Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
Дадим рекомендации родителям для быстрой адаптации, с социальной стороны.
Родителям первоклассников, помогут советы, как пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
1. Организовать теплую эмоциональную атмосферу дома;
2. Правильно рассчитывать время ребенка после учебы;
3. Не ругать ребенка и не запугивать выходом в школу;
4. Давать расслабиться ребенку после учебного дня;
5. Давать высказать ребенку о школьных проблемах, расстройствах;
6. Сдержанно выслушивать учителя по замечаниям ребенка;
7. Дать ребенку отдохнуть после учебы, не заставлять сразу же выполнять домашнюю работу;
8. Устраивать ребенку перерывы между выполнениями уроков;
9. Поощрять самостоятельность ребенка;
10. Поддерживать одну тактику воспитания, всеми членами семьи;
11. Не игнорировать жалобы ребенка на его самочувствие и пере утомляемость [9, c.22].
Прежде всего, чтобы обеспечить наилучший процесс физиологической адаптации, необходимо помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку еще большего здоровья, поэтому в первую очередь необходимо неукоснительно соблюдать следующие правила:
1. обеспечить своевременную смену видов деятельности;
2. не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
3. отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
Также необходимо в дальнейшем применять дифференцированный подход в работе с детьми, то есть[10, c.22]:
- всеми возможными способами обеспечить детям максимальное ощущение безопасности и комфорта при поступлении в образовательное учреждение или смене педагога или учреждения, используя, в том числе, поддержку родителей;
- систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими наибольшие трудности в адаптации;
- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении;
- использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания;
- использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата;
- помогать детям организовывать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок;
- просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания;
- использовать игровые приемы, специальные развивающие игры, так как для данной категории детей игра часто надолго остается ведущим видом деятельности;
-общаться с каждым учеником своего класса; быть в курсе их радостей и переживаний;
-постоянно анализировать свою деятельность, вести поиски новых эффективных методов, приемов обучения, использовать метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Таким образом, необходимо эффективно использовать время, необходимое для адаптации к школьному обучению или смене его условий, чтобы учащиеся успешно привыкли к новым условиям и научились соответствовать новым требованиям. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, педагогу необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния своих учеников, возникающего с началом обучения или сменой условий в школе [7, c.99].
И в заключение, хотелось бы вспомнить об основополагающих принципах педагогики, соблюдение которых может помочь в успешном сотрудничестве педагога и ребенка[16, c.68]:
- принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности.
- принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь, прежде всего от ребёнка.
- принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка достигается гармоничность его развития.
- принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
- принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.
- принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей[16,c 70].
2.3. Формирование урока по адаптации в школе
Итак, этапы работы по адаптации ребенка к школе, строится з следующих направлений: диагностика психического здоровья ребёнка, коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности, консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения, отслеживание результатов адаптации первоклассников [4, c.111].
Рассмотрим формирования урока по адаптации в школе:
Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не должен без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований[8, c.94].
В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций.
Вот что пишет о принципах работы с детьми этого возраста Ш.А. Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и облекать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду. Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им, как правило, игры.
Рассмотрим игры для знакомства детей с правилами поведения, в таблице 3.
Таблица 3
Игры, для формирования правил поведения детей на уроке
Название игры |
Этапы проведения игры |
Игра «Хочешь говорить - подними руку». |
Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать (вначале несколько «пробных» вопросов, на которые учитель отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга.) В этом месте учитель прерывает диалог: -Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите, друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить - подними руку» (учитель демонстрирует жест). -А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. И так, что вы ещё хотите спросить у меня? |
«Готов к уроку» |
-В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждёт команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило (учитель говорит: «Перемена» - дети свободны, а потом звенит колокольчиком: 1. «Звонок!» - дети должны встать у своих парт.) Игра проводится 2 - 3 раза. Игра «Урок окончен» - В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт (дети тренируются с колокольчиком). Прозвенит сейчас звонок - Наш закончился (хором дети) урок! Учитель: - Урок закончен! |
«Работа выполнена» |
- Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо - задания, они показывают это жестом «Работа выполнена» (учитель показывает жест, сложив руки перед собой на парте). Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. Парта - это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно На уроках не болтай, Как говорящий попугай. Ответить хочешь - не шумя, а только руку подними. |
Также выделим навыки индивидуальной: парной и коллективной работы. Учебная деятельность, то есть сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук, складывается постепенно. Её формирование протекает на протяжении всего периода обучения в младших классах с последующим совершенствованием. В задачи привития навыков индивидуальной, парной, коллективной работы входит лишь создание некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшее из них - высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, умение выполнять его задания; достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, сосредоточивать внимание на поставленной задаче[13, c.28].
Для привития навыков индивидуальной, парной и коллективной работы первоклассников в адаптационный период возможны следующие формы работы.
Обучение хоровому ответу:
- На уроке мы с вами договорились, что при желании ответить нужно, поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором, (учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой и.т.п.).
Различие хорового и индивидуального ответа
- А теперь задание сложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны.
- Скажите хором, сколько будет 1 + 1 ?
- Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?
Далее рассмотри игры для формирования адаптации с помощью групповой работы, в таблице 4.
Таблица 4
Игры, для формирования адаптации с помощью групповой работы
Название игры |
Этапы проведения игры |
«Хлопки» |
Учащиеся передают хлопки друг другу по очереди, начиная с первого варианта первого ряда, затем второй вариант и.т.д. Когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда наступает очередь второго ряда и.т.д. Обучение ответу по цепочке В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. В игре «Ответ по цепочке» нужно передавать слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек, (по цепочке «передаётся» стихотворение А. Барто «Игрушки») Беседа о работе в парах: 1) Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше» 2) Как вы её понимаете? 3) На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. 4) Пара - это два человека, сидящие за одной партой. (Учитель даёт задание каждой паре раскрасить два мячика так, чтобы они стали одинаковыми.) 5) Чтобы пара хорошо справилась с заданием нужно вначале обсудить, договориться, как это сделать. При этом старайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того, как вы закончите работу, показываете жест «Мы готовы», (пара берётся за руки и поднимает руки вверх) |
Зеркало |
Каждая пара поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом». Затем ученики меняются. |
Третий составляющий частью адаптации на уроке, является организация, обратной связи с учителем и оценка, успехов и неудач первоклассников в адаптационный период.