Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиля руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование предприятия зависит от эффективной управленческой деятельности, поэтому роль руководителя в организации чрезвычайно важна. Эффективность деятельности предприятия ученные связывают с использование в управлении определенного стиля руководства, который зависит от многих факторов. Основную роль играют такие факторы: взаимоотношения между подчиненными и руководством, структурированность задач, степень полномочий руководителя, личные качества руководителя и подчиненных, влияние внешней среды, полнота информации, качество информационных потоков, согласованность общеорганизационных целей и целей подчиненных, степень мотивированности подчиненных.

Изучение стиля управления и руководства в последнее время стало важным направлением в проблеме оптимизации и повышения эффективности деятельности организации. При этом внимание исследователей направляется на решение целого комплекса таких взаимосвязанных проблем, как связь между эффективностью функционирования организации и стилем управления, раскрытие критериев выбора оптимального стиля управления, определение сущностных характеристик и условий формирования эффективный стиля, проблема существования единого универсального стиля или комбинаций стилей управления. При этом в ряде зарубежных теорий менеджмента само понятие эффективности стиля управления, по мере углубления исследования проблемы, претерпевало изменения и наполнялось новым смыслом. В связи с этим сегодня существует необходимость аккумуляции различных содержательных определений эффективного стиля управления и построения на этой основе целостной, гибкой, динамической модели творческого стиля управления.

Широкий круг вопросов, связанных с определением природы руководства и лидерства рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых. Среди них работы таких исследователей как Г. Блейк, Е. Кузьмин, Г. Дидковский, П. Г. Гордиенко А. Журавлев, В. Рубахин, И. Волков, Ю. Емельянов, Д. МакГрегор, И. Шинон, Т. Колларик, Г. Юкл, в которых ученые раскрывают сущность понятия «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы к их выбору.

Целью данной работы является рассмотрение специфики стилей управления, а также обоснование их влияния на эффективность функционирования предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические аспекты выбора стиля руководства в организации;


- провести анализ выбора стиля руководства в организации на примере ООО «PA Феникс-Плюс»;

- определить пути совершенствования выбора стиля руководства в ООО «PA Феникс-Плюс».

Объектом исследования является ООО «PA Феникс-Плюс».

Предметом исследования выступает выступают управленческие и организационно-экономические отношения, возникающие в процессе выбора стиля руководства в организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический подход к изучению особенностей формирования и развития теории и практики управления предприятиями, работы российских и зарубежных учёных и специалистов в области управленческого контроля.

Методической основой исследования явились научные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения и обобщения, графический метод, а также методы экономико-статистического и финансового анализа.

Информационную основу исследования составили внутренние данные ООО «PA Феникс-Плюс», а также результаты исследований ведущих учёных и специалистов по важнейшим проблемам в области выбора стиля руководства в организации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников

Глава 1. Теоретические аспекты выбора стиля руководства в организации

1.1. Понятие стиля руководства в организации

Огромное влияние на качество межличностных отношений в коллективе работников играет личность руководителя и его стиль управления (руководства). Особое значение имеет способность понимать своих подчиненных, терпимость, принятие различных ценностей, убеждений и взглядов. Понятие «стиль управления» охватывает субъективно-психологические характеристики руководителя и направлен на достижение поставленной задачи. Однако одного правильного формирования категории «стиль управления» не существует, поскольку каждый ученый по-своему трактует данный процесс (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к определению «стиль управления»

Автор

Определение «стиль управления»

Г.Я. Гольдштейн

Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера

Е. П. Михалева

Стиль управления – это своеобразный метод воздействия на подчиненных с целью получения необходимого результата

М. Р. Переверзев

Стиль управления — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации

М. А. Афонасова

Стиль управления – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели

Е. А. Репина

Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных определенному государству, организации и личности

В. В. Травин

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя


Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства.

Огромное влияние на качество межличностных отношений в коллективе работников играет личность руководителя и его стиль управления. Ежедневная работа руководителя на любых уровнях должна быть ориентирована на достижение определенных результатов, и именно лидер, сориентированный на эффективный стиль руководства, может достичь высоких результатов.

Стиль управления является вторым важным компонентом после мотивации для осуществления определенной деятельности.

Метод управления играет большую мотивационную роль, поскольку вместе с другими мотивациями существенно влияет на отношения и поведение сотрудников, и в конечном результате эффективность управления.

1.2. Виды стиля руководства в организации

Умение вести за собой людей, вдохновлять и мотивировать на благо общим целям – это качества, которые присущи настоящему лидеру. Большинство людей, часто путают понятия руководитель и лидер. Очевидно, что не каждый менеджер является авторитетным человеком, способным грамотно делегировать полномочия своим подчиненным.

Лидер является идейным двигателем любого процесса, при этом его авторитет редко связан напрямую с властью, полученной вместе с названием должности. Скорее он является следствием внутренних качеств такого руководителя, обладающего харизмой, силой убеждения и внушения. Подчиненные выполняют, поставленные задачи с энтузиазмом, привнося в процесс творческие и инновационные идеи.

Трудно переоценить роль стиля управления в формировании сплоченного и эффективного коллектива.

Существует три основных вида управленческого стиля:

- авторитарный,

- демократический,

- либеральный.

Каждый из видов имеет как преимущества, так и недостатки и следует отнестись внимательно к вопросу выбора стиля и оценки его целесообразности.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ 3-х стилей.

Таблица 2

Виды стилей управления (руководства) в организации

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1

2

3

4

Принципы

Вся власть сосредоточена в руках у менеджера.
Цели и способы их достижения всегда формируются руководителем.
Коммуникация основана на спуске директив сверху вниз.

Полномочия делегируются, но основная власть сохраняется за руководителем.
Решения принимаются в результате коллективного обсуждения.
Коммуникации являются нормой рабочего процесса, руководитель внимательно прислушивается к своим подчиненным.

Менеджер полностью перекладывает свою ответственность на подчиненных.
Группа принимает решения на свое усмотрение.
Коммуникативный процесс выстроен по горизонтали.

Плюсы

В компании строго соблюдаются сроки выполнения, алгоритмы и правила реализации процесса. Результат предсказуем.

Усиление мотивации персонала и личного участия сотрудников в принятии стратегических решений.

Возможность реализации креативных идей.

Минусы

Подавление индивидуальной инициативы, креативного начала сотрудников.

Увеличение времени принятия важных решений, так как каждое из них обсуждается на многих уровнях.

Без внедрения умеренного контроля со стороны руководителя возможна полная потеря привязки действий сотрудников к главной, общей цели компании.


Как видно из таблицы 2, любой стиль может послужить во благо или во вред организации. Подбирать стиль руководства нужно грамотно, продуманно и в соответствии с концепцией и видом деятельности компании. Например, либеральный идеально подойдет креативным фирмам, связанным с рекламой или индустрией развлечений, где требуется максимальное увеличение генерации уникальных и свежих идей. Для организаций, связанных с производством высокоточной продукции стоит предпочесть комбинацию авторитарного и демократического стилей. Первый, позволит сохранить соблюдение регламентов, технических параметров и стабильное качество изделий. Второй, поможет внедрять новшества и успешно организовывать процесс продвижения.

Вполне возможно использовать в управлении комбинации стилей. Степень превалирования того или иного вида руководства должна быть установлена после полного анализа стратегии компании, выявления слабых и сильных сторон руководства (использовать можно, например, SWOT-анализ).

1.3. Влияние стиля руководства на эффективность управления организацией

Проведенное исследование позволило выявить, что на стиль руководства обычно влияют субъективные и объективные обстоятельства. Субъективными можно назвать:

‒ Принципы и установки человека

Для стиля управления, подразумевающего грамотное соединение позиций единоначалия с одновременным привлечением сотрудников к вопросам управления и организации компании, при котором руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности и работает с ними в одной команде необходимым является демократический стиль управления.

Если же руководитель считает себя выше остальных, привык сам принимать все решения, полностью контролировать все процессы, протекающие в организации, то для него необходим авторитарный стиль управления.

‒ Специфика психического склада руководителя, разного рода личные качества

Например, наличие авторитета у руководителя. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями

‒ Уровень организационной культуры

Организационная культура, при которой сложились такие ценности как: традиции и преемственность, личность руководителя, верность и преданность ему подчинённых характерна для авторитарного стиля управления. Такие ценности как командный дух, энтузиазм и предприимчивость, инициатива, свежесть взгляда характерны для демократического стиля


К объективным же факторам можно отнести:

- Цели и задачи управленческой структуры

Для обыденных, часто повторяющихся задач, которые можно назвать стереотипными, применение авторитарного стиля управления является уместным, так как решение поставленных задач не требует коллективного мозгового штурма (все может решить руководитель единолично), но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой.

Для сложных задач, которые имеют творческую направленность, являющиеся оригинальными и неповторяющимися, необходимыми являются демократические формы управления или же либеральные, когда работники сами координируют свою деятельность и несут ответственность за реализованную работу.

- Уровень квалификации работников

Применение демократического и либерального стилей требует от подчиненных высокого уровня образования и квалификации, так как именно им руководитель делегирует компетентность и полномочия по решению конкретных задач.

Если же характер работы не требует высокой квалификации сотрудников, то есть работники полностью зависят от начальника и их удовлетворение потребностей в существовании, то благоразумным будет применение авторитарного стиля руководства.

- Характер мотивации сотрудников

При авторитарном управлении путем распределения материальных благ можно добиться успеха, также страх наказания – сильный мотивационный момент.

Применение моральных форм стимулирования, возможности перспективы карьерного роста, развитие навыков, удовлетворение потребности в принадлежности – все это имеет эффективное применение при демократическом, либо либеральном стиле.

Как видно, объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды.

К определению стиля руководства применяют обычно три переменные: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный. Подход с позиции личных качеств, согласно которому лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Поведенческий подход же основан на выводах, что главное - действия, манеры поведения по отношению к подчинённым. Третье связано с принятием ситуационности в качестве основы, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.

Каждый из определенных стилей имеет недостатки и преимущества, однако эффективность выбранного стиля управления будет зависеть от того, насколько он будет воспринят в первую очередь, руководителем учитывая его личные характеристики, состав руководимого им коллектива и характеристик непосредственных исполнителей.