Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие и цели финансовой политики
1.2. Критерии и показатели результативности финансовой политики государства
2. Финансовая политика Российской Федерации и ее реализация
2.1. Налоговая политика государства – её роль, значение, функции
2.2. Направления реализации бюджетной политики в Российской Федерации
2.3. Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности
Первая из основ для классификации расходов бюджетной политики, упомянутая в БК РФ[38] – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие определения этих категорий
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета[39].
К текущим расходам бюджета относятся: закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.); трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.); текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти; выплата процентов по государственному долгу и другие.
Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат. К капитальным расходам относятся: затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности; инвестиционные субсидии; долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты и другие[40].
В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития. В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных средств.
В соответствии со статьей 69 главы 10 БК РФ, эти формы таковы: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств[41].
Предоставление бюджетных средств бюджетополучателям осуществляется в соответствии со следующими принципами: получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставления бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности и с учетом использования ранее отпущенных средств; безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований[42].
Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной политики. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
Доходы и расходы бюджета являются главными составляющими бюджетной политики и определяются ее различными направлениями.
На сегодняшний день бюджетная политика оказалась слаба, поэтому главным направлением реализации бюджетной деятельности должно стать формирование новой концепции:
- четкое определение и детализация целей бюджетной политики;
- обеспечение прозрачности и подотчетности формирования и исполнения бюджетов разных уровней, оперативность и достоверность бюджетной отчетности;
- установление жесткого контроля за принятием и исполнением бюджетных обязательств[43].
Совершенствование бюджетной политики на современном этапе предполагает решение таких первостепенных задач как финансовое оздоровление экономики, разработку реальных бюджетов всех уровней, реформирование межбюджетных отношений, искоренение экономических правонарушений и др.
Дальнейшее развитие и укрепление бюджетной политики в нашей стране требует совершенствования законодательства о самоуправлении и территориальных финансах. Крайне актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным правительством на местные бюджеты дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы.
В тоже время существует необходимость снижения роли перераспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов[44].
2.3. Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности
Роль банков в государстве проявляется в их целевой направленности, а в ходе развития банковской деятельности роль меняется в связи с подвижностью финансовых условий, в которых банки функционируют, и новыми задачами денежно-кредитной политики страны, которые выдвигаются Банком России и Правительством РФ[45].
В современных условиях значение банков возрастает, так как увеличиваются масштабы банковской деятельности, усиливается процесс их интеграции в мировой финансовой системе, быстрыми темпами развиваются инновационные технологии, используемые в данной сфере, повышаются требования к банковскому регулированию и надзору. Необходимость осознания взаимосвязи между банковской деятельностью и денежно-кредитной политикой обусловлена тем, что центральные банки располагают возможностями использования инструментов денежно-кредитной политики для преодоления нестабильности, связанной с пузырями активов и финансовыми кризисами[46].
Банки также имеют большое значение в повышении эффективности денежно-кредитной политики страны, которое достигается при активном участии банков на основе роста совокупных показателей их функционирования, повышения качества деятельности, эксплуатации современных информационных технологий, развития уровня транспарентности и рыночной дисциплины в данном секторе, улучшения применения административных и экономических рычагов воздействия на банковскую деятельность, совершенствования банковского надзора, построения и использования эффективных систем управления банковской деятельностью, базирующейся на экономических интересах участников банковской системы[47].
Указывая на то, что денежно-кредитная политика – это комплекс мер уполномоченного органа государства в области денежного обращения и кредита, ее возможно определить как стратегию и тактику уполномоченного органа государства по обеспечению стабильного сбалансированного функционирования денежно-кредитной системы страны с целью развития банковского сектора и его позитивного влияния на структуру экономики, а также повышения экономического росла и благосостояния граждан[48].
Однако, выделяя из совокупности мер, экономические составляющие, денежно-кредитную политику следует определить как совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Таким образом, повышение качества денежно-кредитной политики страны находит отражение в изменении объемов и темпов роста денежной массы, то есть ликвидных обязательств банковской системы, которые компании и население могут использовать для оплаты товаров и ус луг, погашения своих долгов и выполнения других обязательств.
Иначе говоря, развитие денежно-кредитной политики неразрывно связано с банковской деятельностью, и ее можно охарактеризовать как систему мер и методов целенаправленного воздействия органов государственного управления на объем и структуру денежной массы, доступность кредита и валютный курс с помощью определенного набора инструментов в целях регулирования экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и выравнивания платежного баланса. То есть изменение объема денег в экономике (денежной массы) обеспечивается тремя основными механизмами: операциями банков на кредитном рынке, бюджетными операциями, а также валютными операциями банковской системы с реальным сектором экономики. В современной России основной объем эмиссии обеспечивается операциями банков по кредитованию экономики. Так, при наличии эффективного механизма управления банковской ликвидностью банки будут содействовать более успешному осуществлению денежно-кредитной политики страны[49].
Возрастает роль банков в повышении эффективности денежно-кредитной политики в связи с задачей обеспечить реальный сектор экономики финансовыми ресурсами. Способность банков влиять на реальное производство проистекает из того факта, что изменение денежно-кредитной политики предопределяет корректировку банковских процентных ставок. Согласно данным Банка России кредитные ресурсы обеспечивают в среднем 8% вложений в основной капитал, а с учетом заимствований на рынке капитала – лишь немногим более 9 %[50].
Подобная низкая статистика кредитования реального сектора обусловлена кризисными явлениями в экономике, выраженными в кредитных, процентных и инфляционных рисках. В частности, готовность банков кредитовать хозяйствующие субъекты зависит от финансового положения того или иного предприятия, изменения ключевой ставки Банка России и роста инфляции. Все эти факторы играют важную роль в осуществлении денежно-кредитной политики страны и определяют исключительное значение банков в его реализации. Так, во избежание перетока эмитируемых таким образом кредитов на финансовый и потребительский рынки необходимо активное использование соответствующих норм валютного регулирования и банковского контроля[51].
Большое значение для повышения эффективности денежно-кредитной политики имеет соблюдение кредитными организациями обязательных резервных требований, установленных Банком России. Согласно Закону о Банке России кредитные организации обязаны соблюдать следующие нормативы:
1) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
3) максимальный размер крупных кредитных рисков;
4) нормативы ликвидности кредитной организации;
5) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
6) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
7) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
8) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акции (долей) других юридических лиц;
9) максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц)[52].