Файл: Современная семья в системе воспитания (Родительство и семья, влияние стилей общения родителей на развитие детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Цель – проанализировать содержание и особенности во взаимоотношении с детьми разного возраста

Объект - семья

Предмет - особенности во взаимоотношений с детьми разного возраста

Задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:

  1. Понятие семьи и родительства
  2. Детско-родительские отношения и типы семейного воспитания
  3. Общение с детьми новорожденного, раннего и дошкольного возраста
  4. Отношения с детьми младшего и подросткового возраста
  5. Отношения с детьми юношеского и послеюношеского периода.

Глава 1. Родительство и семья, влияние стилей общения родителей на развитие детей

1.1 Понятие семьи и родительства

Семья – структурная, первичная единица социальной общности людей, основанная на кровном родстве или браке. Это древнейший социальный институт – основной институт человеческого общества.


С институциональной точки зрения, процесс формирования семьи является растянутым во времени процессом усвоения социальных стандартов, норм, ролей, регулирующих выбор брачного партнера, сексуальное поведение, стабилизацию семьи, отношения с родителями супругов.

В каждом обществе институт семьи различается по своему устройству, выполняемым задачам, социальной роли. Понятие «структура семьи» включает в себя совокупность отношений родства между ее членами, систему нравственных и социокультурных отношений.

Выделяют следующие типы семей: авторитарные, в которых прослеживается четкое подчинение главе семьи, детей-родителям; демократические, в которых распределение власти и ролей происходит на основании способностей супругов, их личностных качеств; характерные черты – добровольное распределение ролей, равноправие в принятии решений [13].

Основные ролевые отношения в семье в идеале выстраиваются в иерархичную модель общности: муж, жена, отец, мать, свекровь, теща, старший ребенок и т.д. По критерию власти в типологии семьи и брака выделяют семьи: эгалитарная – у супругов отмечается равенство в правах; партнерская – совместное обсуждение решений, касающихся семьи; отстраняющийся тип правления – ни один из супругов власть в свои руки брать не хочет.

По месту проживания различают: неолокальные браки – супруги проживают отдельно от родителей; матрилокальные браки - супруги живут в доме родителей жены; патрилокальные браки – супруги живут в доме родителей мужа. По демографическому вопросу семьи могут быть: полные – в составе семьи есть супружеская пара; неполные – в составе семьи отсутствует супружеская пара; нуклеарные, или простые – в состав семьи входят родители и их дети (или дети отсутствуют); сложные – в составе семьи наблюдаются различные комбинации супружеских пар и других родственников [25, с.109].

Типология семейной структуры детерминирована социальной структурой общества, социокультурной составляющей, территориальными, религиозными, этническими особенностями.

Социальные функции семьи Функции семьи отражают динамику семейных изменений на различных этапах развития и функционирования общества, историческую связь между семьей и обществом.

Семья, как социальный институт, выполняет следующие традиционные функции: Репродуктивная, или воспроизводство населения [16].

Хозяйственно-экономическая. Заключается в обеспечение членов семьи питанием, одеждой, приобретение имущества и ведение домашнего хозяйства, организация быта, создание уюта, благоустройство жилища, ведение домашнего бюджета [3, с. 201].


Регенеративная. Подразумевает наследование фамилии, статуса, социального положения, имущества, фамильных драгоценностей.

Социализирующая, или образовательно-воспитательная. Удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве, в контактах и воспитании детей, самореализации в детях. Рекреативная функция. Отражает организацию досуга, связана с отдыхом, заботой о здоровье, благополучии всех членов семьи. Социально-статусная. Воспроизводство структуры и предоставление членам семьи определенного социального статуса.

Психотерапевтическая. Дает возможность удовлетворить потребности в уважении, симпатии, эмоциональной поддержке, признании, психологической защите.

Воспитательные модели в семье: детоцентризм – в воспитании ребенка участвуют все члены семьи; как правило, дети вырастают инфальтильными личностями и эгоцентриками; профессионализм – родители от воспитания ребенка отчуждаются, но материально их обеспечивают; дети испытывают трудности при социальном общении, не обладают опытом доверительного диалога со взрослыми; прагматизм – воспитание ориентировано на личность ребенка, достижение им успеха в жизни любыми средствами, на получение материальной выгоды и практичность; ребенок вырастает с утилитаристским отношением к миру [23].

Семья – основа всех социальных институтов. В семье человек обучается социальным ролям, получает навыки поведения и основы образования. Семейная роль – разновидность социальных ролей индивида в обществе. Семейные роли подразделяют в зависимости от места человека в семье и функций, которые он выполняет: родительские (отец, мать); супружеские (муж, жена); детские (дочь, сын, сестра, брат); межпоколенные (дедушка, бабушка); внутрипоколенные (старший, младший) и т.д [6, с. 95].

Социальная роль семьи проявляется в следующем: семья сочетает в себе свойства социальной структуры, социальной организации, социального института и группы; семья – ячейка общества; место защищенности человека; помогает понять процессы социальной дезорганизации и социального контроля, помогает объяснить явление социальной мобильности, процессы демографических изменений и миграции населения; помогает в прикладных исследованиях в сферах массовых коммуникаций, производства и потребления; позволяет конструировать социальные реалии т.д.

В силу социокультурной природы своего феномена семья играет уникальную посредническую роль при конструировании социума, а также на границе макро- и микроанализа. Семья позволяет производить редукцию социальных процессов относительно результатов социального поведения микросреды, выводить из исследуемых фактов направления глобального характера.


Роль семьи в жизни человека: рождение и воспитание детей; регулирование отношений полов; социализация человека; духовное общение; психологическая поддержка и защита; взаимная материальная помощь, экономическая поддержка; первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи); предоставление определенного социального статуса. Социальная роль семьи по своей силе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для нормального существования в социуме [13].

Переоценить роль семьи в жизни ребенка невозможно. Именно в семье происходит изучение ребенком окружающего мира через семейные взаимоотношения и тот опыт, который родители передают маленькому человеку.

Первый год жизни ребенка характеризуется постоянной заботой родителей о малыше и созданием оптимальных условий для его развития, обеспечением его питанием и созданием надлежащих санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности.

В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и уже способен выражать свои желания. Задачей взрослых является уметь отличать действительные потребности от капризов, для того, чтобы не поощрять неправильное поведение ребенка. Таким образом, уже в раннем возрасте, ребенок получает первые нравственные уроки и начинается процесс выработки у него системы нравственных понятий и привычек поведения.

На втором году жизни ребенок овладевает процессом ходьбы и стремится активно познать окружающий предметный мир: пытается все трогать руками, достать, то, что недоступно. В данный период воспитательное воздействие родителей должно заключаться в разумном включении ребенка в различные виды деятельности, для активизации процесса развития и направления его познавательных интересов в нужное русло, однако в случае выхода действий ребенка за пределы дозволенного, необходимо объяснить ему, что его действия недопустимы и пресекать их. Ребенок в этом возрасте должен начать понимать, что означает слово «нельзя» [14].

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Сначала предметная, а затем и сюжетно-ролевая, сюжеты и роли для которой ребенок черпает именно из жизни. Роль родителей в данном процессе заключается в направлении процесса игры, формировании у ребенка правильных нравственных понятий о том, что такое хорошо, а что плохо. Для школьного возраста основным видом деятельности является обучение, которое требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости и прилежания.


В связи с этим большое значение имеет воспитание у ребенка: умения выполнять поручения и задания, стремления доводить начатое дело до конца, проявлять характер и настойчивость, не стремиться к формальному результату. Огромная роль в воспитании этих качеств принадлежит родителям и их непосредственному примеру. В трудовом воспитании также огромную роль играет именно семейное воспитание. Все члены семьи должны способствовать вовлечению ребенка в бытовой труд, формированию навыков обслуживания себя, выполнения посильных трудовых обязанностей, оказанию помощи близким [4, с. 144].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно семья является первой школой для ребенка.

В семье ребенок овладевает основными навыками общения, узнает, что такое уважение к старшим, как важна его помощь для окружающих людей В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт и учится как себя вести в различных ситуациях. Положительное и отрицательное влияние семьи на развитие личности ребенка Семья может выступать как положительный фактор развития личности ребенка, так и как отрицательный [9].

Характер влияния семьи на ребенка зависит от множества факторов: наличие излишней тревожности и гиперопеки со стороны родителей способствует воспитанию тревожных и неуверенных в себе детей, страдающих комплексом неполноценности; проявление различных отклонений поведения со стороны родителей способствует появлению этих же качеств у ребенка, так как дети копируют поведение именно ближайшего круга людей и родителе в первую очередь; диктаторский стиль воспитания, жесткий контроль и наказания за малейшие провинности, воспитывают в ребенке жестокость, замкнутость и инфантильность. Продолжать этот список можно бесконечно. Что же необходимо делать, для того, чтобы положительное влияние семейного воспитания было максимальным?

Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, которые имеют воспитательное значение. Главной опорой семейного воспитания должно быть душевное единение родителей и ребенка, безусловная любовь и принятие его таким, каков он есть. Родители не должны пускать процесс воспитания на самотек, считая, что все само собой сложится. Ребенок не должен чувствовать себя в стороне от семьи, ведь именно в семье он получает свой первый жизненный опыт, понимает, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, учится оценивать свои действия [14].