Файл: Понятие и признаки правового государства (Сущность правового государства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 615
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность правового государства
1.1.Определение правового государства
Глава 2. Особенности правового государства в России
2.1.Конституционные гарантии реализации правового государства России
2.2.Признаки правового государства в России
2.3.Проблемы становления и развития правового государства в России
Введение
В настоящее время вопросы правового государства занимают фундаментальное место в системе права. Существует большое количество споров и дебатов по распознаванию Российской правой системы. Законодательно Конституция РФ выступает гарантом защиты прав и свобод гражданина, когда на практике правовое государство находится только в стадии становления и разработки действенной правовой системы. Из-за этого большое значение приобретает теоретическая доказательность постулатов правового государства, критериев, понятий с целью оценки практического введения провозглашенных принципов в объективно существующую государственную систему. Это связано и с переходом к гражданскому обществу, и с пониманием процессов права в целом, и с необходимостью решения проблем образования и развития правового государства.
Правовое государство возможно только в том случае, если государственная власть и право располагаются в состоянии равноправного партнёрства. Мысль правовой государственности появилась достаточно давно, трактовалась еще античными мыслителями, подвергалась изменениям в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях, прежде чем выразится в конкретных принципах актуальных для нашего времени. С каждым разом, в развитых странах все большее число граждан понимают важность права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.
Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также гарантия прав и свобод человека, является значимой заслугой общечеловеческой цивилизации. Призывы к правовому государству, процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому образу правления, абсолютизму. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих целей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и действующий практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности.
Степень разработанности проблемы исследования. Написание данной работы потребовало обращения к трудам ученых, которые специализируются в области проблем права и государства, истории: A.B. Аверина, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, A.B. Васильева, А.Б. Венгерова, В.М. Гессена, В.М. Горшенева, И. А. Ильина, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Р.В. Шагиевой и многих других ученых. Проблемы правового государства исследовались в трудах таких ученых, как: Баглай М. В., Бекишиева С.Р., Кашанина Т. В., Кашанин А. В., Комаров С.А. и другие.
Объект исследования – правовое государство.
Предмет исследования – понятие и признаки правового государства.
Цель исследования - рассмотреть понятие и признаки правового государства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать определение правового государства.
2.Рассмотреть признаки правового государства.
3.Изучить конституционные гарантии реализации правового государства России.
4.Осветить признаки правового государства в России.
5.Проанализировать проблемы становления и развития правового государства в России.
Глава 1. Сущность правового государства
1.1.Определение правового государства
Термин “правовое государство” занял лидирующую позицию в Немецкой литературе первой половины 19 века, а в последующем концепция правового государства стала появляться в других странах, в том числе и в России. Известные российские приверженцы теории правового государства Б. Ф. Кистяковский, Б. Н. Чичерин. [13, 164]
Государство и право - две категории, которые не существуют друг без друга. Государство не видит своего дальнейшего развития без права, также как и право без государства, так как право будет представлять собой совокупность общественных регуляторов, которые по своей сути не будут являться правовыми. Также, государство неразрывно связано и с обществом. Государство будет прогрессировать и развивать до тех пор, пока общество само будет развиваться. Однако государство - независимый социальный институт, который может и заботиться об обществе, так и, наоборот, паразитировать общественность. Государство, связанное правом, - это идея, которая дорабатывается на протяжении многих веков, а начало было положено ещё в трудах древних мыслителей [7, 3]. Смысл подчинения государства праву заключается в стремлении общества ограничить всеохватывающий государственный надзор за человеком и избежать притязание правителя на отождествление себя с властью. Итак, правовое государство - это независимое государство, которое объединяет в себе суверенитет всех людей заселяющих страну. Деятельность такого государства подчинена нормам права, также правовое государство гарантирует и защищает достоинства, свободы и права человека[21, 56].
В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. Термин Rechtsstaatозначает правовое государство, данный термин впервые был сформулирован в ранних работах Иммануила Канта и основывается прежде всего на верховенстве закона, подчиненности закону всех граждан и всех их действий. Фактическим И. Кант, наряду с термином Rechtsstaatпровозгласил термин «верховенство права». С точки зрения И. Канта, главной целью закона является обеспечение устойчивой жизни общества, где каждый гражданин обладает равными правами и обязанностями. Основой правового государства и верховенства закона является неприкосновенность частной собственности. Комментируя указанное конституционное положение, В. Д. Зорькин указывает, что термин «правовое государство» служит основой континентальной правовой системы. Данный термин является также одним из основополагающих принципов Конституции РФ [11, 9].
В соответствии с воззрениями И. Канта народ является единственным источником власти. Народ формирует главную ветвь государственной власти — законодательную, которой принадлежат полномочия по контролю исполнительной власти [22, 31].
Наряду с неприкосновенностью права собственности базовым принципом правового государства является механизм сдержек и противовесов.
Правовые воззрения Канта обладают базовым значением для формирования доктрины правового государства. Несмотря на то что Кант сформулировал свою теорию в XVIIIв., она до сих пор не потеряла актуальности. Кант утверждал, что история государства создается в настоящий момент. Для формирования социального, справедливого общества необходимо использовать прошлый опыт. В основе правового государства находятся правовые идеалы, в частности — верховенство права для всех [22, 36].
В работе «Критика чистого разума» И. Кант подробно рассматривал вопросы, что является общественным благом и каким образом осуществить его правовое закрепление. Право на справедливость, верховенство закона должно быть не только закреплено в Основном Законе, но и быть реально существующим. Указанную выше работу можно считать не столько констатацией идеи правового государства, сколько манифестом верховенства закона. Правовое закрепление общественного блага непосредственно связано со всеми указанными выше принципами правового государства.
Исследованию идей правового государства посвящены труды Роберта фон Моля. Благодаря его плодотворной деятельности термин «правовое государство» стал неотъемлемой частью политико-правовой мысли в первой трети XIXв.[15, 69]
Английская правовая доктрина под термином «правовое государство» понимает также верховенство закона — theruleoflaw. Однако англо-саксонское право также использует термин thelegalstate, который непосредственно означает «правовое государство» в понимании И. Канта.
В литературе даются различные определения понятия «правовое государство». Согласно определению, данному В. А. Четверниным, это государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина, это либеральное государство, или «государство - ночной сторож» [32, 809].
Конкретизируя черты правового государства, ученые отмечают следующее:
а) правовое государство напрямую зависит от закона;
б) права и свободы человека и гражданина в нем обязательны для государства;
в) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы;
г) поскольку не определен круг вопросов, по которым принимаются законы, регулировать законами в правовом государстве можно любые вопросы государственной и общественной жизни [14, 54].
Продолжая рассматривать содержание термина «правовое государство», необходимо отметить, что его неотъемлемыми признаками являются: равенство перед законом, верховенство закона, разделение властей. Права и свободы человека являются высшей ценностью общества.
Следует сказать, что существование правового государства немыслимо без гражданского общества, его институтов, независимости общества от государства в общесоциальном его понимании. Гражданское общество — общество, основанное на равенстве. В этом смысле оно шире по своему содержанию понятия «способ организации» [10, 16].
Сказанное заключается в том, что в гражданском обществе реально функционируют антимонополистические механизмы, препятствующие узурпации власти. Неотъемлемым признаком гражданского общества является юридическая защищенность личности от вмешательств со стороны государства, принятия решений и совершения действий, ставящих под угрозу неприкосновенность личности. Гражданское общество характеризуется доминантной ролью судебных органов в качестве основного средства обеспечения верховенства права и гаранта прав и свобод человека и гражданина [12, 20].
Как видно из сказанного, понимание правового государства осуществляется через его связи с гражданским обществом. Развитие правового государства невозможно без развития институтов гражданского общества. Вместе с тем гражданское общество не может существовать без принципов правового государства. В противном случае оно становится всего лишь декларативным понятием.
В связи с этим можно сделать вывод, что понимание правового государства как организации общества неверно в связи с тем, что правовое государство является более широким понятием, заключающим в себе значительное содержание.
Правовому государству соответствует принцип защиты права частной собственности. Доктрина правового государства, которая в настоящее время общепризнана, использует принцип защиты прав меньшинства в интересах большинства. Полицейское государство является антиподом правового государства. Для полицейского государства характерны признаки превалирования административно-правовых методов правового регулирования общественных отношений [23, 50].
Вместе с тем развитие институтов гражданского общества требует и развития правового государства. Можно сказать, что и гражданское общество, и правовое государство являются самостоятельными правовыми институтами, однако наполненными общим содержанием. В большинстве основных законов западных государств провозглашены принципы правового государства. Верховенство права, равенство являются нормой. Сказанное означает, что совершенствование теории правового государства является обязанностью любого цивилизованного общества в наше время. Обогащению понимания содержания правового государства способствуют эстетические концепции содержания государства.
В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре. В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства [25, 98].
А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан [29, 148]. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина.
Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов [4, 8]. В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки.