Файл: Сущность, классификация и методы принятия управленческих решений (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения. Компании создаются ради удовлетворения потребностей различных заинтересованных сторон, в противном случае, если организация не удовлетворяет ничьих интересов или делает это неэффективно, она попросту никому не нужна.

Актуальность темы исследования состоит в том, что эффективное управление всегда важно для бизнеса. Не является открытием утверждение, что эффективная организация это контролируемая, прозрачная структура с четкими перспективами в будущем.

Таким образом, в рамках корпоративного управления должен быть получен ответ на вопрос «как руководство компании намеревается реализовывать стратегические цели собственников компании при помощи имеющихся ресурсов».

Все эти аспекты обусловили актуальность темы контрольной работы.

Целью курсовой работы является:

  • закрепление теоретических и практических знаний, полученных и при изучении управления;
  • изучение литературы по исследуемому кругу вопросов;
  • освоение навыков подготовки, принятия и реализации решений в различных ситуациях.

Предметом исследования, проведенного в работе, служат управленческие решения в системе управления предприятием.

В процессе написания контрольной работы использовались литературные источники, на основании которых строится анализ, и делаются выводы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1.Система управления предприятием

В современных условиях экономическое развитие предприятия формируется под воздействием сложного комплекса факторов. При этом, главная цель коммерческой деятельности малого предприятия - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре производства и обслуживания.


Любое предприятие малого бизнеса можно рассматривать как систему, которая требует вложений и затем дает желаемый результат на выходе, как показано на рис. 1.

┌───────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐

│ На входе │ │ На выходе │

│ │ │ │

│ Затраты на продажу │ │ Доход от реализации услуг │

│ │ │ │

│ Трудовые затраты │ │ Удовлетворение от работы │

----\│ │────\│ │

----/│ Сотрудники │────/│ Вознаграждение за работу │

│ │ │ │

│ Капитал │ │ Возврат вложений │

│ │ │ │

│ Клиенты │ │ Удовлетворение запросов │

│ │ │ клиентов │

│ Затраты времени │ │ │

└───────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

Рис.1. Модель предприятия как системы

С позиции кибернетики под системой понимается упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единой цели.

Алгоритм управления предприятием приведен в Приложении 1. Алгоритм достижения экономически устойчивого развития современного предприятия приведен в Приложении 2. Факторы, влияющие на малое предприятие, приведены на схеме в Приложении 3.

Успех работы предприятия обеспечивают его хозяйственная деятельность, менеджмент организации. Поэтому современная теория управления предприятием большое внимание уделяет функциональной сфере управленческой деятельности, которая связана с управлением ресурсами предприятия.

В условиях рыночной экономики эффективное управление ресурсами –менеджмент – является приоритетным для организации и обеспечивает во многом ее экономическую стабильность и эффективность.

Любой компанией невозможно эффективно управлять без оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации, которая является основой процесса управления. Качество управления во многом зависит от совершенства работы с информацией и требует четкой организации таких процессов, как ее сбор, анализ и обработка.

Однако, чтобы отбирать только необходимую информацию для управления, компания должна уметь определять важность или второстепенность обрабатываемой информации. Ключевыми считаются процессы упорядочения коммуникаций и обмена информацией в рамках компании. В процессе управления участвуют как минимум два субъекта - "управляющий" (структура управления) и "управляемый" (структура исполнения) изображена на рис. 2.


┌──────────┐

Информация │Структура │

┌──────────────────────>│управления│

│для управления └────┬─────┘

│ │

│ │

│ │

│ │Управленческое

│ │воздействие

│ │

│ │

│ \│/

│ ┌──────────┐

│ │Структура │

└───────────────────────┤исполнения│

└──────────┘

Рис. 2. Обмен информацией в процессе управления[1]

Структура управления получает от структуры исполнения информацию о состоянии заданных ей технико-экономических параметров в процессе хозяйственной деятельности (выполнения функций структурой подчинения). На основе полученной информации структура управления формирует управленческое воздействие, которое тоже носит информационный характер, и передает его структуре исполнения.

Управление в компании осуществляется в рамках управленческого процесса, который имеет общую структуру независимо от объекта управления (рис. 3).

┌────────────────────────────┐

│ Установка │

┌───────>│ целей │─────────┐

│ └────────────────────────────┘ │

│ │

│ \│/

┌─────────────┴─────────────┐ ┌──────────────┴────────────┐

│ Управленческое │ │ Планирование │

│ воздействие │─────────────────>│ │

└─────────────┬─────────────┘ └──────────────┬────────────┘

/│\ │

│ \│/

┌─────────────┴─────────────┐ ┌──────────────┴────────────┐

│ Контроль и │ │ Исполнение │

│ анализ │<─────────────────┤ │

└───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘

Рис. 3. Структура процесса управления [2]

При выполнении данного процесса сначала формулируются цели, затем планируются действия по их достижению. Когда планы утверждены и согласованы, они исполняются. Результаты исполнения контролируются и анализируются. На основе результатов анализа формируется управленческое воздействие, которое представляет собой либо новый план действий, либо новые цели. Далее процесс повторяется.


Ключевое словосочетание «качество управления» подразумевает, что это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая навыков и опыта.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики – означает:

ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, стремление к повышению эффективности производства, хозяйственную самостоятельность и свобода принятия решений, постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка, выявление конечного результата в процессе анализа и обмена информацией.

Схема управления на предприятии представлена на рис.4.

┌───────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐

│ Технология │ │ Учетная политика │ │Нормативы деятельности│

│ бизнес-процессов │ │ │ │ │

└─────────┬─────────┘ └───────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

└─────────────────────┐ │ ┌──────────────────────┘

\│/ \│/ \│/

┌───────┴───┴───┴──────┐

│ Управленческий учет │

└───────┬───┬───┬──────┘

┌─────────────────────┘ │ └──────────────────────┐

\│/ \│/ \│/

┌─────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Система учета │<->│ Система показателей │<->│Система управленческих│

│ затрат │ │ деятельности │ │ отчетов │

└─────────┬─────────┘ └──────────────────────┘ └───────────┬──────────┘

/│\ /│\

└────────────────────────────────────────────────────┘

Рис.4. Схема экономического управления на предприятии[3]

В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми параметрами: экономический результат деятельности предприятия (прибыль, убыток), экономичность (соотношение расходов и доходов),- производительность труда работников предприятия (выработка) и др.

В настоящее время вопросы организации учета и анализа хозяйственной деятельности являются актуальными для организаций всех форм собственности, осуществляющих различные виды экономической деятельности, являющихся организациями малого, среднего и крупного бизнеса, поскольку осуществление управления не зависит ни от размера организации, ни от ее принадлежности к определенному виду деятельности. В свою очередь, осуществление управления невозможно без наличия информации об объекте управления. Получить обоснованный, доказательный вывод относительно эффективности функционирования организации на основании информации о состоянии одного элемента отчетности практически невозможно. Естественно, что для того, чтобы был обеспечен рост не только абсолютных, но и относительных показателей эффективности.


На современном этапе развития экономической системы необходимо учитывать общую позицию организации, ее конкурентоспособность и устойчивость что очень важно в условиях постиндустриального общества.

Только использование системного подхода при формировании информации управленческой отчетности и представление каждой формы как системы показателей - учетных и расчетных (аналитических) - позволят получить качественный продукт, который приведет к выработке на его основе качественных управленческих решений[4].

Игнорирование системного подхода приведет к формированию управленческой отчетности просто как набора форм, не связанных между собой, не объединенных общей логикой построения и не дающих целостной картины результатов финансово-хозяйственной деятельности организации. Использование системного подхода при формировании каждой формы управленческой отчетности позволит устранить указанный недостаток.

Итак, управление рассматривается как выбор лучшего варианта управления из множества альтернативных вариантов. В расширенном смысле под управлением понимается весь процесс управления ресурсами предприятия.

1.2.Управленческие решения в системе управления предприятием

Современный подход к менеджменту и формированию организационного поведения значительно отличается от традиционных представлений о процессе управления, когда преобладал жесткий контроль сверху донизу, делался упор на разделение труда и специализацию. В настоящее время российские компании действуют в условиях глобальной конкуренции, неопределенности внешней среды, строжайшей ограниченности используемых ресурсов, нестабильности в экономической, политической и социальной сферах.

Требуется повышение эффективности работы при сокращении используемых ресурсов, отношение к переменам как к естественному состоянию внешней среды и создание благоприятствующей совместному труду корпоративной культуры. И все же многие менеджеры остаются в зависимости у традиционной вертикальной иерархии, стремятся к стабильности, финансовой безопасности, воспринимают работников как однородную массу, сохраняя уверенность в том, что максимизация прибыли и капитала является основной целью организации. В таких условиях важно правильное формирование организационного поведения персонала.