Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Финансы в рыночной экономике).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Финансы в рыночной экономике
1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике
Глава 2. Роль финансов, как инструмента регулирования экономики
2.1 Анализ государственных финансов в России
Глава 3. Пути повышения эффективности использования государственных финансов России
3.1 Мероприятия по повышению эффективности использования финансов России
Таблица 7 – План расходов Федерального бюджета РФ
Показатель |
2018 г., млрд руб. |
2020 г., млрд руб. |
Темп роста |
Общегосударственные вопросы |
1 309,40 |
1309,4 |
100 |
Национальная оборона |
950 |
931 |
98 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 359,40 |
1332,2 |
98 |
Национальная экономика |
2 246,60 |
2246,6 |
100 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
151,7 |
154,7 |
100 |
Охрана окружающей среды |
90,6 |
92,4 |
102 |
Образование |
700,1 |
714,1 |
102 |
Культура, кинематография |
106,7 |
106,7 |
100 |
Здравоохранение |
532 |
542,6 |
102 |
Социальная политика |
4 692,10 |
4786,0 |
102 |
Физическая культура и спорт |
64,9 |
66,2 |
102 |
Средства массовой информации |
82,1 |
82,1 |
100 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
824,3 |
824,3 |
100 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
858,3 |
858,3 |
100 |
Таким образом, при внедрении предложенных мероприятий объем расходов на национальную оборону снизится до уровня 931 млрд руб., уровень расходов на национальную безопасность – до 1332,2 млрд руб. Расходы на охрану окружающей среды вырастут до уровня 92,4 млрд руб., расходы на образование – до уровня 714,1, расходы на здравоохранение – до уровня 542,6 млрд руб., расходы на социальную политику – до уровня 4786 млрд руб., расходы на физическую культуру и спорт – до уровня 66,2 млрд руб.
Заключение
При проведении анализа показателей Федерального бюджета РФ за 2018 год можно сделать следующие выводы:
- расходы на общегосударственные вопросы выросли на 220,3 млрд руб.;
- расходы на национальную оборону снизились на 87,3 млрд руб.;
- расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность выросли на 26,8 млрд руб.;
- расходы на национальную экономику выросли на 621,4 млрд руб.;
- расходы на социальную политику снизились на 333,1 млрд.руб..
Одним из важных элементов финансов являются инвестиции. Ежегодно объем инвестиций увеличивается, но не наблюдается взаимосвязь с принятием международных стандартов финансовой отчетности. Можно предположить, что рост происходит по причине экономического развития страны в целом.
Ежегодно объем инвестиций увеличивается, но не наблюдается взаимосвязь с принятием международных стандартов финансовой отчетности. Темп роста объема инвестиций в жилища выше темпа роста объема инвестиций в здания и сооружения.
Значительно растут инвестиции в основной капитал предприятий по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающие производства.
До 2017 года наблюдался одинаковый объем и темп роста инвестиций в основной капитал предприятий по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих предприятий, но в 2017-2018 годах объем в обрабатывающие предприятия не растет, а в компании по добыче полезных ископаемых стремительно растет. Это говорит об экономическом развитии именно предприятий по добыче полезных ископаемых.
Наблюдается рост инвестиций в основной капитал в компании по добыче полезных ископаемых и снижение – в обрабатывающие производства.
Наблюдается снижение индекса у обрабатывающих производств в 2017 году. У предприятий по добыче полезных ископаемых наблюдается значительный рост показателя в 2018 году.
Наибольший процент в предыдущему году объема инвестиций в основной капитал у Республики Башкортостан - 104,2%, а наименьший у Республики Марий Эл – 65,5%.
При анализе объема инвестиций в основной капитал в процентах к предыдущему году в 2016 году можно сделать выводы о том, что наибольший процент у Республики Башкортостан, а наименьший у Республики Марий Эл.
Объем инвестиций в основной капитал предприятий Пермского края занимает третье место среди субъектов Приволжского федерального округа, но показатель значительно меньше, чем у Республики Башкортостан и Республики Татарстан.
Самое большое значение имеет фактор недостатка собственных финансовых средств и неопределенность экономической ситуации в стране. Решение этих проблем может помочь привлечению иностранных инвестиций в российские компании.
В 2018 году наибольший процент организаций был ограничен недостаток собственных финансовых средств – 61% от общего числа компаний.
В 2017 году наибольшее число организаций – 66% - были ограничены неопределенностью экономической ситуации в стране.
Можно предположить, что основным фактором, повлиявшим на ограничение организаций от инвестиционных операций в течение 2017-2018 гг. являлись последствия кризиса 2014-2016 гг.
Самое большое значение имеет фактор недостатка собственных финансовых средств и неопределенность экономической ситуации в стране. Рекомендуется разработка мероприятий на национальном уровне по решению этих проблем.
Значительный рост иностранных инвестиций в 2018 году был обусловлен ростом инвестиций со стороны Сингапура: объем инвестиций полученных от этой страны вырос почти в 100 раз в 2018 году.
Также при анализе стран-инвесторов можно сделать следующие выводы:
- Багамы стали инвестировать на 59,5% больше;
- Бермуды стали инвестировать на 43,6% больше;
- Франция снизила объем инвестиций на 10,2%;
- Швейцария снизила объем инвестиций на 25,5%;
- Австрия повысила объем на 27,3%;
- Виргинские острова (Брит.) снизили объем инвестиций на 67,7%;
- Швеция увеличили объем инвестиций на 219,3%;
- Соединенное Королевство (Великобритания) увеличили объем инвестиций на 298,3%.
Преимуществом инвестиций в экономику России является наличие большого объема и спектра природных ресурсов. По многим направлениям природных ресурсов Россия занимает первое место в мире. Это приводит к росту объема инвестиций в российскую экономику со стороны многих стран.
Рост иностранных инвестиций в 2018 году был вызван ростом инвестиций со стороны Сингапура.
При анализе расходов Федерального бюджета РФ был выявлен значительный рост расходов на национальную экономику - 621,4 млрд руб. Возможна разработка мероприятий по снижению объема расходов на национальную экономику.
Среди факторов, негативно влияющих на государственные финансы можно выделить снижение цен на нефть. Доходы от нефтяного сектора на внутреннем и внешнем рынке приносят высокий уровень доходов в Федеральный бюджет.
Наблюдается резкое увеличение оттока капитала вследствие повышения степени неприятия риска на мировых финансовых рынках. Политические факторы оказывают большое влияние на рынки импорта и экспорта. Мероприятия по запрету на продажу некоторых категорий импортной продукции помогло развить эти рынки внутри страны.
Кризис 2014-2016 годов привел к снижению цен на недвижимость. Уровень цен на недвижимость после завершения кризиса вырос, не достиг докризисного уровня. Эти изменения оказали значительное негативное влияние на национальные экономические показатели и Федеральный бюджет РФ.
С целью повышения притока иностранного капитала на российский рынок за счет улучшения повышения имиджа страны на международный рынок возможно проведение следующих мероприятий:
- на внешней арене: налаживание сотрудничества и взаимодействия с новыми странами, принятие международных стандартов в различных отраслях, снижение числа барьеров для мировой торговли;
- на внутренней арене: экологические, социальные, экономические мероприятия с целью повышения национальных показателей.
Принятие международных стандартов в различных отраслях позволяет не только повысить имидж страны на международной арене, но и облегчить взаимодействие со странами в области инвестиций, импорта, экспорта.
Для улучшения ситуации на рынке недвижимости возможно внедрение специальных социальных программ по продаже и покупке недвижимости, которые помогут сгладить последствия кризиса 2014-2016 гг. на национальном уровне.
Внедрение социальных мероприятий приведет к росту затрат на социальную политику, образование, здравоохранение и физическую культуру и спорт. Эти мероприятия позволят снизить уровень преступности, а значит уровень затрат на правоохранительные нужды. При повышении имиджа страны на международной арене возможно снижение уровня расходов на национальную оборону.
При внедрении предложенных мероприятий объем расходов на национальную оборону снизится до уровня 931 млрд руб., уровень расходов на национальную безопасность – до 1332,2 млрд руб. Расходы на охрану окружающей среды вырастут до уровня 92,4 млрд руб., расходы на образование – до уровня 714,1, расходы на здравоохранение – до уровня 542,6 млрд руб., расходы на социальную политику – до уровня 4786 млрд руб., расходы на физическую культуру и спорт – до уровня 66,2 млрд руб.
Библиография
- Абрамова А.Р., Титов С.Р. Концептуальные подходы к сущности и функциям финансов в российской науке, их развитие. В сборнике: Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики Материалы студенческой международной научно-практической конференции. Под редакцией проф. В. А. Федорова, проф. Е. А. Карловской. 2015. С. 66-69.
- Бадрудин А.В. Финансы предприятий как экономическая категория, сущность и функции финансов. Структура инвестиций предприятий России // Наука без границ. 2019. № 6 (34). С. 5-11.
- Козырев М.С. Функции финансов и их роль в современной рыночной экономике. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИНАНСОВ, УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Московский экономический институт". 2015. С. 5-10.
- Коробков Р.Г. Сущность и роль финансов в рыночной экономике. В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Ставрополь, 2018. С. 58-61.
- Лебедева А.Д., Зимовец Е.А. Финансовый контроль. виды финансового контроля. В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 219-227.
- Макарова Г.А. Роль системы государственных финансов в рыночной экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 (63). С. 220-222.
- Османов К.М., Асанова А.Р. Финансы организаций. Сущность функции и принципы организации. В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 11-14.
- Привалова Е.Д. Методика повышения эффективности деятельности предприятия за счет финансовых ресурсов // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2015. № 8. С. 131-134.
- Рачкова Е.Н. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике. Аллея науки. 2018. Т. 7. № 11 (27). С. 476-479.
- Рафаилова Д.Д., Блохина И.М. Финансы корпораций и их функции // Аллея науки. 2017. Т. 4. № -9. С. 449-455.
- Романова С.В., Сафарова Ш.С. Оценка эффективного использования источников финансирования. В сборнике: НАУЧНАЯ ВЕСНА-2018. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Сборник научных трудов. Научное электронное издание. Шахты, 2018. С. 95-99.
- Самаруха В.И., Самаруха И.В. К вопросу о сущности и функциях денег и финансов: Дискуссионный аспект // Сибирская финансовая школа. 2018. № 1 (126). С. 3-10.
- Чигарев Г.Г. К вопросу о сущности и функциях финансов как экономической категории. В сборнике: Финансово-кредитные отношения и механизм их реализации Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (пятое заседание). Под редакцией Е.Ф. Сысоевой. 2018. С. 78-83.
- Шильников А.А. Финансы корпораций: подходы к определению сущности, функции и направления повышения эффективности управления // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2019. № 4 (22). С. 197-201.
Электронный ресурс: Российский статистический ежегодник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078. Дата обращения: 20.08.2019 г.
-
Козырев М.С. Функции финансов и их роль в современной рыночной экономике. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИНАНСОВ, УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Московский экономический институт". 2015. С. 5-10. ↑
-
Рачкова Е.Н. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике. Аллея науки. 2018. Т. 7. № 11 (27). С. 476-479. ↑
-
Коробков Р.Г. Сущность и роль финансов в рыночной экономике. В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Ставрополь, 2018. С. 58-61. ↑
-
Привалова Е.Д. Методика повышения эффективности деятельности предприятия за счет финансовых ресурсов // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2015. № 8. С. 131-134. ↑
-
Романова С.В., Сафарова Ш.С. Оценка эффективного использования источников финансирования. В сборнике: НАУЧНАЯ ВЕСНА-2018. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Сборник научных трудов. Научное электронное издание. Шахты, 2018. С. 95-99. ↑
-
Лебедева А.Д., Зимовец Е.А. Финансовый контроль. виды финансового контроля. В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 219-227. ↑
-
Макарова Г.А. Роль системы государственных финансов в рыночной экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 (63). С. 220-222. ↑
-
Абрамова А.Р., Титов С.Р. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЯМ ФИНАНСОВ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ, ИХ РАЗВИТИЕ. В сборнике: Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики Материалы студенческой международной научно-практической конференции. Под редакцией проф. В. А. Федорова, проф. Е. А. Карловской. 2015. С. 66-69. ↑
-
Самаруха В.И., Самаруха И.В. К вопросу о сущности и функциях денег и финансов: Дискуссионный аспект // Сибирская финансовая школа. 2018. № 1 (126). С. 3-10. ↑
-
Абрамова А.Р., Титов С.Р. Концептуальные подходы к сущности и функциям финансов в российской науке, их развитие. В сборнике: Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики Материалы студенческой международной научно-практической конференции. Под редакцией проф. В. А. Федорова, проф. Е. А. Карловской. 2015. С. 66-69. ↑
-
Чигарев Г.Г. К вопросу о сущности и функциях финансов как экономической категории. В сборнике: Финансово-кредитные отношения и механизм их реализации Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (пятое заседание). Под редакцией Е.Ф. Сысоевой. 2018. С. 78-83. ↑
-
Шильников А.А. Финансы корпораций: подходы к определению сущности, функции и направления повышения эффективности управления // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2019. № 4 (22). С. 197-201. ↑
-
Османов К.М., Асанова А.Р. Финансы организаций. Сущность функции и принципы организации. В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 11-14. ↑