Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
2.3.Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет
Введение
В настоящее время ценятся такие качества человека как активность, творчество, способность к саморазвитию. Поэтому современное общество ставит перед дошкольной образовательной организацией важную задачу, которая предполагает развитие творческого потенциала детей, что предполагает совершенствование воспитательно-образовательного процесса.
Творческое воображение — это такой психический процесс, который является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности дошкольника. Вследствие этого важной становиться работа по созданию условий, способствующих развитию творческого воображения дошкольника.
В педагогике и психологии проблему развития творческого воображения рассматривали многие известные учёные. Например, В.А. Крутецкий и Л.Д. Столяренко выделяли виды воображения, Р.С. Немов и М.В. Гамезо в своих трудах по психологии определяли функции воображения. Л.С. Выготский занимался этапами создания образов творческого воображения. О.В. Боровик и О.М. Дьяченко рассматривали особенности творческого воображения. Ю.А. Полуяновым были определены этапы формирования и развития творческого воображения в онтогенезе.
По мнению В.Н. Дружинина «результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию» [8].
В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Таким образом, этом факт придает продуктам творчества, в сравнении с продуктами производства, дополнительную ценность.
Развитие творческого воображения у дошкольников на протяжении долгого времени является актуальной темой. Данная проблема достаточна многогранна. Она включает в себя как непосредственное развитие творческого воображения, так и позволяет раскрыть особенности мышления и эмоционально-волевой сферы, развивать память, речь и мелкую моторику.
Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др. показывают, что наиболее эффективным способом зарождения творческой личности является практическое изучение, проектирование и самостоятельное создание детьми объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование.
В работах А.И. Давидчук, Л.В. Куцаковой, А.Р. Лурии представлены формы и методы обучения конструированию для детей 4-5 лет: по модели, по образцу, по замыслу, по заданной теме, по условиям.
Анализ литературы по дошкольной психологии и педагогике, а также педагогического опыта позволяет определить противоречием между необходимостью развития творческого воображения у детей 4-5 лет и недостаточным использованием Lego-конструктора в данном процессе.
Исходя из противоречия проблемы, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego-конструктора.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: Lego-конструктор как средство развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей 4 - 5лет посредством Lego-конструктора будет эффективно если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наборы Lego-конструктора разной комплектации;
- организована совместная деятельность педагога и детей в клубе «Легоша»;
- организованна самостоятельная деятельность детей с использованием Lego-конструктора.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
- Выявить уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
- Разработать и экспериментально апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego- конструктора.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ город Москва Школа № 1018 Дошкольное отделение 2034. В эксперименте участвовало 16 детей 4-5 лет (8 детей - экспериментальной группы и 8 детей - контрольная группа).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Перед современным обществом стоит важная задача развития творческих способностей дошкольников, что требует улучшения образовательного процесса.
Ученые в области педагогики и психологии отмечают значимость исследования проблемы развития воображения. Поскольку творческое воображение является неотъемлемым элементом различных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста, то проблема развития этого психического процесса является важной для формирования личности ребенка.
По мнению А.Я. Дудецкого, термин «воображение» имеет более сорока различных определений, но в то же время вопрос о его значительном отличии от других психических процессов все еще остается открытым. Понятие «воображение» не имеет четких границ, в этом и заключается основная сложность его определения. Традиционно воображение объясняется, как способность создавать новые образы. В то же время в научной литературе встречаются различные ее определения. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
«Психолог Л.С. Выготский отмечал, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [4, с.78].
Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев определяли воображение как умение строить новые образы. Они утверждали, что процесс воображения выражается в образовании в сознании человека ранее не существовавших образов и мыслей, которые в последующем могут стать основой для создания новых предметов и действий.
В атласе по психологии М.В. Гамеза и И.А. Домашенко определяли воображение как «психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала и представлении, полученных в предшествующем опыте» [7, с.186].
«Основываясь на взгляды И. Канта, Э.В. Ильенков считал, что воображение, универсальная способность человека, рассматривал это, как всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека» [13, с.33].
По мнению Л.С. Рубинштейна «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Воображение - это скелет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [29, с. 318].
Так же Л.С. Рубинштейн полагал, что без воображения невозможно осуществление всякого человеческого труда. В отсутствии воображения прогресс был бы не возможен ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.
Воображение — это психический процесс, в котором реальность отражается в определенной форме создания чего-то объективно или субъективно инновационного, и происходит это не только на основе воспринимаемых образов, сохраненных в памяти, но и на основе знаний, приобретенных в процессе общения.
«Воображение формируется и развивается у человека, в течение всей его жизни, как и другие психические процессы и принадлежит к числу главных психических новообразований дошкольного детства. Как показывают психологические исследования, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобретательской и музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми» [6, с.117].
Весьма распространённое мнение, что воображение ребенка богаче и оригинальнее воображения взрослого. По утверждению советского психолога Л.С. Выготского воображение развивается постепенно, по мере приобретения ребенком определенного опыта. В своих работах ему удалось доказать, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем от окружающего мира. Следовательно, утверждать то, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого несправедливо.
Вследствие того, что ребенок не имеет, достаточного опыта он по- своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам неожиданными и оригинальными. Эти фантастические объяснения различных явлений свидетельствуют о слабости детской фантазии, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое. Этим же объясняется то, что образы воображения у дошкольников очень неустойчивы.
Слабость воображения детей дошкольного возраста проявляется и в том, что ребёнок ещё не обладает навыками планирования своей деятельности, не способен целенаправленно вести работу. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети дошкольного возраста часто не представляют себе до конца задуманного, не имеют ясного замысла рисунка, игры. И лишь в процессе рисования, лепки, игры, под влиянием результатов их деятельности замысел уточняется и конкретизируется.
Постепенное накопление жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности способствует развитию более организованного и целенаправленного воображения у детей.
Важным моментом является то, что воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития.
По мнению Н.И. Стреляновой у детей до трёх лет творческое воображение отсутствует. М.М. Рыбакова считала, что воображение развивается только к пяти годам. Н.Н. Палагина считала, что воображение появляется уже в возрасте двух лет.
Такие разногласия связаны с тем, что у взрослого человека уже развито воображение, мышление, личное мнение, что мешает оценить творческие способности ребенка.
Стоит отметить, что О.М. Дьяченко разделяла несколько этапов развития воображения.
Первый этап происходит в 2,5-3 года. Ребенок уже начинает отделять образ от предмета и обозначать образ с помощью слова, использовать предметы-заместители. Но он еще не может спланировать последовательность действия, этапы создания изображения [11, с. 462].
В возрасте 4-5 лет происходит второй этап развития воображения. Ребенок активно участвует в ролевых играх, с удовольствием занимается художественной творческой деятельностью [30, с. 240].
В этом возрасте воображение выполняет уже специфическую функцию. Ребенок мысленно представляет ситуацию, планирует какое-либо действие, делает, смотрит на результат, после чего снова планирует действие.
В возрасте 6-7 лет происходит третий этап в развитии воображения.
В игре, в изобразительной деятельности ребенок самостоятельно использует
11свою фантазию. Ребенок способен отклоняться от стандартов, придумывать новые образы и создавать новые продукты воображения. Если раньше в рисунках ребенка квадрат становился домом, то теперь квадрат становится частью чего-то, например, глазом робота [30, с. 9]
Психологи выделяют несколько особенностей развития воображения дошкольников. В младшем возрасте ребенок может представить, переименовать предмет только взаимодействуя с ним, в среднем и старшем возрасте ребенок уже начинает сам принимать на себя определенную роль, представлять. Если младшему дошкольнику необходимы иллюстрации при чтении художественных произведений, то к пяти годам ребенок может представлять образы уже без наглядной опоры. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка уже осознанное, он уже планирует какую- либо деятельность и реализует ее. Часто в этом возрасте ребенок начинает фантазировать, придумывать истории или изображать каких-нибудь сказочных несуществующих персонажей. Дошкольник может выдумать себе лучшего друга, дать ему имя, с которым будет играть, попадать в различные истории и переживать настоящие приключения [33, с. 222].