Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ресурсный подход – оценка использования ресурсов;

- комплексный подход – сочетание предыдущих двух подходов.

Следовательно, в рамках процесса формирования реализации финансовой политики, ее эффективность будет складываться из эффективностей каждого подпроцесса, т.е. эффективность достижения целей финансовой политики невозможна без эффективности в прогнозировании и планировании, без аудита эффективности. Поэтому, говоря об эффективности финансовой политики, надо выделять ее составные части и уже исходя из их оценки эффективности, делать вывод об эффективности политики в целом[14].

В дополнение к вышесказанному, можно добавить еще ряд классификаций. По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управленческой деятельности, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую эффективность, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе государственного управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.

Финансовая политика как управленческая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. С этих позиций можно выделить следующие составляющие эффективности политики:

- эффективность прогнозирования, планирования и программирования;

- эффективность привлечения ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды;

- эффективность использования ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;

- эффективность контроля на всех стадиях формирования и использования бюджетных средств;

- эффективность распределения прав и полномочий между публично-правовыми образованиями;

- эффективность принятия управленческих решений на государственном уровне;

- эффективность системы оценки деятельности всех участвующих в формировании и реализации финансовой политики[15].

С учетом вышесказанного, можно предложить следующие компоненты на этапах реализации финансовой политики, оказывающие влияние на показатели эффективности государственной финансовой политики (рис. 1)[16].

Рис. 1. Компоненты эффективности процесса реализации финансовой политики

Понятие эффективность очень часто стоит рядом с понятием результативность. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия, специфики международных отношений и особенности жизни[17].


Известным американским специалистом по управлению П. Друкером был введен термин «management by objectives» (управление по целям). Согласно подходу, необходимость решения большого числа сложных проблем, связанных с приспособлением организации к требованиям внешней среды, потребовала привести это в единую систему. Система – процедура установления общих целей организации и их увязку с целями подразделений, мотивацию руководителей и контроль за ходом достижения целей – это все предпосылки появления концепции управления по целям. Согласно этой концепции, для повышения эффективности производства, важно не столько совершенствование процедуры управления, сколько ориентации на достижение конечных целей организации. При таком подходе из всех функций управления главное внимание уделяется двум – планированию и контролю[18].

Применительно к финансовой политике, в задачи планирования входит поиск и четкое формулирование целей социально- экономического развития страны, выбор методов их достижения, установление частных целей отдельных направлений, распределение ресурсов по распорядителям бюджетных средств.

Контроль охватывает такие операции как, установление критериев оценки достигнутых результатов и разработка корректирующих мероприятий. Таким образом, управление по целям позволяет направить усилия исполнителей на достижение конкретных плановых заданий и обеспечить обратную связь.

При этом, один из фундаментальных принципов управления по целям – максимальная четкость при формулировке целей и возможно более точное измерение результатов. О том, насколько четко сформулированы цели на уровне государства в последние годы будет проанализировано в последующей главе[19].

В рамках ресурсного подхода, оценка эффективности может проводиться в отношении доходов, расходов и государственного дога. Наиболее дискуссионными остаются вопросы оценки в отношении расходов или затрат бюджетного сектора.

Сложность оценки эффективности в бюджетном секторе (как эффективности бюджетных расходов, так и деятельности органов управления) состоит в том, что затраты и результаты, как правило, выражены в разных показателях. Это, в свою очередь, и побуждает либо сводить эффективность к социальному эффекту, что находит выражение в оценке результатов или затрат на его достижение, не используя при этом, соотношение затрат к результатам в расчетах оценки «эффективности»[20].


Д.Ю. Завьялов в своей статье «Оценка эффективности бюджетных расходов» формулирует два основных подхода приведения в сопоставимые величины результата и затрат в бюджетном секторе[21].

Первый подход состоит в приведении результатов бюджетных расходов к денежному эквиваленту. Второй – в приведении как результатов бюджетных расходов, так и бюджетных затрат к единому абстрактному эквиваленту – индексу. Каждый подход представлен набором характерных методов измерения эффективности. В зависимости от того, что рассматривается результатом бюджетных расходов, сформулированы ряд методов оценки эффективности бюджетных расходов.

Подход «приведения результата к денежному эквиваленту» включает:

- метод оценки доходов бюджета – предусматривает расчет эффективности бюджетных расходов исходя из соотношения доходов полученных в бюджет в результате расходования бюджетных средств, к расходам бюджета с учетом временного фактора

- метод оценки доходов населения – определяет эффективность как соотношение дополнительных доходов, полученных гражданами в результате предоставления им бюджетных услуг, к бюджетным затратам на предоставление бюджетных услуг с учетом временного фактора;

- метод оценки экономии затрат – предусматривает расчет эффективности бюджетных расходов исходя из соотношения достигнутой экономии затрат на предоставление бюджетной услуги к произведенным бюджетным расходам с учетом временного фактора;

- метод оценки стоимости бюджетной услуги предусматривает расчет эффективности бюджетных затрат исходя из соотношения стоимости произведенной бюджетной услуги и затрат бюджета на ее предоставление.

Подход оценки эффективности бюджетных расходов через приведение к единому показателю как затрат, так и результата – это метод соотношения условных эффективностей через соотношение условной эффективности бюджетных расходов бюджетного учреждения на предоставление определенной бюджетной услуги и условной эффективности аналогичного учреждения по предоставлению данной бюджетной услуги.

В настоящее время все государственные и муниципальные программы включают показатели и индикаторы, по которым происходит оценка степени реализации и эффективности поставленных целей и задач социально-экономического развития страны, региона, муниципалитета[22].

Таким образом, в заключение главы можно сделать вывод, что финансовая политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства. Эффективность и результативность политики государства – понятие комплексное и должны оцениваться на всех этапах ее формирования и реализации.


На наш взгляд, прежде чем оценивать эффективность политики, необходимо оценить полученные результаты проводимой политики. Для оценки результатов финансовой политики правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь четкую программу социально-экономического развития с характеристикой первоочередных и приоритетных задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику, и дать ее объективную оценку.

2. Финансовая политика Российской Федерации и ее реализация

2.1. Налоговая политика государства – её роль, значение, функции

Налоговой политикой называется составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации[23].

Эффективность налоговой политики является одним из ключевых факторов благополучного, как в экономическом, так и политическом отношении, существования государства, обеспечив не только пополнение консолидированного государственного бюджета, но также и сохранение социально-экономической стабильности, отсутствие серьезных социальных противоречий между разными слоями населения, которые рискуют подорвать национальную и экономическую безопасность страны[24].

Налоговая политика государства призвана обеспечивать необходимые ресурсы для государственной и бюджетной деятельности (затраты на социально-экономические и военные программы), экономического регулирования (налоговая система должна использоваться в качестве рычагов управления хозяйственной деятельностью с целью реализации определенной экономической политики), выравнивания доходов (с помощью чего, перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения и системы трансфертных платежей социально незащищенным группам населения). Впрочем, при осуществлении этих функций, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы структура и общий уровень налогов, степень прогрессивности, а также структура трансфертов и расходов не ослабляли стимулы к сбережению, развитию трудовой и предпринимательской деятельности.


Сформировавшиеся в государстве налоговые отношения находят свое отражение в налоговой политике, задача которой заключается в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, формировании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика государства определяет роль налогов в обществе, которая может быть положительной или отрицательной по отношению к хозяйствующим субъектам. Для государства рост налоговых изъятий является позитивным фактором, а для хозяйствующих субъектов – негативным. Проблема заключается в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние политической и социально- экономической системы в обществе[25].

Центральным вопросом налоговой политики, является необходимость научного обоснования пределов налоговых изъятий, то есть величины налоговой ставки, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый касается размеров индивидуального налогообложения, то есть размеров налога, возлагаемого на конкретного налогоплательщика. Второй, связан с размером налогового бремени на макроуровне, то есть какая доля созданного ВВП должна перейти к государству[26].

Экономическая сущность налоговой политики проявляется через ее функции. Каждая из выполняемых налоговой политикой функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов внутри общества.

Выделяют три основных функции налоговой политики.

Фискальная функция, заключается в обеспечении доходов государственно-бюджетной системы и находится под особым контролем и влиянием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающая заинтересованность государства к реализации фискальной функции, естественным образом проявляется в стремлении максимального увеличения налоговых источников, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими задачами и функциями налоговой политики государства.

Социальная функция налоговой политики государства, носит многоаспектный характер. В условиях России социальная функция налоговой системы весьма существенна вследствие того, что государство традиционно несет значительные обязательства перед своим населением.