Файл: Понятие и признаки правового государства (Сущность правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 615

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время вопросы правового государства занимают фундаментальное место в системе права. Существует большое количество споров и дебатов по распознаванию Российской правой системы. Законодательно Конституция РФ выступает гарантом защиты прав и свобод гражданина, когда на практике правовое государство находится только в стадии становления и разработки действенной правовой системы. Из-за этого большое значение приобретает теоретическая доказательность постулатов правового государства, критериев, понятий с целью оценки практического введения провозглашенных принципов в объективно существующую государственную систему. Это связано и с переходом к гражданскому обществу, и с пониманием процессов права в целом, и с необходимостью решения проблем образования и развития правового государства.

Правовое государство возможно только в том случае, если государственная власть и право располагаются в состоянии равноправного партнёрства. Мысль правовой государственности появилась достаточно давно, трактовалась еще античными мыслителями, подвергалась изменениям в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях, прежде чем выразится в конкретных принципах актуальных для нашего времени. С каждым разом, в развитых странах все большее число граждан понимают важность права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.

Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также гарантия прав и свобод человека, является значимой заслугой общечеловеческой цивилизации. Призывы к правовому государству, процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому образу правления, абсолютизму. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих целей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и действующий практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности.

Степень разработанности проблемы исследования. Написание данной работы потребовало обращения к трудам ученых, которые специализируются в области проблем права и государства, истории: A.B. Аверина, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, A.B. Васильева, А.Б. Венгерова, В.М. Гессена, В.М. Горшенева, И. А. Ильина, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Р.В. Шагиевой и многих других ученых. Проблемы правового государства исследовались в трудах таких ученых, как: Баглай М. В., Бекишиева С.Р., Кашанина Т. В., Кашанин А. В., Комаров С.А. и другие.


Объект исследования – правовое государство.

Предмет исследования – понятие и признаки правового государства.

Цель исследования - рассмотреть понятие и признаки правового государства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Дать определение правового государства.

2.Рассмотреть признаки правового государства.

3.Изучить конституционные гарантии реализации правового государства России.

4.Осветить признаки правового государства в России.

5.Проанализировать проблемы становления и развития правового государства в России.

Глава 1. Сущность правового государства

1.1.Определение правового государства

Термин “правовое государство” занял лидирующую позицию в Немецкой литературе первой половины 19 века, а в последующем концепция правового государства стала появляться в других странах, в том числе и в России. Известные российские приверженцы теории правового государства Б. Ф. Кистяковский, Б. Н. Чичерин. [13, 164]

Государство и право - две категории, которые не существуют друг без друга. Государство не видит своего дальнейшего развития без права, также как и право без государства, так как право будет представлять собой совокупность общественных регуляторов, которые по своей сути не будут являться правовыми. Также, государство неразрывно связано и с обществом. Государство будет прогрессировать и развивать до тех пор, пока общество само будет развиваться. Однако государство - независимый социальный институт, который может и заботиться об обществе, так и, наоборот, паразитировать общественность. Государство, связанное правом, - это идея, которая дорабатывается на протяжении многих веков, а начало было положено ещё в трудах древних мыслителей [7, 3]. Смысл подчинения государства праву заключается в стремлении общества ограничить всеохватывающий государственный надзор за человеком и избежать притязание правителя на отождествление себя с властью. Итак, правовое государство - это независимое государство, которое объединяет в себе суверенитет всех людей заселяющих страну. Деятельность такого государства подчинена нормам права, также правовое государство гарантирует и защищает достоинства, свободы и права человека[21, 56].


В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. Термин Rechtsstaatозначает правовое государ­ство, данный термин впервые был сформулиро­ван в ранних работах Иммануила Канта и осно­вывается прежде всего на верховенстве закона, подчиненности закону всех граждан и всех их действий. Фактическим И. Кант, наряду с терми­ном Rechtsstaatпровозгласил термин «верховен­ство права». С точки зрения И. Канта, главной целью закона является обеспечение устойчивой жизни общества, где каждый гражданин облада­ет равными правами и обязанностями. Основой правового государства и верховенства закона явля­ется неприкосновенность частной собственности. Комментируя указанное конституционное положе­ние, В. Д. Зорькин указывает, что термин «право­вое государство» служит основой континенталь­ной правовой системы. Данный термин является также одним из основополагающих принципов Конституции РФ [11, 9].

В соответствии с воззрениями И. Канта на­род является единственным источником власти. Народ формирует главную ветвь государственной власти — законодательную, которой принадлежат полномочия по контролю исполнительной власти [22, 31].

Наряду с неприкосновенностью права собствен­ности базовым принципом правового государства является механизм сдержек и противовесов.

Правовые воззрения Канта обладают базовым значением для формирования доктрины правово­го государства. Несмотря на то что Кант сформу­лировал свою теорию в XVIIIв., она до сих пор не потеряла актуальности. Кант утверждал, что история государства создается в настоящий мо­мент. Для формирования социального, справедли­вого общества необходимо использовать прошлый опыт. В основе правового государства находятся правовые идеалы, в частности — верховенство права для всех [22, 36].

В работе «Критика чистого разума» И. Кант подробно рассматривал вопросы, что является об­щественным благом и каким образом осуществить его правовое закрепление. Право на справедли­вость, верховенство закона должно быть не только закреплено в Основном Законе, но и быть реально существующим. Указанную выше работу можно считать не столько констатацией идеи правового государства, сколько манифестом верховенства за­кона. Правовое закрепление общественного бла­га непосредственно связано со всеми указанными выше принципами правового государства.

Исследованию идей правового государства по­священы труды Роберта фон Моля. Благодаря его плодотворной деятельности термин «правовое го­сударство» стал неотъемлемой частью политико­-правовой мысли в первой трети XIXв.[15, 69]


Английская правовая доктрина под термином «правовое государство» понимает также верховен­ство закона — theruleoflaw. Однако англо-саксон­ское право также использует термин thelegalstate, который непосредственно означает «правовое госу­дарство» в понимании И. Канта.

В литературе даются различные определения понятия «правовое государство». Со­гласно определению, данному В. А. Четверниным, это государство, в котором власть мак­симально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина, это либеральное государство, или «государство - ночной сторож» [32, 809].

Конкретизируя черты правового государства, ученые отмечают следующее:

а) правовое государство напрямую зависит от закона;

б) права и свободы человека и гражданина в нем обязательны для государства;

в) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы;

г) поскольку не определен круг вопросов, по которым принимаются законы, регу­лировать законами в правовом государстве можно любые вопросы государственной и об­щественной жизни [14, 54].

Продолжая рассматривать содержание термина «правовое государство», необходимо отметить, что его неотъемлемыми признаками являются: равен­ство перед законом, верховенство закона, разделе­ние властей. Права и свободы человека являются высшей ценностью общества.

Следует сказать, что существование правово­го государства немыслимо без гражданского об­щества, его институтов, независимости общества от государства в общесоциальном его понимании. Гражданское общество — общество, основанное на равенстве. В этом смысле оно шире по своему содержанию понятия «способ организации» [10, 16].

Сказанное заключается в том, что в граждан­ском обществе реально функционируют антимо­нополистические механизмы, препятствующие узурпации власти. Неотъемлемым признаком гражданского общества является юридическая за­щищенность личности от вмешательств со стороны государства, принятия решений и совершения дей­ствий, ставящих под угрозу неприкосновенность личности. Гражданское общество характеризуется доминантной ролью судебных органов в качестве основного средства обеспечения верховенства пра­ва и гаранта прав и свобод человека и гражданина [12, 20].

Как видно из сказанного, понимание право­вого государства осуществляется через его свя­зи с гражданским обществом. Развитие правового государства невозможно без развития институтов гражданского общества. Вместе с тем гражданское общество не может существовать без принципов правового государства. В противном случае оно становится всего лишь декларативным понятием.


В связи с этим можно сделать вывод, что по­нимание правового государства как организации общества неверно в связи с тем, что правовое го­сударство является более широким понятием, за­ключающим в себе значительное содержание.

Правовому государству соответствует принцип защиты права частной собственности. Доктрина правового государства, которая в настоящее вре­мя общепризнана, использует принцип защи­ты прав меньшинства в интересах большинства. Полицейское государство является антиподом пра­вового государства. Для полицейского государства характерны признаки превалирования админи­стративно-правовых методов правового регулиро­вания общественных отношений [23, 50].

Вместе с тем развитие институтов гражданского общества требует и развития правового государ­ства. Можно сказать, что и гражданское общество, и правовое государство являются самостоятельны­ми правовыми институтами, однако наполненны­ми общим содержанием. В большинстве основ­ных законов западных государств провозглашены принципы правового государства. Верховенство права, равенство являются нормой. Сказанное оз­начает, что совершенствование теории правового государства является обязанностью любого циви­лизованного общества в наше время. Обогащению понимания содержания правового государства способствуют эстетические концепции содержа­ния государства.

В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре. В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства [25, 98].

А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан [29, 148]. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина.

Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов [4, 8]. В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки.