится Л.И. Петражицким к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемого в виде авторитетного понукания и давления в сторону определенного поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается (и переживается как право) другому лицу. А государство и официальное законодательство при этом рассматриваются как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики.
Появление психологической теории явилось большим прорывом в юридической науке, особенно в той её части, которая сформировалась относительно молодой отраслью научных знаний – психологией. Однако психологическая теория не может дать развернутого учения о роли психики в формировании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями», «переживаниями» сторонники психологической теории не смогли полностью конкретизировать эти понятия. Во-вторых, представители данной теории излишне полагаются на естественное стремление людей к солидарности в процессе образования государства. В то время как в действительности эти психологические законы редко «срабатывают» в жизни, что подтверждают постоянно ведущиеся в мире войны, начиная с первых цивилизаций.
Наконец, сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий и закономерностей, которые и должны, в итоге, учитываться в первую очередь.[7]
Таким образом, государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
7. Патримониальная теория.
Основатель данной теории, А. Галлер, считал, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Право владения землей распространилось и на проживающих на ней людей.
Патримониальная теория связывает происхождение государства с земельной собственностью. Правители властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является своеобразным арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.
В соотношении власти и собственности представители патримониальной теории происхождения государства отдают приоритет праву собственности. Владение ею потом распространяется и на владение территорией, что и является предпосылкой для возникновения государства.[8]
Согласно патримониальной теории, государство можно воспринимать как своеобразную собственность отдельного правителя, так как он в определенной мере владеет, пользуется и распоряжается фактически всем, что располагается на территории данной страны. Это относится и к государственному аппарату, который обладает силовыми структурами.
К тому же в процессе формирования определенного государства его территория в значительной степени определялась пространством, в котором властвовал вождь, военачальник или другой руководитель племени.
Согласно представлениям сторонников патримониальной теории государственное хозяйство, финансы, армия и иные элементы государственности постепенно формируются из частного хозяйства правителя.[9]
Однако в период своего становления государственные институты не всегда фактически имеются в полном распоряжении государя. Следует также отметить, что в эти времена имело место не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.
Недостатком патримониальной теории происхождения государства является то, что в понимании процесса возникновения государственности преувеличено значение частной собственности на землю. При этом существует недооценка воздействия на него военно-политических, религиозных и иных факторов.[10]
Таким образом, патримониальная теория рассматривает одно из направлений в процессе возникновения и формирования государства. Данная теория объясняет происхождение государства из поземельной собственности. Государственная власть не идет от народа, как это полагала, например, договорная теория. Она вытекает из собственного права властвующего. Государственная власть - это не что иное, как медленно, в течение продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле людьми.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что при рассмотрении теорий происхождения государства и права, как правило, не подвергаются сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
2. Государство: понятие, признаки, сущность
2.1. Понятие, сущность и основные признаки государства
С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».[11] Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».[12]
Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».[13] Приведённое определение, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие — к обществу, третьи — к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти.
Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».[14]
Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина. К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».[15]
Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».[16] Взяв данное определение, В.И. Ленин привнёс в него некоторые изменения, указав: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[17]
Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам.
С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».[18]
У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков. Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него.