Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Место и роль финансов в рыночной экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сущность финансов заключается в создании, использовании и распределении фондов денежных средств, находящихся в распоряжении частных лиц и государства, и направлены на осуществление хозяйственных и управленческих целей.

Актуальность темы финансов как инструмент регулирования экономики заключается в том, что грамотное анализ использование финансов повышает экономические показатели на национальном и внутрифирменном уровне.

Цель работы – провести анализ финансов как инструмента регулирования экономики на примере нефтегазовой отрасли и ПАО «ЛУКОЙЛ».

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:

1. Изучить теоретическое и методологическое обоснование финансов как инструмент регулирования экономики.

2. Провести анализ роли финансов, как инструмента регулирования экономики на примере нефтегазового сектора.

3. Провести анализ источников финансирования предприятия нефтегазового сектора на примере ПАО «ЛУКОЙЛ».

Предмет исследования – финансы.

Объект исследования – финансов, как инструмента регулирования экономики.

Тема финансов как широко раскрыта в работах следующих российских ученых: Абрамова А.Р., Титов С.Р., Бадрудин А.В., Козырев М.С., Коробков Р.Г., Лебедева А.Д., Зимовец Е.А. и др. В ходе написания работы были использованы научные публикации российских исследователей, статистические сборники, бухгалтерская и финансовая отчетность ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2016-2018 гг.

Глава 1. Финансы в рыночной экономике

1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).[1]


Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Автор М.С. Козырев пишет: «Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом».[2]

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Автор Р.Г. Коробков трактует понятие финансы как систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота[3].

Согласно с проведенными исследованиями с продолжением реформирования экономики России в настоящее время свершается динамичное изменение наблюдающейся финансово-денежной системы. Центральное место в развитии рыночных отношений и в регулировании рынка государством овладевают именно финансы. Они являются не только экономической категорией, но также и исторической. Существование финансов исчисляется не одной тысячей лет. Товарно-денежные отношения, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах - все это поспособствовало появлению финансов.

На данный момент имеется большущее множество определений финансов. Наиболее точным и глубоким, на мой взгляд, является: «Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые используются на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей».

Краеугольными камнями экономической политики государств являются в настоящее время устойчивое экономическое развитие, значительный уровень занятости населения и контролированная инфляция. Достигнуть всего этого довольно сложно, потому что экономика исполняет роль совокупности отраслей и производств, каждое из которых гонится за своими целями, находящиеся часто в противоречии. Саморегулирующая экономика не может обеспечить рациональное распределение материальных и финансовых ресурсов в национальном и межгосударственном масштабах. Из этого следует, что необходимо разумное вмешательство в экономику государства.


Автор Е.Д. Привалова пишет: «Регулирования экономики достигается посредством согласование функционирования отдельных ее звеньев. С помощью перераспределения финансовых ресурсов обеспечивается в рыночных условиях такое регулирование».[4]

Путем использования хозяйствующими субъектами метода самофинансирования происходит регулирование экономики на микроуровне. Оно осуществляется главный образом за счет внутренних финансовых источников, таких как чистая прибыль и амортизационные отчисления. Но не исключается такая возможность как привлечение дополнительных денежных средств из финансового рынка.

Наиболее распространенными среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, являются бюджетные, которые связаны с государственными расходами, а также налоговые. Государство порождает увеличение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу расширением объема государственных капитальных вложений. Это способствует появлению импульса роста промышленного производства, росту частных инвестиций, а также оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Государство формирует более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности, если финансирует производственную инфраструктуру, например, транспорт, связи, дороги и так далее. Благодаря этому происходит снижение издержек производства, рост накопления капитала в государственном и частном секторах.

По мнению авторов С.В. Романовой и Ш.С. Сафаровой военные расходы оказывают на экономику противоречивое воздействие. Эти расходы увеличивают спрос не только на военную продукцию, но и на материалы, оборудование, сырье, рабочую силу. Военные расходы этим производят толчок в развитии промышленности, содействуют в обусловленной мере ускорению темпов экономического роста. Но с другой стороны долговременная гонка вооружений, значительные военные расходы ведут к истощению экономики страны, диспропорциям и к изменениям структуры производства.[5]

Все звенья финансовой системы принимают участие в регулировании экономики. Регулирующие возможности финансов предприятий применяются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Одинаково значимы платежи в бюджет и бюджетное финансирование, но их роль несхожа. На регулирование собственной финансовой базы предприятий нацелены платежи в бюджет. У бюджетного финансирования имеется другая цель - увеличение финансовых возможностей предприятия за счет привлечения общегосударственных ресурсов.


Преодолению отсталости некоторых регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, улучшению отраслевых и территориальных пропорций в структуре народного хозяйства содействует межтерриториальное распределение финансовых ресурсов.

Обширное употребление финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не исключает использования других рычагов, прежде всего цены и кредит. При всём том любой рычаг располагает своей сферой применения и не должен употребляться в тех случаях, когда для этого следует использовать иные стоимостные категории.

Финансовому механизму принадлежит большое значение в системе регулирования экономики. Под ним принято понимать комплекс показателей, рычагов, приемов и методов, которые обеспечивают рациональное распределение ВВП и НД. хозрасчетную деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль над употреблением ресурсов в народном хозяйстве. Финансовый механизм пронизывает все области распределительных отношений. Он имеет в распоряжении немаловажные возможности активного воздействия на экономику в направлении увеличения ее эффективности. Реализация данных возможностей во многом находится в зависимости от совершенства финансового механизма, его соответствия задачам и требованиям развития экономики в тот или иной период.[6]

Финансы воздействуют как существенный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, обслуживая процесс распределения национального дохода. Совершается с помощью финансов перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Выравниванию экономического и социального развития содействует перераспределение средств между территориями.

Национальный доход не может быть распределен без участия финансов. Финансы являются неотъемлемым связующем звеном между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, оказывают влияние на производство, распределение и потребление. Финансы причисляются к базисной категории и выражают определенную сферу производственных отношений.

Государство притягивает финансовые ресурсы для регулирования экономики, использует при этом различные финансовые методы. К ним относятся субсидирование, кредитование, налоги и т. д. Государство может оказывать влияние с помощью финансового регулирования на платежеспособный спрос населения, темпы накопления, реализацию товаров и услуг, движение товаров и капиталов между странами, на отраслевую и территориальную структуру макроэкономики. Благодаря этому происходит финансовое воздействие на тенденцию экономического развития страны в целом.


По мнению Г.А. Макаровой в рамках финансового регулирования экономики обширно используются следующие методы: таможенная политика; налоговые скидки и льготы; возврат уплаченных налогов или отсрочка платежа; трансформация ставок налогов и способа их взимания. В то же время государственное финансовое воздействие на экономику не является всеобъемлющим. Оно является ограниченным и нуждается в дополнительных формах и методах регулирования экономики. [7]

На употребление законодательными и исполнительными органами государственной власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития базируется вмешательство государства в экономику страны.

Государство вырабатывает контрольный механизм влияния на экономику, обеспечивающий ее переход в новейшее качество, при этом использует бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику.

К примеру, сказать, с поддержкой механизма налогообложения, бюджетных инвестиций, а также амортизационной политики государство побуждает хозяйствующих субъектов реализовывать варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественным потребностям в товарах и услугах. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан с содействием налогов, концентрирует ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с долговременными сроками окупаемости затрат. Конечной целью распределения и перераспределения является вырабатывание производительных сил, сотворение рыночных структур экономики, упрочение государства, обеспечение значительного качества жизни обширных слоев населения[8].

Объективно определенные границы имеет, тем не менее, вмешательство государства в экономику. Снижение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма, а также ослабление экономических стимулов может произойти за пределами этих границ.

Таким образом, можно сделать вывод, что обширное применение финансов образовывает потенциальные возможности для видоизменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства в нужном государству направлении.

Государство формирует условия для убыстренного развития обусловленных отраслей и производств, содействует решению животрепещущих для общества проблем. Государство маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, меняет условия налогообложения, вводит одни и отменяет другие налоги. Оно может стимулировать технический прогресс, повышение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства при помощи налогов, льгот.