Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие менеджмента и предпринимательства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент, как практика управления, охватывает весь спектр деятельности организации и процесса производства. Менеджмент включает в себя управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление персоналом, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Предмет менеджмента, как современной науки управления, охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций на всех этапах существования и отношений между сотрудниками в процессе управления.
Новая организация терпит крах, если в ней не обеспечивается должный уровень управления, а любая существующая организация быстро приходит в упадок, если оказывается невосприимчивой к инновациям. Изучение понятий менеджмента и предпринимательства с точки зрения правового статуса, выполняемых функций и особенностей позиций менеджера и предпринимателя, способствует упрощению задачи по организации их взаимодействия в рамках одного предприятия. Экономическая эффективность вследствие грамотного управления создает определенные гарантии дальнейшему функционированию предприятия, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать различного рода финансовые риски. На сегодняшний день, ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в позициях на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в государстве в целом, в состоянии торговли на международных рынках, что обеспечивает постоянное наличие риска. Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективной политике менеджмента и, как следствие, успешной производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.
Сегодня предпринимательский сектор экономики РФ занимает достаточно значительное место и его значение продолжает расти с каждым днем. Предпринимательство в настоящее время - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого государственная экономика и общество в целом не могут существовать и развиваться в нормальном русле.
Организации непременно необходимы постоянные реформы системы управления для получения прибыли и дальнейшего развития предпринимательского дела, что не представляется возможным без грамотного менеджмента, вследствие чего данная тема является актуальной на данный момент.
Основная цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть сущность, понятия, особенности и различия предпринимательства и менеджмента. Объект исследования: предпринимательство и менеджмент.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теорию менеджмента и предпринимательства; исследовать виды предпринимательской деятельности; изучить цели и задачи менеджмента; провести анализ различий менеджмента и предпринимательства в деталях.
ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и предпринимательства
1.1 Понятие менеджмента
Менеджмент - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Менеджмент - это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей [1, с. 51].
Объектом менеджмента является организация, к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры выполняют разносторонние профильные функции. В зависимости от направления обязанностей, различают такие специальности, как менеджер по производству, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по персоналу и т.д. Какой бы специализацией ни обладали менеджеры, все они решают общую задачу - получение максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Менеджеры организации, независимо от профиля, объединены общими стратегическими целями организации и вносят различный вклад в их достижение в зависимости от занимаемой должности и степени ответственности. В организации выделяют три уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена. Обязательным будет отметить, что обязанности менеджера и, соответственно, мера ответственности зависят от уровня должности и особенностей деятельности организации. Существуют менеджеры, которые отвечают исключительно за общие результаты работы организации и ее стратегическое развитие. В случае, если менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой деятельности, речь идет о функциональных менеджерах. В любом случае, рассматривая менеджмент, необходимо обратить внимание на его прямую связь с управлением, ведь управление - это основа, на которой возник менеджмент [15, c. 16].
Менеджмент организации есть орган, обеспечивающий управление в заданном ключе, вырабатывающий и принимающий решения. Менеджмент призван давать направление организации, которой он управляет. Он обязан установить ее цели и организовать ресурсы для достижения результатов, которые организация желает предоставить обществу [17]. Современный менеджмент помогает большинству предприятий и организаций определять свое будущее развитие. Один из известных исследователей проблем управления А. Файоль обращал внимание на то, что управлять - значит предвидеть, планировать, организовывать, наслаждаться, координировать и контролировать [15, с. 21].
Цели и задачи менеджмента. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности предприятия, в деятельности организации путем рационального управления производственным процессом, включая управление технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации персонала, творческой активности и лояльности каждого сотрудника. Менеджмент создает условия для успешного функционирования предприятия исходя из парадигмы, в которой прибыль - не причина существования организации, а результат ее деятельности. Целью менеджмента в подобных условиях является преодоление риска/рисковых ситуаций, а также их предупреждение, для чего требуются определенные резервные финансовые фонды и предоставление менеджеру определенной степени свободы принятия решений и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям. Основная задача менеджмента заключается в организации производства товаров и услуг с учетом потребностей конечного потребителя на основе мониторинга рынка, его анализа и имеющихся материальных и людских ресурсов для последующего обеспечения рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Менеджмент призван принимать грамотные управленческие решения. Перед руководителями постоянно возникают вопросы получения прибыли в условиях конкурентной борьбы на рынке, предотвращение рисков и банкротства, укрепления позиций компании на рынке. Для ответа на эти вопросы требуются современные знания и менеджмент, как наука, помогает их сформировать [15, с. 22].
Подход к управлению в менеджменте – это способ мышления по отношению к управлению и организации. Существует 3 основных подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный. Процессный подход предложил Анри Файоль. Согласно процессному подходу, управление - это процесс, который состоит из последовательности действий по управлению. Эти действия называют управленческими функциями.
Функций 4: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая управленческая функция – это самостоятельный процесс. Все четыре управленческие функции имеют две общие характеристики. Для всех функции необходимы: принятие решений (выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать); обмен информацией/коммуникация. Коммуникация нужна для того, чтобы: получить необходимую информацию; принять правильное решение; сделать это решение понятным для всех членов организации. Принятие решений и коммуникация - это связующие процессы в управлении, поэтому целесообразно очень кратко рассмотреть каждую из функций управления.
Планирование. Сущность первой функции менеджмента - планирования состоит в том, чтобы сначала определить цель организации, а потом найти метод достижения этой цели. Планирование отвечает на три основных вопроса (табл. 1): где мы сейчас находимся? куда мы хотим двигаться? как мы это будем делать? Планирование дает возможность руководителю направить работу всех членов организации на достижение общих целей и является не одноразовым действием, а непрерывным процессом. Это обусловлено двумя причинами: необходимостью изменять цель организации после достижения ранее поставленной; постоянно изменяющейся ситуацией во внутренней и внешней среде организации, вызывающей неопределенность будущего.
Таблица 1
№ п |
Три основных вопроса, на которые отвечает функция планирования |
Что должен делать руководитель |
1 |
Где мы сейчас находимся? |
Оценить сильные и слабые стороны организации (финансы, маркетинг, производство) и определить реальные возможности организации (анализ SWOT) |
2 |
Куда мы хотим двигаться? |
Оценить факторы внешней среды (конкуренция, клиенты, государственные законы), определить цели организации и возможные проблемы при достижении этих целей |
3 |
Как мы это будем делать? |
Распределить конкретные задачи между членами организации |
Для успешного планирования предпринимателю необходимо выявить, где и в каком состоянии, в настоящее время находится организация и определить где она должна оказаться по истечению определенного промежутка времени. Путь движения к поставленной цели, выраженный в конкретных, реальных и понятных персоналу действиях представляет собой план перехода из имеющегося состояния организации в желаемое. Причем, задачей менеджера является создание во внутренней среде таких условий, которые определяют желаемое состояние организации.
Организация. Сущность второй функции менеджмент предполагает создание определенной структуры, объединяющей элементы внутренней среды предприятия в оптимальные информационные и иерархические связи. Элементы организации делятся на две группы: работа, конкретные задания; люди, которые выполняют эту работу в организации (руководители и подчиненные). Функция организации должна отвечать на следующий основной вопрос (табл. 2): кто должен выполнять конкретные задания из общего количества всех задач организации, включая работу по управлению?
Таблица 2
Основной вопрос функции «организация»
Основной вопрос, на который отвечает функция «организация» |
Что должен делать руководитель (менеджер)? |
Кто должен выполнять конкретные задания из общего количества всех задач организации, включая работу по управлению? |
Подбирать людей для конкретной работы и делегировать им конкретные задания, права и ответственность на использование ресурсов организации |
Делегирование – способ, с помощью которого руководитель передает своим подчиненным конкретную работу со всеми необходимыми правами и ответственностью за ее выполнение. Подчиненный – это субъект делегирования. Субъекты делегирования берут на себя ответственность за выполнение своих обязанностей. Конкретная работа – это объект делегирования.
Мотивация. Организация может иметь хороший план и правильную структуру, но если работники организации не будут заинтересованы в своей работе, то не будет и результата, т. е. достижения цели. Поэтому очень важной функцией управления является функция мотивации. Мотивировать – это значит создать в человеке внутреннее побуждение к действию. Задача мотивации - сделать так, чтобы члены организации выполняли запланированную работу и все делегируемые им обязанности. Если ранее мотивация – это хлыст и угроза, очень редко – награда, то современная школа научного управления предложила прогрессивный экономический подход к проблеме мотивации: работник всегда будет работать больше и эффективнее, если будет получать больше вознаграждение. На сегодняшний день мотивация – это результат соединения потребностей человека (в том числе и нематериальных). Основной вопрос функции мотивации отражает таблица 3.
Таблица 3
Основной вопрос функции мотивации
Основной вопрос, на который отвечает функция мотивации |
Что должен делать руководитель (менеджер)? |
Как сделать, чтобы члены организации работали эффективно? |
Определить истинные потребности работников организации и обеспечить способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу |