Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации. Теории мотивации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
Для анализа конфликтов в гриль-барах «People's» было проведено исследование сотрудников - администраторов, официантов, барменов, поваров, технического персонала.
Применялись следующие методы этого исследования:
- лонгитюдное наблюдение;
- анкетирование;
- психологическое тестирование.
Психологическое тестирование сотрудников было проведено по трем методикам:
- тест «Самоконтроль в общении»;
- тест описания поведения К. Томаса;
- тест «Твоя конфликтность».
Сначала исследование проводилось установленным методом, наблюдение мнения о каждом конкретном сотруднике, его личностные и поведенческие особенности (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Сводные результаты исследования конфликтности
Группа по уровню конфликтности |
Доля от всех сотрудников, % |
Конфликтная группа |
34,5% |
Бесконфликтная группа |
65,5% |
Можно сказать, что третья часть сотрудников предприятия является конфликтной (6 человек этой группы - это люди, склонные к созданию конфликтных ситуаций. Это люди настойчивые, резкие в общении, в то же время общительные, они зачастую могут выступать инициатором конфликтной ситуаций. 8 человек в этой группе также общительные и конфликтные люди, но они еще и болтливые, развязные, позволяют себе отпускать некорректные шутки - они неприятны в общении, что провоцирует создание конфликтных ситуаций; и всего 5 сотрудников в этой группе наоборот скрытные, замкнутые, упрямые).
К бесконфликтной группе сотрудников относится 32 сотрудников (что составляет 65,5% от общей численности персонала), среди которых можно выделить 17 человек, которые являются добродушными, веселыми, простыми в общении; 8 сотрудников, для которых характерно спокойствие, уравновешенность, дружелюбие; 7 сотрудников, которым присущи застенчивость, неуверенность в себе, стремление всем угодить.
Итак, согласно наблюдениям, в коллективе гриль-баров 34,5% сотрудников, могут инициировать конфликтные ситуации, а 65,5% бесконфликтны в общении.
Следующая стадия эмпирического исследования - психологическое тестирование, основные задачи которого:
- выявить уровень общительности;
- определить уровень коммуникативного самоконтроля;
- определить стиль конфликтного поведения сотрудников предприятия. Согласно исследованию, 44% сотрудников очень общительны. Люди с высоким уровнем общительности везде будут чувствовать себя комфортно, но далеко не всегда будут выполнять свою работу качественно. 34% опрошенных сотрудников считают себя средне-общительными людьми, которым обычно присуще любопытство, разговорчивость, но зачастую они не наделены терпением и усидчивостью. И 22% относятся к людям с низким уровнем общительности - они замкнутые, предпочитают одиночество.
Рисунок 2.2.Уровень общительности персонала
При рассмотрении уровня самоконтроля в общении, можно сделать вывод, что большая часть сотрудников (42%) имеют высокий уровень коммуникативного контроля. Такие люди легко приспосабливаются к ситуации, они полностью контролируют впечатление, которое производят на окружающих их людей. 36% сотрудников имеют средний уровень контроля в общении, и обычно таких людей отличает искренность, однако, нельзя сказать, что они сдержанны в проявлении эмоций. И 22% сотрудников владеют низким уровнем коммуникативного контроля, что говорит о том, что их поведение не поддается переменам. Такие люди не считают нужным подстраиваться под возникающие ситуации. Некоторым категориям людей общаться с ними тяжело.
Рисунок 2.3. Уровень самоконтроля в общении
Анализ стиля конфликтного поведения сотрудников показал, что 43% сотрудников предпочитают в конфликтной ситуации сотрудничество, благодаря которому конфликтующими сторонами будет найдено альтернативное решение, удовлетворяющее интересы и той и другой стороны, часть из которых помимо сотрудничества вторым вариантом рассматривают компромисс. Соперничать в конфликтных ситуациях будут 34%.
Рисунок 2.4 Стиль конфликтного поведения у персонала
Таким образом, для сотрудников ООО «Аркада» характерны высокий уровень общительности, высокий уровень коммуникативного самоконтроля и желание найти пути сотрудничества при возникновении конфликтных ситуаций.
Уровень удовлетворенности персонала условиями труда, системой оплаты, отношениями с руководством, с коллегами, определяет мотивацию персонала на увеличение эффективности работы всего предприятия. Благодаря оценке степени удовлетворенности сотрудников, можно выявить слабые места в способах и подходах в управлении персоналом. Стоит формировать дополнительные стимулы, поощрения, которые будут устранять или сводить к минимуму факторы, не удовлетворяющие сотрудников.
Опрос мнений сотрудников является эффективным методом анализа ситуации на предприятии и отношения персонала к этой ситуации. Опрос включает в себя 7 тематических блоков.
В результате проведения опроса сотрудников гриль-баров «People's» оказалось, что для 65% опрошенных работа в ООО «Аркада» - это средство заработка денег, для 11% - это возможность карьерного роста, для 17% - это способ общения с приятным коллективом и по мнению 7% - не важно, где работать.
Следующий вопрос: «Как Вы оцениваете свою работу?». И тут 40% сотрудников считают работу интересной; 35% - считают, что эта работа требует высокую степень ответственности; по мнению 17% их работа сложная, но дает возможность продвижения по карьерной лестнице; 8% - говорят, что работа требует творческий подход.
Довольны своей работой в ООО «Аркада» 78% опрошенного персонала, 17% - отвечают, что скорее не довольны, чем довольны и 5% опрошенных затрудняются ответить.
Рисунок 2.5. Оценка сотрудниками удовлетворенности трудом в ООО "Аркада"
Основными причинами недовольства работники называли: неудобный график, недостаточный уровень материального вознаграждения. Также, социологический опрос показал, что 100% сотрудников ООО «Аркада» устраивает организация трудового процесса, 97% и 97% поддерживают руководство по вопросу улучшений условий труда и модернизации производства: по мнению 87% и 85% социальная сфера и уровень заработной платы нормальные.
• 2 блок «Доверительные отношения между начальником и
подчиненными».
Далее были изучены отношения между персоналом и руководством в гриль-барах «People's». Опрошенные сотрудники отметили наиболее подходящие варианты к ситуации отношений между руководителями и подчиненными в настоящее время в организации, следующим образом:
В организации отзывчивое отношение руководства к идеям и |
Да |
88% |
мнениям подчиненных? |
Нет |
12% |
Понятные цели, четкие и выполнимые задачи от руководства? |
Да |
75% |
Нет |
25% |
Руководитель справедлив по отношению к подчиненным? |
Да Нет |
64% 36% |
Достаточная похвала от руководства? |
Да Нет |
30% 70% |
Итак, 75% опрошенных сотрудников понятны поставленные цели и задачи от руководителя, 87% считают, что в ООО «Аркада» руководство отзывчиво относятся к идеям и мнениям подчиненных.
Большая часть сотрудников считает, что похвала от руководства является эффективным методом мотивации персонала. Всего лишь 30% опрошенных считают достаточным уровень похвалы от руководства, а, значит, остальные 70% не получают желаемого уровня поощрений.
Большая часть сотрудников, а именно 64%, руководителя справедливым по отношению к подчиненным, что в целом, не плохо.
Следующий вопрос звучал так: «Удовлетворены ли вы сложившимися в коллективе отношениями?».
Рисунок 2.6. Ответы на вопрос: "Удовлетворены ли вы сложившимися в коллективе отношениями?"
Итак, 62% молодых работников гриль-баров «People's» удовлетворены отношениями в коллективе; 29% скорее удовлетворены, чем нет; 6% - скорее не удовлетворены; 1% - не удовлетворены совсем; 2% затруднялись дать ответ. В результате, видно, что большая часть сотрудников удовлетворена сложившейся в коллективе атмосферой.
• 3 блок «Карьерный рост»
Большую часть опрошенных - 68% удовлетворяют возможности карьерного роста (как по вертикальной, так и по горизонтальной лестнице). Остальные 32% затруднялись дать ответ. Не выявлено сотрудников, которых бы не устраивали возможности для карьерного роста.
• 4 блок «Обучение и развитие»
Для выявления в организации особенностей обучения как составляющую системы мотивации персонала в гриль-барах «People's», отвечающим было предложено ответить на вопросы под номерами 13-16.
Вопрос был следующий: «Существует ли в организации потребность в эффективной системе внутрифирменного обучения сотрудников?». Основная часть опрошенных (78%) ответили отрицательно, 19% затруднились ответить
Рисунок 2.7 Ответы на вопрос: «Есть ли у вас в организации потребность в эффективной системе внутрифирменного обучения сотрудников?»
Таким образом, большую часть сотрудников устраивает система внутриорганизационного обучения персонала. Исключение составили сотрудники административно-управленческих должностей, для которых было бы интересно посещение различных выездных мастер-классов и тренингов.
• 5 блок «Условия организации труДового процесса».
Для улучшения уровня деятельности любого предприятия очень важно понимать отношение сотрудников к своим обязанностям, их отношение друг другу, то, что стимулирует их на более качественное выполнение своих обязанностей. Оценка удовлетворенности персонала дает ясную картину того, чем довольны или недовольны работники, и в каком направлении необходимо совершенствовать систему работы с кадрами.
Поэтому следующим вопросом был вопрос об удовлетворенности сотрудниками своих условий труда.
Рисунок 2.8. Ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своими условиями труда (можно выбрать несколько вариантов ответов, не противоречащих друг другу)?
Итак, можем сказать, что почти всех сотрудников (98%) устраивает месторасположение гриль-баров «People's»; 32% сотрудников не устраивает уровень их заработной платы; однако, большую часть отвечающих (а именно, 91%) устраивает их социальный пакет.
• 6 блок «Баланс между работой и личной жизнью».
34% опрошенных сотрудников согласились с тем, что, работая в ООО
«Аркада» у них соблюдается баланс между личной жизнью и работой.
66% указали, что у них не соблюдается баланс между работой и личной жизнью, значит, существует проблема в распределении времени между ними. Следовательно, можно предложить мероприятия по вопросу того, как успешно совмещать работу с личной жизнью персоналу ООО «Аркады».
• 7 блок «Мотивация персонала (моральная и материальная)».
На рис. 4 представлена оценка персоналам уровня заработной платы в джаз-кафе «Андеграунд».
55% отвечающих указали уровень заработной платы средним; 30% отметили его таким же, как и в других заведениях города; 6% указали низкий уровень дохода, 9% затруднились ответить, а высокий уровень дохода не ответил ни один из опрошенных сотрудников.
Далее было предложено ответить на вопрос взаимосвязи заработной платы с уровнем ответственности работников.
Рисунок 2.9. Ответы на вопрос: «Соответствует ли Ваша заработная плата уровню ответственности?
29% сотрудников ООО «Аркада» указали, что уровень получаемой ими заработной платы соответствует отдаче и ответственности; 43% опрошенных ответили скорее соответствует, чем нет; 18% - скорее не соответствует; 7% указали, что их заработная плата вообще не соответствует уровню ответственности; и 3% затруднились ответить.
При этом:
• 28% опрошенных сотрудников ООО «Аркада» полностью
удовлетворены размером оплаты труда;
- 49% в большей степени удовлетворены, чем нет;
- 13% скорее не удовлетворены;
- 1% совсем не удовлетворены;
- 9% затруднились ответить.
На основании этих данных, можем сделать вывод, что в принципе уровень удовлетворенности размером оплаты труда достаточно высок.
Далее было проведено дополнительное исследование, которое поможет дополнить представление о мотивации персонала ООО «Аркада».
Результаты теста «Мотивация к успеху» указаны в таблице 2.2, ниже построена диаграмма на основании результатов теста (рис. 2.10).
Таблица 2.2. Результаты теста «Мотивация к успеху»
Результаты теста |
Удельный вес, % |
Низкая мотивация к успеху |
5 |
Средний уровень мотивации к успеху |
25 |
Умеренно высокий уровень мотивации к успеху |
60 |
Высокий уровень мотивации к успеху |
10 |