Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Расчет заработной платы (Выбор комплекса задач автоматизации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение начисления заработной платы – актуальная тема в современных экономических условиях, поскольку полученные данные необходимы для анализа социально-экономических процессов, изучения взаимосвязи между занятостью и доходами, измерения уровня жизни населения, проведения коллективных переговоров на тему вопросов заработной платы и труда, установления размера минимальной заработной платы, утверждения и разработки конкретных мероприятий для поддержания уровня доходов граждан с малообеспеченных семей и решения других проблем экономики и финансов.
Роль таких методов при начислении зарплаты персонала организаций и предприятий очевидна. Они позволяют изучать оплату труда, выявлять тенденции развития различных экономических показателей: среднедневной заработной платы, среднемесячной или реальной заработной платы. При отсутствии подобного анализа невозможна успешная деятельность организаций и предприятий.
Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы состоит в том, что для исследования заработной платы необходимо использовать современные информационные технологии – базы данных.
Предметом курсовой работы является теория баз данных. Объект исследования – применение баз данных для реализации бизнес-процесса «Расчет заработной платы».
Целью данной работы является рассмотрение применения баз данных для реализации БД «Расчет заработной платы».
Задачами работы являются:
– выполнить выбор комплекса задач автоматизации;
– характеристика существующих бизнес-процессов;
– выполнить обоснование проектных решений по информационному обеспечению;
– охарактеризовать базу данных;
– привести контрольный пример реализации проекта и его описание.
Разработкой баз данных при использовании анализа бизнес-процессов занимались многие ученые: Кошепелев В.Е. [7], Мартынова В.П. [11], Пирогова В.Ю. [16].
Курсовая работа состоит с введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
1.1.Выбор комплекса задач автоматизации
Современная Гуманитарная Академия (СГА) – это распределенный ВУЗ, который может реализовать образовательные программы для высшего образования разных уровней на базе единой информационно-образовательной среды, при применении единого образовательного контента, а также электронных библиотечных ресурсов, единого администрирования, профессорско-преподавательского состава, а также имеющий территориально удаленные центры для доступа к образовательным ресурсам в РФ в качестве структурных подразделений, объединенные посредством телекоммуникаций.
Идеология ВУЗа как распределенного учебного заведения строится на принципах: [1]
– управления;
– дидактических подходов;
– технологии;
– образовательных программ;
– организации учебного процесса;
– системы аттестации студентов;
– информационной базы;
– профессорско-преподавательского состава;
– образовательного контента.
Основными элементами ВУЗа являются:[7]
– базовый вуз, департаменты, кафедры;
– филиалы;
– представительства.
На рисунке 1.1 рассмотрена организационная структура СГА.
Рис.1.1. Структура ВУЗа
Среди наиболее трудоемких областей учета персонала одно с главных место занимают расчеты по оплате труда. [11]
Стоит отметить, что для работы на указанном участке необходимо использовать аккуратность, высокую точность, максимум внимания, а также своевременное выполнение расчетных операций.
Стоит отметить, что в роли объектов такого учета могут выступать тысячи человек и по каждому с которых нужно учитывать достаточно большие объемы информации.[9]
Особенно затрудняют функционирование бухгалтеров частые изменения методов расчета подоходного налога, где в качестве объектов налогообложения выступает итоговый доход сотрудников.
К примеру, бухгалтеру, нужно учитывать все доходы работников, относящиеся к определенному налогооблагаемому периоду.
К тому же, он должен определить и правильно исключить из налогооблагаемого основания все необходимые вычеты, требующие знания множества нюансов.
Рассмотрим начисление зарплаты на основании сотрудников ВУЗа. Чем больше сотрудников в ВУЗе, чем более насыщенные виды начислений и разного рода удержаний. В результате, тем сложнее решать все перечисленные задачи без использования компьютерных технологий. В результате многим бухгалтерам, которые ведут данный участок учета зарплаты, хотелось бы использовать в работе автоматизированную систему, что предназначается для расчета зарплаты, а не выполнять все расчеты вручную.
Что касается модулей для расчета зарплаты, которые входят в программные комплексы, то весь диапазон их возможностей варьируется только в зависимости от профиля предприятий и его величины, которым адресованы указанные системы.
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
Все существующие бизнес-процессы (БП) в деятельности ВУЗа вытекают из набора разного рода деловых связей, которые обозначенных в организационной схеме (рисунок 1.1).
Рассмотрим пример начисления зарплаты (ЗП) на основании моделирования БП в нотации IDEF.
На рисунке 1.2 рассматривается контекстная диаграмма БП «Расчет заработной платы».
Опишем основные компоненты диаграммы.
Входы БП:
– Штатное расписание;
– Список сотрудников.
Рис.1.2. Контекстная диаграмма
Управление:
– Сотрудник;
– Бухгалтер.
Механизмы:
– Трудовой договор;
– Законы РФ
На выходе будет получена ведомость начисления заработной платы.
Контекстную диаграмму необходимо разделить на несколько подпроцессов (рисунок 1.3).
БП «Расчет заработной платы» можно описать с помощью следующих подпроцессов:
– использование базовых параметров ЗП;
– определение надбавок и вычетов;
– итоговый расчет.
Рис.1.3. Декомпозиция контекстной диаграммы
Стоит отметить, что описание составных частей БП рассматривается по аналогии к контекстной диаграмме.
К тому же, все остальные блоки БП также можно также декомпозировать их.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Документооборот – движение документов в ВУЗе с момента создания их или получения и до завершения выполнения или отправки в архив.
Следует заметить, что в указанном определении упор выполняется на словах «движение документов», а именно, пути их с одного подразделения или же от одного из сотрудников к другому.
В таком случае порядок движения документов (их путь) предопределен утвержденным управленческим процессом для данной организации. [6]
К примеру, если руководитель организации сразу требует, чтоб все полученные документы докладывались сначала ему и лишь он будет выполнять назначение исполнителей, путь движения документации будет многоступенчатым в направлении «сверху вниз».
Стоит отметить, что если же в компании четко проведено разделение всех функций между несколькими сотрудниками и структурными подразделениями, большая часть документов сразу пойдет в отдел к непосредственным исполнителям, то есть определится другой путь, значительно короче.
Аналогично, от принятого в порядка порядка распределения обязанностей, а также делегирования полномочий персоналу зависит движение документации по ЗП.
В результате, документооборот при расчете ЗП зависит только от системы управления, также он вторичен в отношении к ней, хотя в то же время документооборот, отражая всю систему управления, дает возможность ее наглядно увидеть.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Под информационным обеспечением понимается совокупность данных, которые в определенной форме представлены для компьютерной обработки. Методическое и организационное обеспечение представляют собой весь комплекс мероприятий, которые направлены на функционирование ПК и ПО для получения требуемого результата.
Информационное обеспечение ИС (ИО) – это совокупность единой системы кодирования и классификации информации, разного рода унифицированных систем для документооборота и информационных массивов.[3]
В состав ИО включаются два основные комплекса:
– компоненты внемашинного ИО (а именно, классификаторы технико-экономических данных и документы);
– внутримашинного ИО (экранные формы и макеты для ввода первичной информации в ЭВМ или же вывода результатной информации, архитектура информационной базы:
– входных и выходных файлов;
– баз данных.
Для того чтоб приспособить бухгалтерскую информацию непосредственно для эффективного поиска, передачи и обработки по каналам связи, необходимо ее представить в так называемом цифровом виде. Для этого ее нужно сначала упорядочивать (классифицировать) по нескольким атрибутам, а затем формализовать (то есть, закодировать) с применением классификаторов.
Классификатор – документ, при использовании которого осуществляется описание экономической информации для ИС, содержащей наименования имеющихся объектов, классификационных группировок, а также их кодовые обозначения.
Входные документы для автоматизации расчета ЗП желательно получать через вычислительную сеть, поэтому они представляются в файлах согласованной заранее структуры:
– штатное расписание;
– табель начисления ЗП;
– список сотрудников.
Выходная информация описана такими элементами ИО:
– ведомость начисления ЗП;
– квитанция о получении ЗП.
Промежуточной информацией является внутренняя документация бухгалтерии, отдела кадров и других отделов (приказы на зачисление на работу и т.д.).[12]
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Под программным обеспечением (ПО) понимается совокупность программ, которые реализуют задачи и функции СЭД и обеспечивающих корректную работу рассмотренных комплексов технических средств.
Непосредственно в состав ПО входят специальные и общесистемные программы, инструктивно-методическая информация по применению средств ПО.
К общесистемному ПО можно отнести программы, что рассчитаны на огромный круг пользователей, а также предназначенные непосредственно для организации вычислительных процессов и выполнения разных вариантов обработки данных.
Они также позволяют расширить все функциональные возможности ПК, автоматизировать планирование поочередности вычислительных процессов, а также автоматизировать функции программистов.[8]
Функциональное ПО представляет собой совокупность программных средств, которые разрабатываются при создании программ конкретного функционального назначения.
Выбор системы управления БД (СУБД) представляет и решает многопараметрическую задачу, является одним с самых важных этапов при выполнении разработки приложений БД.
Выбранное ПО должно удовлетворять как будущим, так и текущим потребностям предприятия, а также следует учитывать самые разные финансовые затраты по приобретению необходимого оборудования, непосредственно системы, разработку нужного программного обеспечения, которое базируется на ее основании, а также обучение сотрудников работы на нем.
Кроме этого, необходимо убедиться, что СУБД способна приносить предприятию реальную выгоду.
Наиболее простой метод выбора СУБД на основании оценки, в какой мере имеющиеся системы удовлетворяют главным требованиям создаваемой информационной системы.
Намного сложным, а также дорогостоящим вариантом считается, создание испытательного проекта, который базируется на основании нескольких СУБД, а последующий выбор самого подходящего с рассмотренных кандидатов.[4]
При написании курсовой работы будет использоваться СУБД Access.
MS Access предоставляет за небольшую стоимость огромное количество возможностей. Также отметим ориентированность на пользователей с различной профессиональной подготовкой. Это выражается в наличии различных вспомогательных средств, развитую справочную систему и интуитивно понятный интерфейс. Данные средства облегчают проектирование и создание БД, выборку из нее данных.[5]
В распоряжение непрограммирующим пользователям MS Access предоставляет разнообразные диалоговые средства, что позволяют им создавать приложения, при этом не прибегая к непосредственной разработке запросов с помощью языка SQL или к программированию вспомогательных модулей или макросов на языке VBA.
Также Access обладает большими возможностями по экспорту/импорту данных в разнообразные форматы через механизм ODBC: от текстовых файлов и таблиц Excel до любой серверной СУБД.