Файл: «Организация общественной власти в первобытном обществе.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Древнейшим этапом развития человечества было первобытное общество. Коллективом первобытных людей сначала было человеческое стадо, потом племя. В небольших сообществах, объединявших родственников, система отношений между людьми была связана прежде всего с родственными связями, с отцовством.

Старейшего представителя человеческого объединения благодаря его авторитету и возраста признавали вождем. Неповиновение ему могло повлечь негативные последствия для самого «бунтовщика», который мог остаться без средств существования. Ведь именно опыт вождя обеспечивал элементарные условия для жизни первобытного коллектива. Когда племя увеличивалось, его чаще возглавляла совет старейшин.

Власть в первобытном обществе основывалась не на принуждении, а на семейном и родственном авторитете. Не было нужды в создании отдельного аппарата принуждения, насилия, управления. Важнейшие проблемы решались на общем собрании членов племени. Приказы вождя и старейшины воспринимались как обязательные. Между представителями общества не было значительных противоречий, имущество считалось общим собственностью всего коллектива.

Нормы, которые складывались в первобытном обществе, основывались на его экономических нуждах. Попытка уклониться от их соблюдения неизбежно приводила к усложнению жизни, ставила под угрозу существование человека и его близких. Эти нормы формировались в течение длительного времени и передавались из поколения в поколение, становились привычкой.

Целью работы является изучение власти в догосударственный период развития.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить организацию власти в первобытный период развития

- изучить социальные нормы в первобытный период развития

- изучить особенности власти и социальных норм в первобытный период развития.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной теории государства и права. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

1. ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ


1.1. Организация общественной власти в первобытный период развития

Бытует мнение, что для первобытного общества не характерен социальный и имущественный раздел. Люди проживали большой общностью, и все делили поровну: печали и радости, добычи и потери, женщин и детей. Так - то это так, но не совсем. Такая картина была только на ранних порах, в так называемом раннем каменном веке. Но даже первобытные люди – люди, и ничто человеческое им не чуждо. В том числе – и стремление к накоплению личного имущества и способности влиять на окружающих, поэтому власть в первобытном обществе получила свое первоначальное развитие[1]

Уже во времена расселения человека разумного типа, - кроманьонца, социальной структурой была родовая община. Основная ячейка общества – семья. Семьи объединялись в роды. Изредка, чтобы перебороть природный вызов или себе подобных, роды объединялись в родовые союзы. 

На каждом из уровней были предусмотрены свои нормы поведения, табу. Был строго регламентированный раздел труда – по возрасту и полу, раздел пищи и брачно-семейных отношений. Такая форма власти имеет название потестарной, от латинского слова «potestas» - власть. 

Чтобы сохранять все эти предписания, нужны были специально обученные люди, с ярко выраженными чертами лидера, способные постоять за интересы племени, за собственные интересы и не дать навязать чужие интересы. Такими людьми стали вожди.

Даже в первобытном обществе не было всё так просто и однозначно. И власть была разная, и способов контроля несколько.

Первый, наиболее уважаемый представитель власти – старейшина. Проживший достаточное количество лет, имеющий богатый жизненный опыт, он несомненно обладал мудростью и дальновидностью. В обязанности старейшин входил контроль повседневной жизни соплеменников, организация их труда, разрешение спорных ситуаций и многое другое. Чтобы стать старейшиной нужно немного – всего лишь дожить до старости. Следует отметить, что в первобытном обществе существовало действительное уважение и, в некотором роде, преклонение перед достигшими старости людьми. Скорей всего, это связано с тем, что в то нелегкое время дожить до 30 уже неимоверное везение, а чего уж и говорить о стариках. 


Никаких выборов это должность не предусматривала. Сообщество просто признавало преимущества своего соплеменника перед другими, так проявлялась первая примитивная власть в первобытном обществе[2]

Второй уровень власти в первобытном обществе – совет старейшин. Это временный орган, который созывался для рения каких-либо важных вопросов. Участниками совета были главы различных родов, которые собирались и принимали решения, касательно их общей жизни. Это могли быть спорные вопросы, вопросы санитарного плана (если на тот период был разгул эпидемии), сельскохозяйственные проблемы и многое другое.

Следующий на очереди в структуре власти – вождь. Он мог не отличаться особым умом и сообразительностью, для этого был старейшина, но вот быть физически развит и психологически подкован он обязан. Если старейшина руководил жизнью в мирное время, то вождь принимал бразды правления в военное время. Поэтому, в вожди брали самых смелых, ловких, храбрых, знающих приемы ведения боя, грубо говоря, - тактику и стратегию войны. 

Как и у старейшин, у вождей также был свой коллегиальный орган – совет вождей. На его собраниях решались вопросы о продолжении или прекращении войны, разрабатывалась тактика боя.

Чуть низшим, но всё ещё значительным органом власти были собрания всего взрослого населения, или воинов. В большинстве своем речь идет о мужском населении племени. Племена, населявшие северные территории созывали воинов, более южные, средиземноморские - всех взрослых мужчин. На рассмотрение выносились вопросы, которые затрагивали жизнь всего племени. Например, начало войны или заключение мира, уход с прежнего места жительства, в связи с истощением земли, или нарушение кем-либо табу, и решения о его наказании. 

Отдельную ступень в иерархии власти в первобытном обществе занимает жречество. Сюда можно отнести всех отправителей культа – колдунов, ведунов, магов и шаманов. Они ведали тайными знаниями, были ответственны за налаживание контактов с миром духов, за создание благоприятных климатических условий, исцеление или нанесения проклятия. Это уже закрытая организационная структура. И если в предыдущие органы власти при желании можно было попасть – нарастить силушку богатырскую, да дожить до преклонных лет, то здесь рядовой общинник был бессилен. Духи не желали общаться абы с кем, поэтому выходили на связь исключительно с теми, у кого был дар, в основном – это родственники жреца, так власть в первобытном обществе получила преемственность. Если такового ещё в поселении не завелось, то тот, кто пошустрей да по - смекалистей быстро занимал эту вакантную должность[3].


1.2. Особенности общественной власти в первобытный период развития

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать социальную характеристику власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнения в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытно-общинного строя колеблется в пределах последних 5 – 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других частях земного шара – еще позднее.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.


Для первобытно-общинного строя были характерны следующие черты:

- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

- экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода – и мужчины, и женщины – имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – "первобытно-общинный строй", а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

На поздних стадиях существования родового строя начался процесс его разложения: отпочкование новых родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований братств (фратрий) и племен.

Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды.