Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Финансы в рыночной экономике).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Финансы в рыночной экономике
1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике
Глава 2. Роль финансов, как инструмента регулирования экономики
2.1 Анализ государственных финансов в России
Глава 3. Пути повышения эффективности использования государственных финансов России
3.1 Мероприятия по повышению эффективности использования финансов России
Введение
Сущность финансов заключается в создании, использовании и распределении фондов денежных средств, находящихся в распоряжении частных лиц и государства, и направлены на осуществление хозяйственных и управленческих целей.
Актуальность темы финансов как инструмент регулирования экономики заключается в том, что грамотное анализ использование финансов повышает экономические показатели на национальном и внутрифирменном уровне.
Цель работы – провести анализ финансов как инструмента регулирования экономики России.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучить теоретическое и методологическое обоснование финансов как инструмент регулирования экономики.
2. Провести анализ роли финансов, как инструмента регулирования экономики.
3. Разработать мероприятие по повышению использования финансов России.
Предмет исследования – финансы.
Объект исследования – финансов, как инструмента регулирования экономики.
Тема финансов как широко раскрыта в работах следующих российских ученых: Абрамова А.Р., Титов С.Р., Бадрудин А.В., Козырев М.С., Коробков Р.Г., Лебедева А.Д., Зимовец Е.А. и др. В ходе написания работы были использованы научные публикации российских исследователей, статистические сборники.
Глава 1. Финансы в рыночной экономике
1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике
Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).[1]
Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.
Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.
В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.
Автор М.С. Козырев пишет: «Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом».[2]
Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.
Автор Р.Г. Коробков трактует понятие финансы как систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота[3].
Согласно с проведенными исследованиями с продолжением реформирования экономики России в настоящее время свершается динамичное изменение наблюдающейся финансово-денежной системы. Центральное место в развитии рыночных отношений и в регулировании рынка государством овладевают именно финансы. Они являются не только экономической категорией, но также и исторической. Существование финансов исчисляется не одной тысячей лет. Товарно-денежные отношения, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах - все это поспособствовало появлению финансов.
На данный момент имеется большущее множество определений финансов. Наиболее точным и глубоким, на мой взгляд, является: «Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые используются на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей».
Краеугольными камнями экономической политики государств являются в настоящее время устойчивое экономическое развитие, значительный уровень занятости населения и контролированная инфляция. Достигнуть всего этого довольно сложно, потому что экономика исполняет роль совокупности отраслей и производств, каждое из которых гонится за своими целями, находящиеся часто в противоречии. Саморегулирующая экономика не может обеспечить рациональное распределение материальных и финансовых ресурсов в национальном и межгосударственном масштабах. Из этого следует, что необходимо разумное вмешательство в экономику государства.
Автор Е.Д. Привалова пишет: «Регулирования экономики достигается посредством согласование функционирования отдельных ее звеньев. С помощью перераспределения финансовых ресурсов обеспечивается в рыночных условиях такое регулирование».[4]
Путем использования хозяйствующими субъектами метода самофинансирования происходит регулирование экономики на микроуровне. Оно осуществляется главный образом за счет внутренних финансовых источников, таких как чистая прибыль и амортизационные отчисления. Но не исключается такая возможность как привлечение дополнительных денежных средств из финансового рынка.
Наиболее распространенными среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, являются бюджетные, которые связаны с государственными расходами, а также налоговые. Государство порождает увеличение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу расширением объема государственных капитальных вложений. Это способствует появлению импульса роста промышленного производства, росту частных инвестиций, а также оживлению хозяйственной конъюнктуры.
Государство формирует более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности, если финансирует производственную инфраструктуру, например, транспорт, связи, дороги и так далее. Благодаря этому происходит снижение издержек производства, рост накопления капитала в государственном и частном секторах.
По мнению авторов С.В. Романовой и Ш.С. Сафаровой военные расходы оказывают на экономику противоречивое воздействие. Эти расходы увеличивают спрос не только на военную продукцию, но и на материалы, оборудование, сырье, рабочую силу. Военные расходы этим производят толчок в развитии промышленности, содействуют в обусловленной мере ускорению темпов экономического роста. Но с другой стороны долговременная гонка вооружений, значительные военные расходы ведут к истощению экономики страны, диспропорциям и к изменениям структуры производства.[5]
Все звенья финансовой системы принимают участие в регулировании экономики. Регулирующие возможности финансов предприятий применяются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.
Одинаково значимы платежи в бюджет и бюджетное финансирование, но их роль несхожа. На регулирование собственной финансовой базы предприятий нацелены платежи в бюджет. У бюджетного финансирования имеется другая цель - увеличение финансовых возможностей предприятия за счет привлечения общегосударственных ресурсов.
Преодолению отсталости некоторых регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, улучшению отраслевых и территориальных пропорций в структуре народного хозяйства содействует межтерриториальное распределение финансовых ресурсов.
Обширное употребление финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не исключает использования других рычагов, прежде всего цены и кредит. При всём том любой рычаг располагает своей сферой применения и не должен употребляться в тех случаях, когда для этого следует использовать иные стоимостные категории.
Финансовому механизму принадлежит большое значение в системе регулирования экономики. Под ним принято понимать комплекс показателей, рычагов, приемов и методов, которые обеспечивают рациональное распределение ВВП и НД. хозрасчетную деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль над употреблением ресурсов в народном хозяйстве. Финансовый механизм пронизывает все области распределительных отношений. Он имеет в распоряжении немаловажные возможности активного воздействия на экономику в направлении увеличения ее эффективности. Реализация данных возможностей во многом находится в зависимости от совершенства финансового механизма, его соответствия задачам и требованиям развития экономики в тот или иной период.[6]
Финансы воздействуют как существенный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, обслуживая процесс распределения национального дохода. Совершается с помощью финансов перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Выравниванию экономического и социального развития содействует перераспределение средств между территориями.
Национальный доход не может быть распределен без участия финансов. Финансы являются неотъемлемым связующем звеном между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, оказывают влияние на производство, распределение и потребление. Финансы причисляются к базисной категории и выражают определенную сферу производственных отношений.
Государство притягивает финансовые ресурсы для регулирования экономики, использует при этом различные финансовые методы. К ним относятся субсидирование, кредитование, налоги и т. д. Государство может оказывать влияние с помощью финансового регулирования на платежеспособный спрос населения, темпы накопления, реализацию товаров и услуг, движение товаров и капиталов между странами, на отраслевую и территориальную структуру макроэкономики. Благодаря этому происходит финансовое воздействие на тенденцию экономического развития страны в целом.
По мнению Г.А. Макаровой в рамках финансового регулирования экономики обширно используются следующие методы: таможенная политика; налоговые скидки и льготы; возврат уплаченных налогов или отсрочка платежа; трансформация ставок налогов и способа их взимания. В то же время государственное финансовое воздействие на экономику не является всеобъемлющим. Оно является ограниченным и нуждается в дополнительных формах и методах регулирования экономики. [7]
На употребление законодательными и исполнительными органами государственной власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития базируется вмешательство государства в экономику страны.
Государство вырабатывает контрольный механизм влияния на экономику, обеспечивающий ее переход в новейшее качество, при этом использует бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику.
К примеру, сказать, с поддержкой механизма налогообложения, бюджетных инвестиций, а также амортизационной политики государство побуждает хозяйствующих субъектов реализовывать варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественным потребностям в товарах и услугах. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан с содействием налогов, концентрирует ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с долговременными сроками окупаемости затрат. Конечной целью распределения и перераспределения является вырабатывание производительных сил, сотворение рыночных структур экономики, упрочение государства, обеспечение значительного качества жизни обширных слоев населения[8].
Объективно определенные границы имеет, тем не менее, вмешательство государства в экономику. Снижение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма, а также ослабление экономических стимулов может произойти за пределами этих границ.
Таким образом, можно сделать вывод, что обширное применение финансов образовывает потенциальные возможности для видоизменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства в нужном государству направлении.
Государство формирует условия для убыстренного развития обусловленных отраслей и производств, содействует решению животрепещущих для общества проблем. Государство маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, меняет условия налогообложения, вводит одни и отменяет другие налоги. Оно может стимулировать технический прогресс, повышение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства при помощи налогов, льгот.