Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Описание модели педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе нашего исследования были замечены следующие достоинства модели педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников. Для изучения конкретного материала требуется в среднем на 30% меньше времени, чем обычно, а знания, приобретенные учащимися, сохраняются в памяти намного дольше, ведь именно опора на мультимедиа повышает эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся благодаря использованию зрительных и звуковых демонстраций, выделения главной мысли. Учителю во время выступления не надо поворачиваться к доске, и таким образом он не теряет контакта с классом, не тратит время на списывание текста или других заданий на доску. Нужный объем информации можно воспроизводить на экране, в формате, видимом всем учащимся, а детям стало намного отвечать, когда они опираются на отображаемый на экране план выступления.

Выводы по главе

Исследовательская работа по созданию и описанию модели педагогических условий формирования учебной мотивации у младших школьников показала, что развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов, характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебную мотивацию и достигать поставленных целей. В ходе нашей работы мы определили педагогические условия формирования положительной мотивации младшего школьника к обучению и наиболее эффективные приемы для создания проблемных ситуаций.

Обучение учащихся начальных классов невозможно без применения на учебных занятиях игры или различных игровых технологий. Это один из наиболее результативных методов обучения, он не только оптимизирует интеллектуально-практические и творческие возможности ребенка, но и позволяет привлечь его к учебному процессу. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

На основе анализа и обобщения теоретического и практического материала мы разработали модель педагогических условий формирования учебной мотивации учащихся начальных классов, в которой представлена система приемов и средств повышения мотивации учебной деятельности учащихся.


Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию мотивации учебной деятельности у младших школьников

2.1. Организация исследования и методы диагностики учебной мотивации

С целью выявления эффективности модели педагогических условий для развития учебной мотивации младших школьников было проведено исследование, которое состояло из трех этапов – констатирующего, формирующего, контрольного. Респондентами выступили учащиеся 2-х классов общеобразовательной школы № 9 г. Березовского в количестве 51 человек, из них 25 детей учащиеся 2 «А» класса и 24 ребенка учащиеся 2 «Б» класса. Все дети обучаются по одной образовательной программе УМК «Школа России».

Опросы проходили в течение двух дней, в первой половине дня. Исследование занимало в среднем 40-50 минут и проводилось в учебных классах, то есть в привычных для учащихся условиях.

Цель опытно-поисковой работы состоит в изучении влияния педагогических условий на становление и развитие учебной мотивации младших школьников и определении эффективности применения дидактических приемов, направленных на развитие учебной мотивации младших школьников.

В опытно-поисковой работе проверялась вводимая гипотеза исследования: эффективность процесса формирования учебной мотивации младших школьников повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы реализовать модель педагогических условий, включающую следующие компоненты:

- целевой, в котором конкретизированы задачи, связанные с созданием педагогических условий формирования учебной мотивации школьников;

- мотивационный, в котором представлены формируемые у школьников учебные мотивы;

- содержательный, включающий методы и формы организации учебной деятельности, используемые для создания в образовательном процессе педагогических условий;

- критериальный, в котором указаны критерии сформированности учебной мотивации;


- результативный, включающий характеристику планируемых результатов обучения.

Для того, чтобы определить сформированность мотивации учебной деятельности мы использовали следующие методики:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой; Лесенка «Зачем я учусь» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой).

Данные методики соответствуют цели исследования и удобны при одновременном исследовании большого числа испытуемых. Перейдём к описанию этих методик.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Методика Н.Г. Лускановой предназначена для определения уровня учебной мотивации. Данная анкета состоит из десяти вопросов, которые отражают отношение детей к учебному процессу и школе, эмоциональные реакции на школьную ситуацию. Автор методики замечает, что если у ребенка присутствует мотив хорошо выполнять требования, предъявляемые школой и показать себя с лучшей стороны, то он проявляет активность в запоминании и отборе необходимой информации. При низком уровне мотивации учения наблюдается снижение школьной успеваемости.

Данную анкету мы использовали в форме групповой диагностики. Зачитывали вопросы вслух, предлагали варианты ответов, а учащиеся должны были обвести те ответы, которые им подходят в бланке для ответов.

Для вычисления общего балла для многих шкал нужно просто сложить все значения вопросов, совпадающих с ключом.

Опросный лист с инструкцией для испытуемых представлен в Приложении 1.

Интерпретация производится в соответствии с пяти основными уровнями мотивации учения. Таблица с числовыми показателями и их интерпретацией представлена в Приложении 2.

Лесенка «Зачем я учусь» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой)

Данную методику применяют для диагностики мотивации учения младших школьников. Методика разработана Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения сферы мотивации учащихся М.В. Матюхиной, модифицированная с учетом выделенных Н.Ц. Бадмаевой дополнительных учебных мотивов (мотива творческой самореализации и коммуникативного мотива).

Проводится три серии испытаний.

Серия 1. Ребенку предлагаются карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Учащемуся необходимо выбрать все карточки с мотивами, которые имеют для него большое значение для учения.

Серия 2. Из всех карточек надо выбрать только семь карточек, на которых написаны, по мнению ребенка, самые важные суждения.

Серия 3. Из всех карточек надо выбрать только три, на которых написаны особенно важные для него суждения.


При анализе результатов учитываются случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у ребенка наблюдались одинаковые ответы, в другом случае, выбор не учитывается, так как считается случайным.

Тестовый материал с инструкцией для испытуемых представлен в Приложении 3.

Анализ результатов осуществляется в соответствии с ключом (Приложение 4).

Первичная диагностика проводилась с помощью анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Обследование проводилось в групповой форме, в присутствии классного руководителя. Для каждого учащегося был подготовлен индивидуальный лист с вопросами анкеты и бланк для ответов. Каждый ребенок в классе заполнял бланк самостоятельно.

К обработке принято 49 анкет (25 – из экспериментальной группы, 24 – из контрольной группы).

После проведения диагностики учащихся полученные нами данные были обработаны в соответствии с ключами. Рассмотрим результаты, которые были получены по каждой из методик отдельно.

Первым этапом стала обработка данных по методике «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой», характеризующих отношение учащихся к школе (выборка – 49 человек). По каждой анкете были подсчитаны результаты и соотнесены с нормативными показателями (Приложение 2).

Анализируя полученные результаты в ходе анкетирования, мы отметили, что распределение детей по уровням мотивации в экспериментальной и контрольной группах близко друг другу. Стоит заметить, что различия по уровням в разных классах незначительные, разброс составляет до 7%, что свидетельствует о схожем изначально составе групп на начало исследования. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение испытуемых в контрольной и экспериментальной группах по уровням развития мотивации

На рисунке 1 отражен процент учащихся обеих групп по каждому уровню школьной мотивации. Расчёты производились путём сложения полученных испытуемыми баллов по всей анкете.

Проанализировав полученные результаты обеих групп, можно сказать, что менее чем у 30% детей в обоих классах есть познавательный мотив, у таких детей есть стремление наиболее успешно выполнять все требования, которые предъявляет школа. Такие учащиеся следуют указаниям педагога, ответственны и добросовестны, очень переживают, если получают плохие оценки.

Из Рисунка 1 видно, что большее количество учащихся из контрольной группы успешно справляются с учебной деятельностью, они не проявляют сильной зависимости от жестких норм и требований, чем те школьники, которые вошли в экспериментальную группу. Познавательные интерес у данной категории учащихся выражен менее значительно, они больше ориентированы на социальные мотивы учебной деятельности.


Около 35% опрошенных в обеих группах положительно относятся к школе, но школа привлекает таких детей внеучебными сторонами.

Оставшаяся часть опрошенных школьников посещает школу без особого желания, и имеет различные трудности с освоением нового учебного материала.

Из представленных результатов видно, что недостаточный уровень развития мотивации к школе имеет большинство учащихся в обеих группах. Это можно объяснить некоторыми социокультурными особенностями их окружения, возможно недостаточной заинтересованностью родителей в образовании своих детей, или наоборот гиперопека и частая подмена своими действиями учебных действий детей, что приводит к безразличию и незаинтересованности по отношению к учебной деятельности.

С целью изучения структуры мотивации школьников использовалась методика «Лесенка «Зачем я учусь» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой).

Данная диагностика выполнялась индивидуально с каждым ребенком, в присутствии классного руководителя.

Учащиеся в виде лесенки раскладывали карточки с познавательными и социальными мотивами учения. После чего, осуществлялся анализ только четырех верхних карточек в иерархии. В случае если соотношения познавательных и социальных мотивов получались равные, можно было говорить о гармоничном развитии сферы мотивации школьника, в других ситуациях отмечалось преобладание одного из мотивов. Результаты диагностики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Показатели выраженности мотивов в структуре учебной мотивации учащихся

Результаты исследования показали, что между показателями испытуемых в группах явных отличий не наблюдается. Результаты данного теста говорят о том, что у детей в экспериментальной и контрольной группах преобладают социальные мотивы учения и составляют более 45% в каждом классе. Гармоничное сочетание социального и познавательного мотивов наблюдается менее, чем у 20 % испытуемых в каждой группе.

Мы видим, что познавательный мотив выражен менее, чем у 50% учащихся в обеих группах. Большинство детей имеют социальные мотивы учения. То есть школьники учатся для того, чтобы приносить пользу людям, чтобы учитель и родители были довольные его успехами, чтобы в классе было уважение.

По результатам констатирующей диагностики можно сделать вывод о том, что низкий уровень познавательной мотивации имеют большинство младших школьников. Эти дети неохотно ходят в школу, с трудом справляются с учебной деятельностью. У них не сформированы познавательные мотивы, отсутствует гармоничное сочетание мотивов учения. Дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.