Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Северодвинск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы повышения эффективности управления муниципальными образованиями в РФ определяется необходимостью их устойчивого развития, обеспечения стабильной социаль­ной и экономической ситуации в РФ, ее муниципалитетах.

Важность развития экономики и социальной сферы подчеркивается тем, что их уровень развития является индикатором прогресса государства и общества, и зависит, в большей степени, не от роста доходов и материального уровня достатка у населения, а от состояния здоровья граждан, уровня и доступности для всех слоев социального обеспечения и прочих социальных факторов, обуславливающих развитие личности.

РФ в соответствии с Конституцией РФ, является социальным государством, наша страна ориентирована на приоритет социальных расходов. В то же время, в некоторых регионах и муниципалитетах, обеспечить высокий уровень жизни, доступность, всеобъемлемость и эффективность социальных гарантий и льгот для граждан пока достичь не удается.

Проблематика исследования обусловлена несовершенством действующей системы управления в отдельных муниципальных образованиях. Вопросам управления муниципалитетов посвящено большое количество работ, однако недостаточно комплексных исследований по специфике оценки эффективности управления на уровне муниципальных образований.

В настоящее время вопросами управления муниципальными образованиями занимаются С.А.Авакьян, Г.В.Атаманчук, Т.Я. Хабриева, М.В.Глигич-Золотарева и другие.

В то же время, в имеющихся многочисленных исследованиях не в полной мере рассматриваются вопросы, касающиеся комплексной оценки эффективного управления в муниципальном образовании.

Цель курсовой работы – анализ особенностей управления муниципальным образованием «Северодвинск».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы управления муниципальным образованием;

  • выполнить анализ особенностей управления городом в МО «Северодвинск»), выявить проблемы;
  • разработать предложения по решению проблем и повышени эффективности управления в муниципальном образовании «Северодвинск».

Объект исследования - МО «Северодвинск».

Предмет исследования – особенности управления МО «Северодвинск».

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, анализ и синтез, дедукция и индукция, функциональный и структурный методы научного исследования.


Информационную базу исследования составили совокупность специальной, научной и учебной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Архангельской области и МО «Северодвинск», статистическая, справочная и периодическая литература, а также Интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования основ управления МО «Северодвинск» способствуют расширению теоретической базы, которая может быть востребована студентами при изучении основ функционирования местного самоуправления в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть полезны при изучении основ управления и деятельности органов местного самоуправления в России.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Муниципальное образование, как объект управления

Рыночные реформы в Российской Федерации поставили в полный рост проблему упадка большинства муниципалитетов России. Особо острая ситуация с экономикой и социальной сферой поселений в сельской местности, которая нега­тивно сказалась на возникновении феномена сельской бедности [8].

Муниципальное образование – это сложная социально-экономическая система, которая характеризуется системными процессами и организационной устроенностью жизнедеятельности граждан. Являясь сложной социальной системой, муниципальное образование устроено из нескольких подсистем, при этом ключевые подсистемы являются сферами жизни общества (рисунок 1).

Сферы общественной жизни подразделяют, как правило, на экономическую, политическую, социальную и духовную.

Рисунок 1 - Сферы общественной жизни [2]

Являясь крупными, устойчивыми относительно самостоятельными подсистемами человеческой деятельности сферы общественной жизни сферы включают в себя:

- конкретные формы человеческой деятельности (к примеру: образование, политика, религия);

- общественные институты (к примеру: школа, семья, церковь, политическая партия);


- взаимоотношения людей (к примеру: товарно-денежные отношения, форум для работников сферы здравоохранения).

Специфическая структура, выражающая связи между многочисленными сторонами общественной жизни образует так называемый сферный подход в анализе общества – с помощью которого общество может целостно анализировать социальные процессы, фиксируя функции взаимодействующих сфер, которые обеспечивают единообразие элементов данной структуры.

Таким образом, ключевой генеральной целью воспроизводства является общественное развитие территории. Такое развитие возможно за счет реализации мер по повышению благосостояния граждан, изменения в сторону улучшения набора потребностей, повышения эффективности и уровня жизнедеятельности граждан и домохозяйств. Системное представление управления муниципальным образованием можно охарактеризовать в виде управления всей совокупностью отраслей и взаимосвязей (здравоохранение, образование и др.), так, чтобы их деятельность была направлена исключительно на развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни граждан территории.

1.2 Особенности государственного и муниципального управления локальной территорией

Конституция Российской Федерации  закрепила организационную независимость местного самоуправления от органов государственной власти, тем самым определяя их структурную и организационную самостоятельность, но не функциональную. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность методов организационно-правовых форм, обращенных на совместное решение общегосударственных и задач местного значения.

На протяжении последних лет в нашей стране ведется постоянный поиск оптимальных форм управления муниципальным образованием и деятельности (наделением полномочий) муниципальных органов в такой управленческой деятельности. Актуальность этого вопроса обусловлена главным образом недостатками, существующими в настоящее время в этой области [9].

В период, обозначенный XX-XXI вв. во многих странах, включая Российскую Федерацию, ознаменовался крупномасштабными реформами, сконцентрированными на преобразование систем государственного управления [11]. В России отмечается две крупномасштабные реформы местного самоуправления. Первая, проводимая на базе Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляет Конституцией Российской Федерации организационную и функциональную независимость местного самоуправления.


Вторая реформа, правовой основой которой является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], органам местного самоуправления делегируются полномочиями на решение вопросов местного значения. Причем в некоторых случаях сами муниципальные образования оказались существенно ограничены в возможности влиять на построение местного самоуправления, которые существовали прежде.

Между органами государственной власти и местным самоуправлением могут возникать, а на практике оно так и происходит, различные противоречия, которые могут быть вызваны, например, несовершенством законодательства, бюрократическими процедурами, из-за попыток со стороны отдельных чиновников и государственных структур игнорировать, не учитывать особенности местного сообщества, его традиции, обычаи и менталитет [8].

Нормативно-правовая база управления муниципальным образованием на современном этапе развития нашей страны представлена многочисленными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Функционирование органов местного самоуправления протекает в непрерывном взаимодействии с государственными органами в разных формах, к примеру, правовое, аналитическое и информационное обеспечение социальной сферы, совместное решение поставленных задач и других. Взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается не только на подчинении, но также и на взаимной заинтересованности в слиянии ресурсов в целях повышения качества жизни населения страны. Именно успехи в сфере взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления  являются показателем продуктивной и многогранной деятельности государства.

Для гармонизации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части управления муниципальным образованием, необходимо чтобы выполнялись следующие требования:

  • целенаправленность во взаимодействии;
  • организующая направленность взаимодействия;
  • единство социальных и экономических целей  органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • необходимо чтобы своевременно органам местного самоуправления передавались субвенции на исполнение переданных государственных полномочий;
  • процедуру предоставления отчетов (об использовании им на осуществление переданных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств) необходимо упростить;
  • оказываться методическая помощь органам местного самоуправления;
  • должен соблюдаться баланс интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • соразмерность административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления;
  • учитываться компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • соблюдение принципа законности;
  • власть должна быть децентрализована;
  • должна соблюдаться гласность [6].

Нормативно закрепленное понятие государственного управления установлено ФЗ от 28 июня 2014 года N172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2], и оно основано на широком подходе: государственное управление – это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Фундаментом механизма управления системой органов власти является национальное законодательство. Обеспечительным фактором процесса государственного управления является совокупность различного рода социальных учреждений и институтов [2].

Успешность управления муниципальным образованием в значительной мере зависит от эффективности взаимодействия локального сообщества с муниципальной властью. Прежде всего, здесь необходимо выделить роль обратной связи между муниципальной властью и местными сообществами. Органы МСУ получают информацию от гражданского общества о тех или иных социальных проблемах территории, и на ее основе реализуют стратегию развития муниципалитета, а также решают проблемы населения территории.

Таким образом, успешность системы местного самоуправления предполагает конструктивный диалог и ориентацию на совместное решение социальных проблем локальных территорий. Такое взаимодействие должно базироваться на заинтересованности с обеих сторон, готовности делиться полезной информацией. Эффективность взаимодействия власти и сообщества предполагает, что граждане не должны являться «объектом» управления, ожидающим помощи со стороны муниципальных органов власти, но равноправными субъектами такого взаимодействия. Субъектам, реализующим эффективное государственное и муниципальное управление, в том числе и органам исполнительной власти, присвоен конституционный статус, в котором по умолчанию предусмотрена воз­можность применения к органам государственного и муниципального управления мер конституционно-правовой от­ветственности.

2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В МО «СЕВЕРОДВИНСК»