Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.

1.3. Влияние родителей на адаптацию первоклассников к условиям школьной среды

Выделим немаловажный фактор формирования адаптации, как помощь от родителей.

Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней. Можно сказать, что основное изменение в жизни первоклассника – это смена привычного образа жизни, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Всякая новая ситуация является для ребенка неопределенной, незнакомой, даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях[8,c. 90].

Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, происходит обострение во всех слабых и трудных местах, что часто приводит к повышенной тревоге и появлению хронических заболеваний. На пути ребенка имеются определенные трудности, и задача взрослых – грамотно помочь ученику самому преодолеть их.

Адаптация к школе – это структурированный процесс, который включает в себя физиологический и социально-психологический аспекты. Изучение данной проблемы относительно младшего школьного возраста, так как именно этот период возрастного развития связан с решительными изменениями в жизни и деятельности ребенка, его общении, отношениях с другими людьми. В ситуации поступления в школу, изменения системы отношений, принятием на себя новой социальной роли проблема изучения адаптации младшего школьника становится наиболее актуальной. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи младший школьник обретает новое место и внутри семейных отношений [5,c 64].

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, может происходить ухудшения здоровья ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Из этого следует помощь родителей, также важна для адаптации, как работа учителя. Рассмотрим поэтапно моменты работы по адаптации с помощью родителей[18, c.20] (табл. 1):


Таблица 1

Этапы работы по адаптации

Этап

Обоснование

Сбор сведений о ребенке, семье

Для этого родителям предлагаются анкеты (приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь учитель анализирует данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает школьникам правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Провести работу с семьей

Дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми), (приложение 4). Проводя беседы с родителями будущих школьников, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Учителя знакомят родителей с картами адаптации.

Провести родительское собрание до приема детей в школу

В этом принимают участие директор школы, завуч и учителя.

После рассмотренных этапов, выявим рекомендации, которым следует исполнять учителям и родителям [18, c.24] (табл.2):

Таблица 2

Рекомендации по адаптации детей, в дошкольное образовательное учреждение

Исполнитель

Описание рекомендаций

Учитель

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня школы, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в школу.

Родители

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в школе;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам учителя в период адаптации детей к условиям школы;

- посещайте открытые уроки.


Таким образом, совместная деятельность учителя и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Глава 2. Исследование психологических факторов адаптации первоклассников к школьному обучению

2.1. Этапы адаптации ребенка к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родителей [5, c.62].

В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  1. личность педагога
  2. коллектив одноклассников
  3. новый режим дня
  4. ограничение двигательной активности
  5. новые обязанности[8, c.98].

Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  1. неуспеваемость;
  2. нежелание что-то делать;
  3. негативизм;
  4. демонстративность;
  5. лень.

Адаптация первоклассников делится на 3 этапа[10,c.16]:

1) Ребёнок впервые приходит в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  1. знакомят детей со школой и её территорией;
  2. совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка;
  3. проводят спортивные занятия;
  4. развивают общий интеллект;
  5. работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка [10, c.18].

2) Ребёнок адаптируется непосредственно в школе.


Этот этап — сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка, в которое входит:

  1. оказывать педагогическую поддержку первоклассникам;
  2. выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса;
  3. консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

3) Учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации. Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями. Работа происходит в направлениях:

  1. диагностика психического здоровья ребёнка;
  2. коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности;
  3. консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения;
  4. отслеживание результатов адаптации первоклассников.

2.2. Программа адаптации

Адаптация ребенка в школе составляется с помощью трех программ:

1) психологическая;

2) физиологическая;

3) социальная [3, c.102].

Окружив ребенка поступившего в школу, любовью, поможет ему избежать таких негативных моментов, как стресс при учебной деятельности. Кроме этого важно составить режим дня для первоклассника, и не отменять дневной сон, к которому ребенок привык из детского сада. Сон, поможет восстановить силы после учебы, поэтому так важно, чтобы дети по возможности не ходили в продленку, а шли домой после школы. Также не объемлемой задачей родителей, является разговор с ребенком о важности общения с одноклассниками.

Далее рассмотрим подробно программу адаптации:

1) Психологическая готовность первоклассника направлена на формирование удовольствия хождения в школу и выполнения домашнего задания, а также делятся дома событиями из школы. Если школьник ведет себя иначе, это говорит, о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться[15,c.10].

Для адаптации важна доброжелательная спокойная атмосфера в семье. Ребенку надо помнить отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рассмотрим рекомендации по психологической адаптации школьника:

1. Любить ребенка и выслушивать его;


2. Сформировать высокую самооценку у ребенка, хвалить за его успехи;

3. Ценить ребенка;

4. Родителям следует узнавать, как прошел день в школе у ребенка;

5. Проводить время после школы родителям с детьми;

6. Не наказывать физически детей;

7. Понимать какой характер у ребенка, и находить индивидуальный подход.

8. Давать ребенку самостоятельно собираться в школу, контролируя целесообразно.

9. Поощрять ребенка за успехи в учебной деятельности;

10. Стимулировать к учебной деятельности.

2) Физиологическая. В данный период адаптации, ребенок испытывает стресс при поступлении в школу. Анализируя статистику в медицине, каждый год среди первоклассников, есть дети, которые сильно худеют уже за 1 четверть учебы, у других поднимается давление или симптомы усталости. То есть в данный период ребенок чаще болеет и испытывает стрессы.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему ребенку.

Дадим рекомендации родителям для быстрой адаптации, с физиологической стороны:

1. Формировать новый режим дня постепенно;

2. Следить за отдыхом ребенка дома, формировать смену деятельности.

3. Включить занятия спортом в деятельность ребенка;

4. Следить за осанкой ребенка;

5. Следить за освещением рабочего стола ребенка;

6. Следить за питание ребенка, не забывать включать в рацион овощи и фрукты.

7. Активизировать двигательную активность;

8. Следить за сном, который должен составлять 9,5 часов;

9. Стараться меньше давать ребенку сидеть за компьютером или просмотром телевизора[9,c.19].

10. Формировать самостоятельность ребенка во всех аспектах жизни.

3) Социальная. Данная адаптация, проходит сложнее у тех детей, которые не ходили в детских сад, так как не привыкли к режиму, к общению со сверстниками. В дошкольных учреждениях дети проходят процесс социализации, которые формирует у него навыки коммуникации и уяснения способов построения отношения в группе. В школе, как правило, учитель не уделяет внимание социальной адаптации. Поэтому здесь необходима помощь родителей. Для этого родителям нужно:

А) обращать внимание с кем общается его ребенок;

Б) помогать советами в проблемах ребенка;

В) подсказывать, как преодолеть конфликтные ситуации с одноклассниками;

Г) ходить на родительские собрания, где учитель сообщает все проблемы ребенка, в том числе и его поведение с одноклассниками[12, c.80].