Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учится. И педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников.

Это обусловило появление работ, в которых предпринимаются попытки найти пути и способы сохранения здоровья детей в процессе образования. Среди таких работ можно назвать исследования М.В. Антроповой, В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попова, Н.К. Смирнова, И.Ю. Соколовой, И.В. Чупахи, В.Ф. Базарного, Е.Н. Дзятковской и др.

В современных условиях модернизации российского образования ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к формированию у детей культуры поведения, усвоения этических норм, сформированности ценностных отношений. Актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Наблюдения, проведенные Л.И. Колесниковой, показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения [46, с. 8].

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В педагогической и методической литературе описаны в основном общие подходы к проблеме здоровьесберегающих технологий [28; 33; 38; 41; 52; 54; 56; 76; 77]. Материалом о том, какими средствами и методами можно решать эту проблему в неурочное время у школьников разработано, на наш взгляд, недостаточно.

Цель исследования: осуществить выбор здоровьесберегающих технологий (методы и приемы) для реализации в группе продленного дня.


Объект исследования: учебно-воспитательный процесс с элементами здоровьесберегающих технологий у младших школьников.

Предмет исследования: факторы окружающей среды, содержание и формы организации учебного процесса, а также методы обучения, направленные на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Гипотеза: реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения понятия «здоровье» человека.
  2. Изучить современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с младшими школьниками.
  3. Провести экспериментальное изучение состояния здоровья учащихся начальной школы и состояния окружающей среды школьного класса, а также выяснить их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
  4. Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий и осуществить их апробацию с учениками 2 класса.
  5. Проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы и сформулировать выводы.
  6. Подготовить методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (программ, учебников, дидактических материалов); опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, наблюдение, количественно-качественная обработка результатов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  • концепции гуманизации и личностно-ориентированного образования, аксиологического подхода, согласно которым человек, его здоровье является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса в начальной школе (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, К.Роджерс, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
  • идеи и научные положения, обусловленные концепцией здорового образа жизни и здравотворчества (А.М. Амосов, М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Л.М. Кузнецова, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко и др.).
  • идеи использования инновационных здоровьесберегающих технологий (В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попов, Н.К. Смирнов, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ № 5. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 2 «Б» класса в количестве 19 человек (10 девочек и 9 мальчиков).

Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литературного материала об использовании современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы.

Практическое значение исследования обусловлено тем, что разработанные дидактические материалы здоровьесбежения, формы, приемы и методы могут быть полезны учителям начальных классов в их практической деятельности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «здоровье человека»

Понятие «здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье - это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет» [88, с. 35].

На самом деле - это одна из важнейших категорий человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик И.В. Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является «практически здоров» [31, с. 12].

Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате организма.

Для научных разработок и практического использования категория «здоровье» должна иметь более чёткое определение. И таких определений предложено много.

В толковом словаре русского языка мы можем прочесть общеизвестное, расхожее определение: «Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная деятельность организма» [63, с. 187].


По мнению ученого-медика П.В. Бунзена, здоровье - это такое психологическое состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и такими функциональными резервами организма человека, которые вполне достаточны для его эффективной биологической и социальной адаптации и сохранения им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания [50, с. 5]

По заключению В.И. Дубровского, здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам [30, с. 26].

Развернутое определение здоровья че­ловека представил доктор медицинских наук, профессор В.В. Колбанов: «...это кон­тинуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизне­деятельности, характеризующийся спо­собностью организма к совершенной са­морегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствова­нию соматического и психического стату­са, при оптимальном взаимодействии ор­ганов и систем, адекватном приспособле­нии к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социаль­ной), использовании резервных и компен­саторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и воз­можностями выполнения биологиче­ских и социальных функций, в том числе рождения и воспитания потомства. Отсут­ствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или пол­ную утрату здоровья. Полная утрата здо­ровья несовместима с жизнью» [45, с. 105].

Большинство же специалистов согласны с формулировкой здоровья, данной экспертами Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [92, с. 391].

В нашем исследовании мы будем опираться на определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, так как оно более соответствует спаянности видов здоровья: физического, психического, социального и нравственного.

1.2. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые

с младшими школьниками

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье» [38, с. 75].


Деятельность дошкольных образовательных учреждений по вопросам здоровьесбережения регулируется следующими документами: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

К настоящему времени накоплен неко­торый опыт в данном направлении, хотя единой методологии пока не разработано.

Основные направления по формированию здорового образа жизни на современном этапе связаны с разработкой здоровьесберегающих технологий, педагогики здоровьесбережения, формирования здорового образа жизни школьников. Многочисленные авторы: М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, Е.Л. Вишневецкая, С.М. Тромбах, А.И. Дикая, Н.М. Попова, Г.М. Сапожникова, И.Г. Скачков, В.А. Шишкина, М.М. Кондратьева, М.М. Безруких, В.И. Демин, Л.О. Наватикян, Л.И, Ковалева и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на учебную деятельность и умственную работоспособность учащихся, является здоровье, которое в свою очередь зависит от организации учебного процесса.

Значительное количество исследований ведется в области сохранения и укрепления физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, И.А.Аршавский, А.В. Белоконь, Г.А. Кураев, Н.В. Морозов, Г.И. Морозова, Л.А. Попова и др.).

Наряду с этим можно назвать работы, направленные на коррекцию педагогического процесса с целью его положительного влияния на здоровье (В.Ф. Базарного, В.И. Борисова, С.П. Гайдуковой, А.А. Грошевой и др.). Во многих работах доказывается, что детей возможно и необходимо специально обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (Н.П. Абаскалова, А.А.Ботляновская, И.И. Брехман, В. И. Дубровский, А.Г. Зайцев, Г.К. Зайцев, В.Н. Касаткин, Г.Г.Киселева, В.А. Ковалев, В.В. Колбанов, А.Е. Неудахина, Л.П.Прилепа, C.М. Чечельницкая, Н.Н.Шарова, Л.А. Щелчкова и др.).